Война гуарани
- 1 year ago
- 0
- 0
«Весёлые звёзды»
—
советский
полнометражный
художественный фильм
, поставленный на киностудии «
Мосфильм
» в
1954 году
.
Жанр сатирической музыкальной
комедии
стал как бы внешней оболочкой фильма-ревю — каскада эстрадных номеров с участием артистов разных жанров, причём самые популярные играют самих себя. Предвестник развлекательного «лёгкого» жанра на советском телевидении. Фильм вышел на экраны 19 июля 1954 года
. До конца года картину посмотрели 31,5 миллионов зрителей, по итогам года она заняла пятое место в прокате.
Киевский дуэт начинающих конферансье —
Тарапунька и Штепсель
едет в Москву для участия во Всесоюзном конкурсе молодых артистов эстрады. В поезде их соседями по купе оказывается немолодая семейная пара, при ближайшем знакомстве — из карьеристов, что подтверждает злободневность подготовленного номера.
Выступление конкурсантов довольно скоро находит поддержку большинства членов жюри, но тут же возникает интрига — признанные мастера конферанса не спешат открыть дорогу молодым конкурентам.
В столичной суете Тарапуньку и Штепселя поджидают необычайные приключения, как и новые знакомства. Лишь только случай помогает киевлянам вновь выйти на сцену и провести концерт с популярнейшими артистами эстрады и кино.
Режиссёрский сценарий фильма был готов в конце октября 1953 года. Этому предшествовала продолжительная работа творческого коллектива.
Фильм-концерт должен быть не набором пусть даже лучших и разнообразных номеров, а цельным произведением…
По первоначальным замыслам сценаристов Клавдия Шульженко должна была исполнить в фильме уже знакомые зрителям песни. Евгений Помещиков и Владимир Типот написали большую сцену, в которой изобразили выступление певицы так, как им оно представлялось.— о первоначальном варианте сценария в книге Г. А. Скороходова «Три влечения Клавдии Шульженко»
Сама Шульженко , однако, сочла, что появляться перед огромной зрительской аудиторией с хорошо знакомым репертуаром нецелесообразно, и поделилась своими соображениями с Верой Строевой . Та согласилась, и сценаристы приступили к переработке сценария. Шульженко же предложила обратиться к Исааку Дунаевскому , с которым они были знакомы с 1930-х годов по работе на картине М. Авербаха « ». Весьма занятый работой над опереттой «Белая акация», композитор всё же дал согласие сочинить несколько песен:
Для фильма будут написаны четыре оригинальные песни на слова поэта М. Л. Матусовского.
- «Утренняя песня», с которой начинается фильм.
- «Песня о Москве» — песня, выражающая чувства человека, подъезжающего к столице нашей Родины.
- «Песня о звёздах» — лирическая песня для К. Шульженко с хоровым вариантом. Сопровождение оркестра в 60 человек.
- «Песня о Родине» — финальная песня фильма патетического и патриотического характера, предлагаемая к исполнению солистами, хором из различных национальных коллективов. Сопровождение — большим симфоническим оркестром 75—80 человек.
В процессе работы над картиной акцент с песен патетических был перемещён в сторону лирики: вместо «Песни о Москве» появился вальс «Молчание» (см. ниже раздел «Съёмки»), а вместо «Песни о Родине» — «Песня о ротном запевале», написанная специально для Утёсова. Остальные 12 инструментальных пьес в ритмах быстрого и медленного фокстрота, танго, вальса-бостона, румбы и так далее написал Александр Цфасман . Все они были записаны с джаз-оркестром под управлением автора ещё до начала съёмок .
По воспоминаниям
Клавдии Шульженко
, павильонные съёмки в основном проходили по ночам
. Сложно-постановочные изобразительные задачи были решены при помощи
комбинированных съёмок
:
- номер
Рины Зелёной
, и вправду оказавшейся размером с детскую куклу;
- «встреча»
Л. Утёсова
с персонажами своих песен, в частности Костей из «
Весёлых ребят
»;
- наконец, всевозможные кинотрюки в сатирическом эскизе
Тарапуньки и Штепселя
на тему современной абстрактной живописи.
Так или иначе, заключительная часть фильма превращалась в последовательность отдельных, почти никак не связанных номеров, что противоречило изначальному замыслу режиссёра. Тогда Шульженко предложила сцену репетиции, где ей самой можно было бы познакомиться с ведущими концерта, просто поговорить с ними. Для нового эпизода понадобилась ещё одна песня, и Шульженко сама обратилась к Дунаевскому .
Через несколько дней, — вспоминала Клавдия Ивановна, — Дунаевский позвонил мне:
— Приезжайте, у меня, кажется, получилась неплохая мелодия. Г. А. Скороходов , из главы «Не спугни очарованья…»
А следом Матусовский написал к ней слова. Так родился вальс «Молчание», впоследствии ставший одним из самых любимых произведений К. Шульженко .
Важные изобразительные эпизоды на натуре были также решены при помощи комбинированных и трюковых съёмок:
- ещё только строящиеся
сталинские высотки
, являющие новый образ послевоенной Москвы, вся страна смогла увидеть на экране уже без кранов;
- «Полёты»
Мирова
с
Новицким
на аттракционе в парке, снимавшиеся по технологии
блуждающей маски
в две экспозиции — первая часть вместе с крупными планами актёров предварительно были отсняты на «
Мосфильме
» перед
инфраэкраном
;
- наконец, шуточный эпизод с близнецами-акробатами: внимательный зритель не может не заметить утрированную скорость исполнения трюков, что случается, когда съёмка ведётся с пониженной частотой кадров.
«Утренняя песня»
«Песенка Куклы»
«Молчание»
«Звёзды милой Родины»
«Песня о ротном запевале» («С песней по жизни»)
Музыкальное сопровождение:
Рецензии в советских печатных изданиях приветствовали появление фильма об эстраде, прежде обойдённой пристальным вниманием кинематографистов. Одобрения заслужил и сам принцип построения картины — как цельное представление с единым сюжетом .
Он долго не сходил с экрана, десятки газет опубликовали восторженные (в разной степени) отзывы. Причину успеха его вряд ли можно объяснить отсутствием в те годы новых музыкальных и комедийных лент. Фильм привлёк зрителя прежде всего парадом любимых эстрадных звёзд и замечательной музыкой.
— Г. А. Скороходов «Три влечения Клавдии Шульженко»
Вместе с тем, критике подвергся замысел фильма с желанием рассказать о конкурсе молодых дарований, о том как начинающие артисты «пробивают» дорогу на большую эстраду через бюрократизм, равнодушие, зависть.
Однако сюжет этот не «подкреплён» реальным желанием самих авторов картины выдвигать новые таланты. В фильме нет эстрадной молодёжи, нет ни одного нового имени. Роли же молодых талантов, пробивающихся на сцену, исполняют… одни из самых популярных артистов эстрады — Ю. Тимошенко и Е. Березин.
— В. Н. Шалуновский « Советская культура » № 88 1954
К упущениям со стороны создателей было отмечено и заметное преклонение перед «именами», снижение требовательности и хорошего вкуса, когда конечная художественная форма отдельных номеров, их киновоплощение не соответствует уровню исполнителя. По мнению Владимира Шалуновского именно таким получился весьма средний эпизод выступления Клавдии Шульженко .
В 1954 году фильм под названием «Vidám csillagok» вышел на экраны Венгрии, а в 1955 году под названием «Variety Stars» — на экраны США .