Рерих, Константин Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Святослáв Николáевич Рéрих ( 10 [23] октября 1904 , но в некоторых источниках, в том числе БСЭ, ошибочно указана дата 23 октября [ 5 ноября ] 1904 , Санкт-Петербург — 30 января 1993 , Бангалор ) — русский и индийский художник , общественный деятель , коллекционер восточного искусства, почётный член Академии Художеств СССР ( 1978 ) . Основные жанры картин — пейзажи , портреты , символические композиции . Сын Николая и Елены Рерих.
Святослав Николаевич Рерих родился 10 (23) октября 1904 года в Петербурге в семье русского художника, деятеля искусств Николая Константиновича Рериха и его супруги Елены Ивановны Рерих . Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой , посещал уроки Рисовальной школы Общества поощрения художеств , проявлял интерес к естественным наукам , который гармонично переплетался с природными художественными способностями.
Я очень интересовался орнитологией , зоологией . Елена Ивановна собирала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия . Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни. <…> Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями.
С 1913-го по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии Карла Мая , именно там он получил первые уроки рисования. В двенадцать лет Святослав уже помогал отцу, художнику Николаю Рериху натягивать на подрамники холсты и готовить краски. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам. Святослав помогал отцу в работе над росписью храма Святого Духа в Талашкино .
С 1916-го по 1918 год он вместе с семьёй живёт в Финляндии , где в 13-летнем возрасте пишет первый портрет отца.
С 1919 года Святослав Рерих обучается в Лондоне , в Королевской академии искусств, где изучает архитектуру. Продолжая занятия живописью, участвует вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер « Снегурочка », « Садко », « Князь Игорь ». Николай Рерих так оценил живопись своего сына:
В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. <…> Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, кто волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное!
В США Святослав Рерих продолжает архитектурное образование, сначала в школе Колумбийского университета на архитектурном отделении, где после окончания получает степень бакалавра, а затем Гарвардского университета , одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса . В это же время занимается живописью, книжной иллюстрацией и графикой.
В 19 лет в 1923 году он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке . В том же году впервые посетил Индию.
В 1924 году вернулся из Индии в США, где принимал активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами . Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся в Центрально-Азиатской экспедиции , поддерживали контакты с «внешним миром».
В Америке, наряду с выполнением многочисленных общественных обязанностей, продолжает занятия живописью, критики начинают замечать его художественный талант. В Нью-Йорке, в Галерее Арден, прошла его первая персональная выставка. Художник был замечен прессой. В 1925 году ему была присуждена высшая награда — Гран при на выставке в Филадельфии , посвящённой 150-летию этого города, где экспонировалось около ста его произведений.
Закончив учёбу, с 1931 года Святослав Николаевич постоянно проживает в Индии, переехав из США к своей семье. В Индии он принимает активное участие в её общественной и культурной жизни и всё больше времени отдаёт живописи. Он любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Красоту, разнообразие культурных традиций и утончённость духовных достижений Индии Святослав Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах.
Наряду с пейзажами пишет много портретов. Является автором около 30 портретов своего отца. «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии», написанный в 1933 году, считается одной из самых ярких и значимых картин в творчестве художника. Огромные во весь рост портреты премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и Индиры Ганди , написанные Святославом Рерихом, украшают две панели стен исторического Центрального зала парламента Индии в Нью-Дели .
В 1944 году Святослав Рерих встретился с одной из самых почитаемых киноактрис 1930-х, начала 1940-х годов Девикой Рани , когда в работе над одним из фильмов понадобились новые декорации, за которыми она обратилась к художнику. В 1945 году Святослав Рерих и Девика Рани поженились в . Во время свадьбы все 365 расположенных в долине храмов прислали своих представителей встречать Девику. Девика Рани не только стала соратницей своего мужа в изучении индийской культуры и фольклора, она была его музой .
Е. И. Рерих отмечала:
Она, несомненно, лучшая среди индусских артисток, самая любимая и глубоко почитаемая.
Она прекрасный человек и европейского образования, кроме того, она внучатая племянница Тагора , и высокая врожденная культурность этой семьи ярко выражена во всей её жизни. Мы очень полюбили её, она с мужем проводила у нас лето и осень. Н. К. [Николай Рерих] очень ценил её чуткость и удивительно ровный характер.
|
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
|
Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», возглавлял работу естественно-научного отдела. В круг его интересов входили орнитология , ботаника , минералогия , тибетская фармакопея, химия и её алхимические истоки, сравнительное религиоведение , философия , искусствознание , культурология , астрология . Художественное и литературное творчество Святослава Рериха, а также его исследовательская, педагогическая и общественная деятельность были связаны с идеями Живой Этики . Он был не только последователем этой религиозно-философской системы, но и одним из её идеологов.
В июле 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз , Святослав Николаевич телеграфирует послу СССР в Лондоне И. М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии , но получает отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой войны Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.
После 1947 года Святослав Рерих проводит работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. В письме к Х. Кабиру он отмечал:
«Я рад отметить, что Правительство Индии с симпатией относится к тем целям, которые мы имеем в виду, и одобряет Пакт Рериха <…> Я очень хочу сейчас, чтобы именно эта страна и именно в это время могла стать активным борцом за культурные принципы, содержащиеся в этом Пакте <…>»
Благодаря усилиям Святослава Рериха в августе 1948 года Индия присоединилась к этому документу. В течение последующих лет Святослав Рерих активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.
В 1948 году Святослав Рерих и его супруга приобрели у британского подданного усадьбу «Татагуни», которая расположена в 20 км от Бангалора . При жизни художник мечтал превратить эту усадьбу, занимающую территорию около 135 Га, в культурно-научный центр .
Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре , созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша . Сюда принимались дети с трехлетнего возраста. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике. Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка.
Святослав Николаевич отмечал: «В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даём мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. <…> Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству».
Начиная с 1977 года Святослав Николаевич оказывал школе финансовую поддержку. Святослав Рерих известен как основатель и почётный президент культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданного в Бангалоре в 1972 году и ставшего отделением местного университета.
Святослав Рерих неоднократно бывал в СССР. Каждый его приезд был заметным событием советской, а затем и российской культурной жизни .
Первая выставка картин С. Н. Рериха на родине открылась 11 мая 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , а спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа .
В 1974 году Святослав Николаевич привёз из Швейцарии от К. Кэмпбелл-Стиббе дарственную на 42 картины русской архитектурной серии своего отца, которую вручил Министерству культуры СССР . Позже К. Кэмпбелл-Стиббе передала в дар СССР ещё около ста картин Николая и Святослава Рерихов .
В этом же году в СССР отмечался юбилей Николая Рериха. В связи с этим Святослав Рерих привез для выставки в Москву из Индии 288 картин своих и отца. Далее, по желанию художника картины широко экспонировались на передвижных выставках по стране. Позднее они были переданы на временное хранение в Государственный музей Востока .
В 1984 году Святослав Рерих со своей женой Девикой Рани участвовал в трёхдневной международной конференции в Москве , посвящённой вкладу семьи Рерихов в мировую культуру. В это же время он открыл юбилейную выставку в связи со 110-й годовщиной со дня рождения отца и своим 80-летием. Эти даты отмечались в СССР в течение года. Именно тогда было принято решение о создании Музея имени Н. К. Рериха .
В мае 1987 года состоялась встреча с Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёвым. В ходе встречи обсуждались предложения С. Н. Рериха: создание музея Рериха и культурного центра под эгидой Министерства культуры и Академии наук; создание научного центра в Куллу («Урусвати»); издание книг Н. К. Рериха; передача художественного наследия Н. К. Рериха из московской квартиры Ю. Н. Рериха в музей.
Летом 1989 года Р. Б. Рыбаковым в Москву было привезено письмо Святослава Николаевича Рериха, где он предлагал создать общественный Музей им. Н. К. Рериха и Фонд, который бы содержал этот музей. Письмо было опубликовано и вызвало у значительной части деятелей культуры и науки большую заинтересованность. В письме Рерих дал концепцию будущего музея и его организационные принципы, одним из главных положений которых была независимость музея от государственного аппарата и неподчинение его ни Министерству культуры, ни Музею Востока. На пост директора этого музея Святослав Николаевич предложил Л. В. Шапошникову, индолога, доцента МГУ.
В октябре того же года на , а 4 ноября вышло постановление Совета Министров СССР, в котором была поддержана идея Рериха.
В это же время в Москву с визитом приехал сам Святослав Николаевич и, встретившись с М. С. Горбачевым, обсудил проблемы будущего Музея и Фонда. По завершении визита Рерих пригласил Л. В. Шапошникову приехать к нему в Бангалор (Индия) и «поработать с наследием».
В 1990 году наследие старших Рерихов было передано Советскому Фонду Рерихов (СФР) на основе юридически заверенного и подписанного им документа. Для деятельности СФР Мосгорисполкомом была выделена городская усадьба Лопухиных . В 1997 году в ней был создан Музей Рерихов (с 2019 г. находится на ВДНХ ).
|
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
|
Свой путь художника Святослав Николаевич Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал. Святослав Николаевич отмечал: «Удавшийся портрет — это больше, чем простое сходство». Помимо портретной , он обращается к пейзажной , эпической, жанровой и символической живописи и во всём проявляет себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор.
Вышедшие из-под его кисти полотна — изящны, лаконичны, в них точно передан духовно-эмоциональный образ человека. Только портретов своего отца он написал около тридцати, один из них был приобретён Люксембургским музеем в Париже . В ту пору Святославу Рериху было 35 лет. Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются портреты его родителей. Многое в произведениях художника свидетельствует о влиянии на него творчества отца. Как отмечал сам Святослав Рерих: «Истоки моего искусства неразделимо связаны с Николаем Константиновичем» . В то же время, продолжая в живописи традиции своего отца, Святослав пошёл своим собственным путём. У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя техника исполнения.
За выдающиеся достижения в области культуры , а также за вклад в дело мира Святослав Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых:
Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, потому что диплом к ней был подписан Николаем Константиновичем Рерихом .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|