Interested Article - Хржановский, Илья Андреевич

Илья́ Андре́евич Хржано́вский (род. 11 августа 1975 , Москва ) — кинорежиссёр российского происхождения, сценарист и продюсер . Член Европейской Академии киноискусств .

Биография

Отец — художник-мультипликатор Андрей Хржановский , мать — филолог и киноредактор . Дед — художник и артист Юрий Хржановский .

В 1992—1993 учился на факультете живописи в . В 1998 году окончил режиссёрский факультет ВГИК (мастерская М. М. Хуциева ). Дебютировал как режиссёр театральным спектаклем «То, что чувствую» на Международном фестивале КУКART (1997).

В 1998 году совместно с Артёмом Михалковым поставил короткометражный фильм «Остановка» .

В 1998—2002 годах — режиссёр и продюсер рекламных компаний. Ответственный продюсер телевизионного сериала «Список влюблённых РФ» производство телеканала ТНТ . В 2003 году проект вошёл в программу Берлинского кинофестиваля , а также в программы других российских и международных кинофестивалей.

С 2006 года по настоящее время — режиссёр-постановщик кино-арт-проекта «Дау» .

С 2007 постоянно проживает за пределами Российской Федерации — в Германии , Великобритании и Украине .

В 2020—2023 годах — художественный руководитель Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» .

В марте 2014 года подписал письмо «Мы с вами!» КиноСоюза в поддержку Украины .

В феврале 2022 года выступил против вторжения России на Украину . На март 2022 года находится в Израиле .

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

Продюсер

Творческая деятельность

«Феномен-Филмз»

В 2005 году Илья Хржановский стал соучредителем компании «Феномен-Филмз». Среди проектов «Феномен-Филмз» — « Бумажный солдат » режиссёра Алексея Германа-младшего . Фильм получил Серебряного льва и Золотую Озеллу за лучший технический вклад ( ) на Венецианском кинофестивале 2008 года , был номинирован на премию Европейской киноакадемии . Фильм стал номинантом Национальной кинематографической премии « Ника » в восьми категориях , номинантом национальной кинонаграды России « Золотой орёл » в шести категориях .

В 2009 году стал соучредителем компании «Феномен-Украина», в 2010-м — компании (Германия).

Дау

Принципы съемки, жанр проекта

Дау — мультидисциплинарный кино-арт-проект. Начинался в 2006 году как полнометражный художественный фильм о жизни гения в тоталитарную эпоху, сюжет которого был вдохновлен биографией советского физика Льва Ландау .

В 2009 году, после постройки в Харькове самой большой в Европе съемочной локации Институт, площадью 12 тысяч квадратных метров, , процесс съемок превратился в «тотальный перформанс» . Принцип функционирования объекта и способ съемки послужил основанием для сравнения «Дау» с « Синекдоха Нью-Йорк » и « Шоу Трумана ». , , .

В кастинге приняло участие 392 тысячи человек , в съемках — около 300 человек , среди них учёные, художники, музыканты, философы, религиозные деятели, мистики, наряду с поварами, официантами, уборщиками, медсёстрами, парикмахерами и сотрудниками органов безопасности . Все, кроме Дау (дирижёр Теодор Курентзис ), его жены (актриса Радмила Щёголева ), их сына (в старшем возрасте — музыкант Николай Воронов ) и директора «Института» с 1938 по 1953 годы Крупицы (театральный режиссёр Анатолий Васильев ), жили в «Институте» под своими именами. Их реальные биографии были адаптированы под советские реалии. , . Среди участников проекта — ключевые современные ученые в области теоретической физики и математики, такие как Дмитрий Каледин , Никита Некрасов , Андрей Лосев , Самсон Шаташвили , а также Карло Ровелли , Эрик Верлинде , Нобелевский лауреат Дэвид Гросс , Яу Шинтун , современные художники — Карстен Хеллер , Марина Абрамович , Ромео Кастеллуччи , Питер Селларс , Борис Михайлов , Алексей Блинов , а также духовные практики и религиозные деятели — рав Штейнзальц , перуанский шаман Гильермо Аревало и др. .

Для съемок было произведено и закуплено 40 000 элементов костюма . Архитектура декорации, костюмы, предметный мир создавали фантасмагорическую реконструкцию советского времени 1930-х — 1960-х годов , .

Съемки продолжались с перерывами до ноября 2011 года . В течение всего периода, вне зависимости от съемок, на площадке не допускались современные предметы, современная речь, попасть туда можно было только в костюме и с исторической прической — таким образом любой посетитель площадки (гость, член съемочной группы) при попадании на нее становился персонаже . Сценария не было, персонажи реагировали, взаимодействовали, совершали поступки в предложенных обстоятельствах, иногда подолгу живя в декорациях .

Длительность отснятого материала составила 700 часов . Смонтированные из этого объема 13 фильмов различных жанров были представлены на премьере проекта в Париже в 2019 году. Фильмы озвучили такие артисты, как Жерар Депардьё , Уиллем Дефо , Ларс Айдингер , Изабель Аджани , Фанни Ардан , Изабель Юппер , Шарлотта Рэмплинг , Ханна Шигулла , Барбара Зукова , Вики Крипс , Бликса Баргельд , Дени Лаван , Лу де Лааж и другие. «Материнский» фильм, где в фокусе судьба самого Дау и куда институтский материал входит как часть, находится на 2022 год в процессе производства , как и некоторые другие фильмы и сериалы .

Жанр проекта критики определяют как «жанр культуры 30-х-60-х» , «самый масштабный эксперимент в области театра» , «тотальный эксперимент» .

Кроме кинопродукции, проект обрел и другие формы существования.

Книги

Книги, составленные на основе расшифровок разговоров персонажей в кадре и на территории Института вне съемок, продавались на парижской премьере.

В британском издательстве Thames&Hudson подготовлено издание DAU Document , где собраны в хронологическом порядке кадры из отснятого материала, фотографии со съемочной площадки, сделанные на советские фотоаппараты, приведены научные исследования, созданные в рамках проекта, собраны эссе на темы любви, власти, насилия, измененных состояний сознания, а также каталог из 80 тысяч единиц одежды и реквизита из проекта и профайлы персонажей . В 2018 году модный дом Comme des Garçons выпустил альбом фотографий DAU в рамках ежегодной инициативы по изданию работ художников и фотографов . Эксклюзивное издание «Инсталляция ДАУ в Ле-Шатле», «где работы Бакста, Ларионова, Гончаровой соседствуют с фрагментами инсталляций „Дау“» , было выпущено в 2018 к парижской премьере «в подарок Парижу» от проекта, с предисловием мэра Парижа Анны Идальго, художественного руководителя Театра Шатле Рут Макензи и др.

Конференции

в 2017 году стартовала серия академических конференций, посвящённых широкому кругу культурологических, социальных, политических вопросов, которые поднимает и актуализирует «Дау». Три конференции прошли в 2017 году в Лондоне, где площадками стали Лондонская школа экономики и политических наук , Вестминстерский дворец , а участниками — профессор Теодор Шанин , профессор Александр Эткинд , первый Президент Украины Леонид Кравчук , первый Государственный Секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис , Председатель Верховного совета республики Беларусь Станислав Шушкевич , посол Великобритании в СССР и России сэр Родрик Брейтвейт , посол Западной Германии в СССР доктор Андреас Майер-Ландрут , профессор Роберт Сервис , начальник генерального штаба Вооруженных сил Великобритании Майкл Дэвид Джексон , профессор и др. Серия продолжилась на парижской премьере в 2019 году с участием таких писателей, ученых, художников, как Джонатан Литтелл , Никита Некрасов , Реза Дегати , Александр Эткинд и др.

Инсталляции

Начиная с объекта Институт важной частью проекта становятся многосоставные инсталляции — объект который функционировал как во время съемок, так и без, формируя опыт любого посетителя и вступая с ним во взаимодействие , . Инсталляцией должна была стать и премьера проекта в Берлине в 2018 году, где планировалось воссоздать копию Берлинской стены ; попадание на территорию предполагало для посетителей процедуру обыска, планировались перформансы и выступления артистов, в частности перформанс Марины Абрамович и Теодора Курентзиса , участники которого должны были проходить через ритуал мытья (отсылка к газовым камерам под видом душа в концентрационных лагерях . Завершиться мероприятие должно было ритуальным разрушением «Берлинской стены» , после чего каждому участнику должно было быть предложено взять с собой камень . В сентябре 2018 власти города города запретили мероприятие со ссылкой на нарушение процедур , , .

Многосоставной инсталляцией стала и парижская премьера проекта в 2019 году — она разворачивалась на площадках Театра Шатле и Театра де ля Вилль , где почти столетием раньше прошли «Русские сезоны» Сергея Дягилева , , а также в Центре Помпиду , который также предоставил для использования в пространствах обоих театров работы русских неофициальных художников 1950-х-2000-х годов ). Показы фильмов проходили наряду с перформансами, концертами, инсталляциями, конференциями; в опыт участника также входило посещение столовой, баров, магазина с советским ассортиментом , , , , .

Dau.Digital

Наконец, Хржановский называет произведенные фильмы «трейлерами» продукта Dau.Digital — это оцифрованный структурированный архив 700 часов отснятого материала с возможностью навигации и формирования собственного нарратива для каждого зрителя, который также был представлен посетителям в Париже , , .

Бабий Яр

В 2020 году Наблюдательный совет назначил Хржановского художественным руководителем Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» ( Киев ) . Финансирование Мемориального центра осуществляется на принципах паритетного участия украинских и международных спонсоров .

Осенью 2020 года, к 79-й годовщине Холокоста в Бабьем Яру, в присутствии президента Украины Владимира Зеленского открылась аудиовизуальная инсталляция, посвященная жертвам трагедии , .

В январе 2021 года Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» представил художественную концепцию Мемориала, результат работы международной группы авторов, включившей в себя признанных в мире и в Украине историков, художников: музейных кураторов, архитекторов . Зона ответственности Хржановского в разработке концепции — общая рамка проекта .

14 мая 2021 года, в день памяти украинцев, спасавших евреев во время Второй мировой войны, на территории Мемориала открылась символическая синагога. На церемонии присутствовали премьер-министр Украины Денис Шмыгаль , министр культуры Александр Ткаченко , мэр Киева Виталий Кличко , руководитель Офиса президента Андрей Ермак , а также главный раввин Украины Моше Реувен Асман и глава Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук .

В октябре 2021 года проект получил международную премию в области архитектуры и дизайна Dezeen как культурный объект года .

В июле 2021, на форуме «Украина 30. Гуманитарная политика», Илья Хржановский представил концепцию музейного комплекса и планы по его развитию; в представлении проекта принимала участие современная художница Марина Абрамович , авторству которой принадлежит объект на территории Мемориала «Кристальная стена плача». Сроки открытия мемориального музея анонисировал президент Украины Владимир Зеленский .

6 октября 2021 объект Марины Абрамович «Кристальная стена плача» был открыт на территории Мемориального центра, в присутствии президентов Украины, Израиля и Германии. Открытие сопровождалось 13-й симфонией Дмитрия Шостаковича в исполнении Государственного симфонического оркестра Германии. Открытие было приурочено к 80 годовщине трагедии .

Проекты Мемориального центра Холокоста стали также лауреатами таких премий, как Международная профессиональная интернет-премия « » , международные премии в области прав человека , в еврейской журналистике и др.

В 2021 году Хржановский выступил продюсером документального фильма Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст» . Фильм получил специальный приз жюри Каннского фестиваля «Золотой глаз» , премии на Иерусалимском международном кинофестивале , на 57-м Международном кинофестивале в Чикаго , на Лондонском кинофестивале , на 31-м Международном кинофестивале « Послание к человеку » , попал в шорт-лист номинантов на премию Европейской киноакадемии за лучший документальный фильм .

В сентябре 2023 Хржановский сделал заявление о том, что покинул пост художественного руководителя Мемориального центра, так как «война поменяла и будет еще менять многое в восприятии и формировании культуры памяти в Украине»; «в существующем контексте <полагает> свой этап деятельности завершенным» и «не считает правильным работать в Украине, физически там не проживая и не разделяя все беды и опасности вместе с украинским обществом» . Заявление было прокомментировано главой Наблюдательного совета благотворительного фонда "Мемориал Холокоста «Бабий Яр», узником советского режима, правозащитником Натаном Щаранским в социальной сети, в частности с формулировкой «трудно переоценить твой вклад в этот важнейший для еврейского народа и для Украины проект» .

Общественная позиция

В марте 2014 года подписал письмо «Мы с вами!» КиноСоюза в поддержку Украины .

Начиная с 24 февраля 2022 года последовательно выступает против военного вторжения России в Украину .

24 февраля стал инициатором и одним из первых подписантов обращения режиссеров, писателей, журналистов, художников, ученых, издателей с требованием «прекратить эту войну» . Впоследствии к обращению присоединились сотни российских граждан. Обращение было размещено на странице Facebook Михаила Зыгаря . После принятия поправок в УК РФ, усиливающих ответственность за распространение фейков обращение было удалено.

Также 24 февраля 2022 года подписал антивоенное письмо Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России .

Инициировал интервью президента Украины Владимира Зеленского оппозиционным российским журналистам 27 марта 2022 года .

Критика

Начиная с парижской премьеры «Дау» методы Хржановского подвергаются критике, в частности с точки зрения этичности вовлечения непрофессиональных актеров и работы с ними .

Идеи Хржановского по оформлению мемориала Холокоста вызвали скандал — ряд общественных деятелей называли проект «Холокост-Диснейлендом » и требовали увольнения режиссёра. В знак протеста против планов и стиля работы режиссёра проект покинул главный историк мемориального центра «Бабий Яр» Карел Беркхоф и исполнительный директор фонда Яна Баринова . Отстранения Хржановского потребовали украинские писатели, историки, журналисты, руководители музеев .

Сопредседатель Ассоциации еврейских общественных организаций и общин (Ваад) Украины Иосиф Зисельс заявил, что проект Хржановского «имеет своей целью дискредитировать Украину в интересах России… выставить украинцев перед всем миром фашистами , нацистами , антисемитами и ультранационалистами» . Как говорит Зисельс, в российской концепции этого мемориала «создается впечатление, что Холокост распространяется не из Германии, а из Бабьего Яра <…> То есть из Украины. <…> Путин подсовывает нам троянского коня» .

Как сообщал журнал Time , некоторые должностные лица Госдепартамента США непублично выступили против проекта. На встрече в начале 2020 года дипломат Джордж Кент призвал менеджеров проекта избегать «вепонизацией истории». Хржановский пытался объяснить Кенту и его коллег, что мемориал не является операцией российского влияния.

В ответ Мемориальный центр выпустил заявление, в котором говорится: «Все обвинения, звучащие в адрес Ильи Хржановского, сделаны на основании эмоций и субъективных мнений, построенных на догадках и допущениях. Мы считаем, что окончательные решения стоит принимать после объективных выводов правоохранительных органов» . Комментарий дал глава Наблюдательного совета благотворительного фонда "Мемориал Холокоста «Бабий Яр», узник советского режима, правозащитник Натан Щаранский : «Исторический нарратив и концепция музея были разработаны задолго до появления в проекте Хржановского, и не изменились ни на йоту. <…> Все находится под контролем попечительского совета, и все обвинения в антигуманности идей <Хржановского> не имеют никаких оснований» .

Призы и награды

«Остановка»

«4»

«Дау»

Мемориальный центр Холокоста «Бабий яр»

  • Культурный объект года (символическая синагога на территории Мемориала): Международная премия в области архитектуры и дизайна Dezeen (2021)
  • корреспонденту Израилю Каснетту за написание серии материалов о Бабьем яре и Мемориальном Центре Холокоста «Бабий яр» (2022)
  • Гран-при Red Dot Award: Brands & Communication Design за Мартиролог жертв российско-украинской войны «Закрытые глаза» (2022)
  • Международная профессиональная интернет-премия «Вебби» в категории «Веб-сайты и мобильные версии сайтов: благотворительные организации/ некоммерческие проекты» (2023)
  • Международная профессиональная интернет-премия «Вебби» в категории «Веб-сайты и мобильные версии сайтов: благотворительные организации/ некоммерческие проекты»: народное голосование (2023)
  • Премия Томаса Дж. Додда в области международного правосудия и прав человека (2023)

«Бабий яр. Контекст» Сергея Лозницы

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 августа 2022. 26 марта 2022 года.
  2. . Дата обращения: 20 мая 2013. Архивировано из 17 мая 2014 года.
  3. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  4. kinosoyuz.com (8 марта 2014). Дата обращения: 12 июля 2014. 21 мая 2017 года.
  5. . Дата обращения: 23 марта 2022. 25 февраля 2022 года.
  6. . Дата обращения: 30 марта 2023. 30 марта 2023 года.
  7. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  8. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  9. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  10. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  11. . Дата обращения: 3 августа 2022. 17 мая 2021 года.
  12. Дата обращения: 3 августа 2022. 17 апреля 2020 года.
  13. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  14. . Дата обращения: 3 августа 2022. 16 октября 2021 года.
  15. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  16. . Дата обращения: 3 августа 2022. 15 сентября 2022 года.
  17. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  18. . Дата обращения: 3 августа 2022. 29 января 2019 года.
  19. . Дата обращения: 3 августа 2022. 2 августа 2021 года.
  20. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 6 августа 2020 года.
  21. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 20 сентября 2020 года.
  22. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 18 мая 2020 года.
  23. . Дата обращения: 3 августа 2022. 15 июля 2022 года.
  24. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  25. . Дата обращения: 6 августа 2022. 2 июля 2022 года.
  26. . Дата обращения: 3 августа 2022. 20 июля 2021 года.
  27. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  28. . Дата обращения: 3 августа 2022. 6 августа 2020 года.
  29. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  30. . Дата обращения: 6 августа 2022. 7 августа 2022 года.
  31. . Дата обращения: 3 августа 2022. 20 сентября 2020 года.
  32. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  33. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  34. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  35. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  36. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  37. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  38. Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  39. . Дата обращения: 3 августа 2022. Архивировано из 3 августа 2022 года.
  40. . Дата обращения: 3 августа 2022. 16 октября 2019 года.
  41. . Дата обращения: 3 августа 2022. Архивировано из 25 февраля 2019 года.
  42. Дата обращения: 30 марта 2023. 27 сентября 2023 года.
  43. . Дата обращения: 6 августа 2022. 27 сентября 2021 года.
  44. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  45. Дата обращения: 6 августа 2022. 4 июля 2022 года.
  46. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 26 февраля 2019 года.
  47. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  48. Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  49. . Дата обращения: 3 августа 2022. 7 августа 2022 года.
  50. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  51. . Дата обращения: 14 сентября 2023. 17 сентября 2023 года.
  52. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  53. . Дата обращения: 3 августа 2022. 25 октября 2021 года.
  54. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  55. . Дата обращения: 30 марта 2023. 30 марта 2023 года.
  56. Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  57. . Дата обращения: 3 августа 2022. 21 сентября 2021 года.
  58. . Дата обращения: 3 августа 2022. 25 февраля 2019 года.
  59. . Дата обращения: 3 августа 2022. 25 февраля 2019 года.
  60. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  61. . Дата обращения: 3 августа 2022. 1 июля 2022 года.
  62. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  63. . Дата обращения: 25 декабря 2023. 14 сентября 2023 года.
  64. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  65. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  66. . Дата обращения: 4 сентября 2023. 9 июня 2023 года.
  67. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  68. от 3 августа 2022 на Wayback Machine В Киеве теперь есть «стена плача и исцеления»]
  69. . Дата обращения: 9 октября 2023. 1 ноября 2023 года.
  70. . Дата обращения: 9 октября 2023. 27 сентября 2023 года.
  71. . Дата обращения: 9 октября 2023. 1 ноября 2023 года.
  72. . Дата обращения: 3 августа 2022. 31 июля 2021 года.
  73. (2021) от 1 ноября 2023 на Wayback Machine
  74. . Дата обращения: 9 октября 2023. 8 апреля 2022 года.
  75. . Дата обращения: 9 октября 2023. 19 октября 2021 года.
  76. . Дата обращения: 3 августа 2022. 26 января 2022 года.
  77. . Дата обращения: 9 октября 2023. 1 ноября 2023 года.
  78. . Дата обращения: 4 сентября 2023. 4 сентября 2023 года.
  79. . Дата обращения: 4 сентября 2023. 4 сентября 2023 года.
  80. . Дата обращения: 3 августа 2022. 27 февраля 2022 года.
  81. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  82. . Дата обращения: 13 сентября 2023. 14 сентября 2023 года.
  83. . Дата обращения: 3 августа 2022. 1 марта 2022 года.
  84. . Дата обращения: 30 марта 2023. 19 августа 2022 года.
  85. . Дата обращения: 3 августа 2022. 31 августа 2022 года.
  86. . Дата обращения: 3 августа 2022. 21 сентября 2022 года.
  87. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  88. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  89. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  90. . Дата обращения: 3 августа 2022. 29 марта 2022 года.
  91. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  92. Наталья Гредина, Кристина Сафонова, Дмитрий Карцев. meduza.io (18 мая 2020). Дата обращения: 20 июня 2020. 8 июня 2020 года.
  93. baxmut. . theater-light.ru (29 апреля 2020). Дата обращения: 20 июня 2020. 21 июня 2020 года.
  94. Атанесян, Григор (2020-05-11). . BBC News Русская служба . из оригинала 14 мая 2020 . Дата обращения: 20 июня 2020 .
  95. // Цензор.нет
  96. от 24 сентября 2021 на Wayback Machine // Грани.ру
  97. . Дата обращения: 19 октября 2022. 19 октября 2022 года.
  98. . Дата обращения: 19 октября 2022. 19 октября 2022 года.
  99. от 3 августа 2022 на Wayback Machine «Обвинения в адрес Ильи Хржановского основаны на эмоциях», — Мемориальный центр «Бабий Яр»
  100. от 30 марта 2023 на Wayback Machine Щаранский о мемориале в Бабьем Яру: «Ничего антигуманного там нет»
  101. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  102. . Дата обращения: 3 августа 2022. 20 сентября 2022 года.
  103. . Дата обращения: 3 августа 2022. 30 сентября 2020 года.
  104. . Дата обращения: 3 августа 2022. Архивировано из 3 августа 2022 года.
  105. . Дата обращения: 3 августа 2022. 22 сентября 2022 года.
  106. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  107. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  108. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  109. . Дата обращения: 3 августа 2022. 31 декабря 2020 года.
  110. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  111. . Дата обращения: 3 августа 2022. 22 сентября 2022 года.
  112. . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  113. . Дата обращения: 3 августа 2022. 2 октября 2022 года.
  114. . Дата обращения: 4 сентября 2023. 9 июня 2023 года.
  115. . Дата обращения: 9 октября 2023. 5 марта 2023 года.
  116. . Дата обращения: 9 октября 2023. 12 октября 2023 года.
  117. . Дата обращения: 9 октября 2023. 1 ноября 2023 года.

Ссылки


Источник —

Same as Хржановский, Илья Андреевич