памятник архитектуры
(местного значения)
Дом с химерами
(
укр.
будинок з химерами
) — архитектурный памятник в
Харькове
в стиле
модерн
с элементами
английской готики
. Архитекторы здания
В. Н. Покровский
,
. Расположен на улице
, 79.
История
Кроме двух казённых женских
гимназий
(1-я на
Рымарской
, 11, сейчас шестая школа; 2-я на
, разрушена в
войну
, на фундаменте построен гл. корпус
ХИИТа
), в Харькове также было несколько частных. Некоторые из них были наделены всеми правами государственных учебных заведений
Министерства народного просвещения
Российской империи
. Самыми известными частными женскими гимназиями были: Д. Оболенской (
Пушкинская
, 22, разрушена в
войну
), Е. Драшковской (
Сумская
, 14, сохранилась) и сестёр Покровских. Гимназией управляла старшая, Е. Н. Покровская.
У сестёр Покровских брат, 49-летний Владимир Николаевич (1863 г.р.), был известным архитектором, в тот момент (с 1907 по 1917) главным архитектором
Харьковской епархии
. Он и спроектировал им новое большое шестиэтажное здание из красного кирпича для расширения гимназии.
Частная гимназия Покровской просуществовала до 1920 года.
В
советское время
в здании размещалась восьмилетняя школа № 62, потому здание и
футбольное поле
за ним часто называли просто «
шестьдесят вторая
». В 1965 году школу закрыли по причине непосредственного соседства с туберкулезным диспансером (
ул. Чернышевская
, 81).
Открывшейся в том же году в посёлке
Пятихатки
(включенном на тот момент в состав
Киевского района Харькова
) на проспекте
Академика Курчатова
, 23 средней школе передали её номер — 62, но с прежней 62-й школой школа в Пятихатках никак не связана.
Приблизительно до 1973 года в этом здании была размещена вечерняя
школа рабочей молодёжи
№ 17, которая из-за аварийного состояния здания также была закрыта.
Около пятнадцати лет, по конец 1980-х годов, здание стояло заколоченным, затем было передано театральному факультету
института искусств
имени
И. П. Котляревского
. Несколько лет здание восстанавливали; студенты принимали в этом активное участие, участвуя в
субботниках
.
Факты о здании
-
Скульптурные
элементы здания, помимо рыцарских гербов,
химер
,
саламандр
, волков, включают в себя также головы самого Покровского и его помощника техника-архитектора Величко. Их внесли в проект сёстры Покровские без ведома брата. Скульптуры архитекторов — относительно молодого Величко справа в виде средневекового
студиозуса
-
писца
и Покровского в очках слева в виде
профессора
-чтеца — и поныне, как каждый может видеть, выглядывают из-под
балкона
второго этажа.
-
Первоначально Величко держал в правой руке
стило
либо перо, чтобы писать в книге, которую держит в правой руке. Между реставрацией 1990-х годов и 2003 годом данный пишущий предмет был обломан, и в 2000-е годы, как видно на фотографиях, студенты на место пера постоянно вставляют сигарету.
-
На уровне четвёртого этажа зеркально-симметрично, слева и справа от центральной части здания, видны созданные в 1914 году две скульптуры согнувшихся человекоподобных существ, подпирающих большие вертикальные колонны фасада. И только через 87 лет после их лепки — после выхода на экран в 2001 году фильма по трилогии
Джона Толкина
«
Властелин колец
», — стало видно поразительное сходство данных человекоподобных с персонажем фэнтези
Голлумом
.
За данными скульптурами так и закрепилось название «Горлумы»
(левый и правый)
. Кроме того, у современных студентов театрального факультета стало принято подкрашивать тому, до которого можно дотянуться из окна 4 этажа, ногти.
-
Первый официальный футбольный матч прошёл в Харькове 8 мая 1910 года между первой и второй командами города в будущем дворе данного здания, где находилось стандартное
футбольное поле
, тянувшееся до двора шведского консула Адольфа Мюнха (
) на улице
Мироносицкой
.
Скульптуры архитекторов
Погрудные скульптуры архитекторов размещены на фасаде здания подпирающими балкон 2 этажа:
Примечания
-
В одном из первых пересказов романа «Властелин Колец» на русский язык, пересказчики немотивированно изменили имя персонажа с Голлума на Горлума. Данное вмешательство в текст прижилось и по популярности не уступает оригинальному имени
Литература
-
Н. Т. Дьяченко
. Улицы и площади Харькова. X., Прапор,
1977
.
-
Харьков: Архитектура, памятники, новостройки. Путеводитель. Сост.
А. Ю. Лейбфрейд
,
В. А. Реусов
,
А. А. Тиц
.- Х.: Прапор,
1985
.
-
А. Ю. Лейбфрейд
,
Ю. Полякова
. Харьков. От крепости до столицы. Х., Фолио,
2004
.
-
К. Кеворкян
. Первая столица. Х., Фолио,
2007
.
-
Л. Ордин, Л. Строков.
Мяч в игре. Рассказы о футболе. — Харьков: Харьковское книжное издательство, 1964.