Шална, Альгимантас Ионович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ма́нтас Кведара́вичюс ( лит. Mantas Kvedaravičius ; 23 июня 1976 , Биржай — 30 марта 2022 (?), Мариуполь ) — литовский кинорежиссёр.
В 1998 году окончил исторический факультет Вильнюсского университета , дипломная работа «Перспективы подводных археологических исследований в Литве». Как археолог исследовал поселение каменного века в , остатки средневекового порта в Меркине , остатки поселения под водой озера , мостовые сооружения Тракайского замка . Работал под руководством археологов и Томаса Остраускаса, соавтор 16 научных публикаций . Одновременно изучал антропологию в Нью-Йоркском и Оксфордском университетах, в 2013 году защитил в Кембриджском университете докторскую диссертацию по социальной антропологии «Узлы отсутствия: смерть, сны и исчезновения на границах законности в антитеррористической зоне в Чечне » ( англ. Knots of absence: death, dreams, and disappearances at the limits of law in the counter-terrorism zone of Chechnya ).
В ходе работы в Чечне над своей докторской диссертацией Кведаравичюс снял свой первый документальный фильм «Барзах» (2011), в котором выступил как режиссёр, сценарист и монтажёр; продюсером картины выступил Аки Каурисмяки . Фильм рассказывает об исчезновениях людей в Чечне под властью Рамзана Кадырова , значимая часть ленты была снята тайно. Кведаравичюс посвятил «Барзах» памяти Натальи Эстемировой , помогавшей ему во время съёмок . Картина была показана на нескольких международных кинофестивалях, в том числе на 61-м Берлинском международном кинофестивале , и получила ряд наград, в том числе премию « Серебряный журавль » в номинации «документальный фильм», премию лучшему балтийскому фильму на фестивале « Тёмные ночи » (2011) и премию организации « Международная амнистия ».
В 2016 году Кведаравичюс снял второй, также полнометражный документальный фильм «Мариуполис», на примере жизни в городе Мариуполь , подвергавшегося в 2014—2015 гг. массированным обстрелам со стороны ДНР. В фильме показаны последствия войны в Донбассе , столкновение мирного и военного в повседневной жизни, старого и нового в украинском обществе. Фильм был показан на 66-м Берлинском международном кинофестивале и также получил премию « Серебряный журавль ».
В 2019 году Кведаравичюс снял свою третью картину, «Парфенон» ( лит. Partenonas ), находящуюся на стыке игрового и документального кино. Премьера фильма состоялась на 76-м Венецианском кинофестивале в рамках так называемой Недели кинокритиков. Фильм снят в Стамбуле, Афинах и Одессе, в центре картины — три персонажа: беженец из Судана, украинская проститутка и турок, занимающийся торговлей людьми . По мнению итальянского критика, это «тяжёлый, мучительный, временами недоступный для понимания фильм, но он отзывается необъяснимым отзвуком укоренённой в сердце Европы живой материи» .
Картины Кведаравичюса — прихотливые монтажные построения, его метод — принципиальный отказ от авторского голоса, каких-либо закадровых пояснений или титров, да и вообще от прямолинейной нарративности. Предпочтение отдается крупному плану, антропологии человеческого лица, на котором камера концентрируется так тщательно, что будто забывает о том, чем человек в этот момент занят. А потом вдруг происходит переход к общему плану — умиротворенному пейзажу, где отдельные люди вовсе теряются, растворяются,
— отмечает кинокритик Антон Долин .
3 апреля появились сообщения о том, что Кведаравичюс погиб в окрестностях Мариуполя, где хотел снимать продолжение своего фильма «Мариуполис». Согласно первым сообщениям, в машину, в которой он ехал, попала ракета, режиссёра доставили в больницу, но не смогли спасти . Соболезнования в связи с гибелью Кведаравичюса немедленно выразил президент Литвы Гитанас Науседа .
Двумя днями позднее со ссылками на подругу Кведаравичюса, актрису Анну Белоброву, и на журналистку Альбину Львутину, находившуюся вместе с ним на Украине, было сообщено, что в действительности режиссёр погиб на несколько дней раньше: при попытке вывезти трёх женщин и ребёнка из зоны боевых действий он был взят в плен российскими военными и расстрелян, предположительно после пыток ; ложная версия смерти Кведаравичюса была необходима для того, чтобы родные смогли вывезти через территорию России его тело .