Священный синод Русской православной церкви
- 1 year ago
- 0
- 0
Обращение священнослужителей Русской Православной Церкви с призывом к примирению и прекращению войны (далее «Обращение») — реакция некоторых клириков Русской Православной Церкви на вторжение России на Украину .
«Обращение» появилось в сети Интернет 1 марта 2022 года и было сразу републиковано ведущими СМИ (сайты « Эха Москвы » и др.). На 1 мая 2022 года под ним поставили свои подписи 293 священнослужителя РПЦ. В Обращении говорится о бесценности каждой человеческой жизни и призывается к миру. В РПЦ прокомментировали Обращение в ноябре 2022 года. Обращение было названо попыткой "внести конфликт" в церковь .
Мы, священники и диаконы Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, обращаемся ко всем, от кого зависит прекращение братоубийственной войны в Украине, с призывом к примирению и немедленному прекращению огня.
Мы направляем это обращение после воскресенья о Страшном Суде и в преддверии Прощеного воскресенья.
Страшный суд ожидает каждого человека. Никакая земная власть, никакие врачи, никакая охрана не обезопасит от этого суда. Заботясь о спасении каждого человека, считающего себя чадом Русской Православной Церкви, мы не желаем, чтобы он явился на этот суд, неся на себе тяжелый груз материнских проклятий. Мы напоминаем, что Кровь Христова, пролитая Спасителем за жизнь мира, будет принята в таинстве Причащения теми людьми, кто отдает убийственные приказы, не в жизнь, а в муку вечную.
Мы скорбим о том испытании, которому были незаслуженно подвергнуты наши братья и сестры в Украине.
Мы напоминаем о том, что жизнь каждого человека является бесценным и неповторимым даром Божьим, а потому желаем возвращения всех воинов — и российских, и украинских — в свои родные дома и семьи целыми и невредимыми.
Мы с горечью думаем о той пропасти, которую придется преодолевать нашим детям и внукам в России и в Украине, чтобы снова начать дружить друг с другом, уважать и любить друг друга.
Мы уважаем богоданную свободу человека и считаем, что народ Украины должен делать свой выбор самостоятельно, не под прицелом автоматов, без давления с Запада или Востока.
В ожидании Прощеного воскресенья мы напоминаем о том, что врата райские отверзаются всякому, даже тяжело согрешившему человеку, если он попросит прощения у тех, кого он унизил, оскорбил, презрел, или же у тех, кто был убит его руками или по его приказу. Нет другого пути, кроме прощения и взаимного примирения.
«Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей», сказал Бог Каину, позавидовавшему своему младшему брату. Горе всякому человеку, сознающему, что эти слова обращены к нему лично.
Никакой ненасильственный призыв к миру и прекращению войны не должен насильственно пресекаться и рассматриваться как нарушение закона, ибо такова божественная заповедь: «Блаженны миротворцы».
Мы призываем все противоборствующие стороны к диалогу, потому что никакой другой альтернативы насилию не существует. Лишь способность услышать другого может дать надежду на выход из бездны, в которую наши страны были брошены лишь за несколько дней.
Дайте себе и всем нам войти в Великий пост в духе веры, надежды и любви.
Остановите войну.
Священноначалие Русской Православной Церкви не выразило своего отношения к опубликованному документу. В отношении подписантов не последовало никаких церковных прещений.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда в интервью «Российской газете» 28 апреля 2022 года высказал сдержанное неодобрение в адрес публично выражающих свою солидарную миротворческую позицию священнослужителей :
Вопрос. …Некоторые священники подписали протест против спецоперации на Украине. Что за этим — пастырская ответственность или, наоборот, поколенческая склонность к пацифизму, непонимание ситуации?…
Владимир Легойда: Только в российских епархиях Русской православной церкви более 20 тысяч священников… И тут тоже не надо впадать в дурную социологию: мол, подписавшие — такие ужасные (или прекрасные — не важно), а все остальные наоборот. Лучше не включать столь поверхностные и ничего не дающие оценки.
Но если честно, у меня вообще очень плохо «бьется» священство, пастырское служение с коллективными письмами. Священники — граждане, у них есть своя гражданская позиция. Священники — люди, а человек может испытывать любые и чем угодно мотивированные чувства. Но подписывая некий коллективный текст, не тобой написанный (если бы каждый из 270 священников писал его сам, это были бы 270 разных текстов), ты закрываешь глаза на множество важных нюансов.
Уж не говоря о том, что как только текст попадает в публичное поле, он неизбежно становится предметом использования, манипуляций, инструментом для реализации целей, иногда максимально далеких от целей подписавших письмо.
По-моему, место пастыря рядом с пасомыми. Мы с вами не раз говорили, что сердце Церкви бьется там, где священник сидит на лавочке с прихожанином и они о чем-то важном для обоих говорят. Но на этой лавочке никто же не будет зачитывать или подписывать коллективные письма.
Пастырский долг ведет священника в пункты размещения беженцев. В больницу. В госпиталь к раненому солдату.
Заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе так прокомментировал данное обращение: «Позиция святейшего патриарха по поводу конфликта на Украине отражена в его проповеди, которую он произнес 27 февраля. Она является исчерпывающей. Все другие позиции, которые появляются в публичном пространстве, мы считаем ненужным комментировать» .
1 ноября 2022 года Вахтанг Кипшидзе высказался более жёстко. Он заявил, что подписавшие весной антивоенное обращение священники пытались «внести в церковную ограду ту конфликтность, которая к церкви не имеет отношения». По мнению заместителя председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, в подобном обращении есть угроза, поскольку внутри церкви не должно быть разделений. Кипшидзе отметил, что выступление священнослужителей вызвало «очень большой оптимизм на Западе» .
По мнению руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина , «обращение части духовенства РПЦ с призывом к примирению дополняет заявления о прекращении междоусобной брани и мире между братскими народами со стороны патриарха Кирилла». «Если глава РПЦ делает акцент на угрозах для исторической Руси и для Украинской православной церкви, то в обращении больше говорится о человеческой трагедии, о страданиях людей во время военной операции,— считает эксперт.— Отличием от официальной позиции РПЦ является прямое требование священников и диаконов остановить боевые действия и дать Украине право самой определять свою судьбу без давления с Запада или Востока, что в целом не противоречит позиции России в этом конфликте» .
Протоиерей Георгий Митрофанов сказал о данном обращении: «Текст этого обращения мне не близок. Он слишком декларативен и расплывчат, лишен конкретного целеполагания и к тому же непонятно кому адресован. С его посылом в целом я согласен. Среди священников, его подписавших, есть как мои друзья, так и совершенно незнакомые мне клирики, есть как те, кого я знаю и уважаю, так и те, кого я знаю и не уважаю» .
Протодиакон Владимир Василик осудил данное обращение: «Этот текст оскорбителен для российских миротворцев. Для тех русских парней, которые сейчас проливают кровь за нас, для того, чтобы мы здесь спокойно жили и благополучно служили. К сожалению, в очередной раз часть священства показала, что она не со своим народом, что она повторяет фронду 1917 года. И вот за это подписавшим стоило бы попросить у нашего народа прощения. Я же прошу прощения перед теми, кто проливает кровь и борется за спасение России за неразумное поведение своих коллег. Простите нас» .
Антон Хрулёв в Литературной газете дал отрицательную оценку обращению: «Так и хочется спросить: отцы честные, а что же вы восемь лет не писали писали подобных обращений? Все было хорошо в Донбассе?»
Редакция сайта «Благодатный огонь» обратилась к священноначалию Русской православной церкви с призывом лишить сана всех подписантов данного открытого письма: «Просим священноначалие Русской Православной Церкви рассмотреть вопрос о лишении сана всех подписантов гнусного и предательского по отношению к нашей Родине и российской армии обращения либеральных священнослужителей, ибо сие обращение — нож в спину российскому воину, освобождающему мир от нацизма, как это героически делали наши отцы, деды и прадеды во время Великой Отечественной войны. По сути это обращение представляет собой призыв к капитуляции России перед Западом» .
В резолюции Европарламента от 7 апреля 2022 года «об усилении репрессий в России, включая дело Алексея Навального» отмечается, что Европарламент «восхваляет мужество 300 священников Русской Православной Церкви, которые подписали письмо, осуждающее агрессию, скорбящее о тяжелых испытаниях украинского народа и просящее „остановить войну“» .
31 августа 2022 года Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер , выступая на XI ассамблее Всемирного совета Церквей в г. Карлсруэ и критикуя руководство Русской Православной Церкви за оправдание нападения на Украину , особо отметил, «что сотни православных священников участвовали в общественном сопротивлении <...>. Теперь я также хочу обратиться к этим смелым личностям, чей пример напоминает нам об ответственности религий за мир: даже если вы не можете присутствовать на этой Ассамблее и говорить с нами сегодня, мы слышим вас!» . Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Антоний (Севрюк) в тот же день выступил с опровержением этого заявления г-на Штайнмайера .
21 сентября 2022 г. Вахитовский районный суд г. Казани признал иерея Глеба Кривошеина, клирика храма благоверных Ярославских чудотворцев Казани (подпись 51), виновным в дискредитации армии (часть 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ), и в порядке административного судопроизводства оштрафовал его на 15 000 рублей за подпись под данным обращением .