Ван Венендал, Сари
- 1 year ago
- 0
- 0
Сари Нусейбе ( араб. سري نسيبة , англ. Sari Nusseibeh ; род. 12 февраля 1949 , Дамаск , Сирия ) — палестинский учёный и политик. Доктор исламской философии ( Гарвард , 1978), президент Университета Аль-Кудс (с 1995 года). Член Палестинского национального совета , в 2002 году — комиссар ООП по делам Иерусалима . Один из авторов мирной инициативы «Глас народа» (2002), основатель и генеральный секретарь движения ХАШД («Народная кампания за мир и демократию», с 2003 года), лауреат ряда международных наград за миротворческую активность.
Сари Нусейбе — член влиятельного палестинского клана Нусейбе, одного из старейших в Иерусалиме . Со времени возвращения Салах ад-Дином Иерусалима под мусульманский контроль члены клана Нусейбе традиционно были хранителями ключей от иерусалимского храма Гроба Господня ; традиция, согласно которой двери церкви перед Пасхой открывают мусульмане, позволяла избежать борьбы за это право между конкурирующими христианскими конфессиями . Отец Сари, , был позднее послом Иордании в Великобритании; его мать Нузха была родом из Рамлы , её отец, богатый землевладелец, принимал участие в борьбе с британскими властями в Палестине , что привело к конфискации его имущества, а сам он был сослан на Сейшельские острова . Сари родился в Дамаске , куда его мать бежала в ходе первой арабо-израильской войны , но позже перебрался с семьёй в Восточный Иерусалим . В 1967 году , когда в результате Шестидневной войны Восточный Иерусалим перешёл под контроль Израиля, Нусейбе — в это время ученик британского колледжа Рэгби — посетил Израиль, чтобы увидеться с родными; его затянувшийся визит в Израиль включал работу добровольцем в кибуце и в израильской археологической экспедиции, прежде чем в 1968 году он вернулся в Англию .
Сари Нусейбе женат на уроженке Великобритании Люси Остин, дочери философа Дж. Л. Остина . Люси Остин-Нусейбе — основательница движения MEND (Middle East Non-violence and Democracy — Ненасилие и демократия на Ближнем Востоке), существующей с 1998 года .
Сари Нусейбе учился в частной подготовительной школе Св. Георгия в Восточном Иерусалиме и продолжил учёбу в Англии, где его отец был послом. В 1971 году Нусейбе закончил бакалавриат по политологии, философии и экономике в оксфордском колледже Крайст-Чёрч . В последний год учёбы он начал работу с учеником Карла Поппера Абдельхамидом Саброй и позднее работал под его руководством в при Лондонском университете . В эти годы у него проявился интерес к мутазилитской теологической школе . В 1978 году Нусейбе защитил докторат по исламской философии в Гарварде . По окончании учёбы он вернулся на Западный берег Иордана , к этому моменту перешедший под контроль Израиля , и до 1991 года преподавал в Бирзейтском университете ( Рамалла ); в конце 70-х годов он также некоторое время вёл курсы исламской философии и истории философии в Еврейском университете в Иерусалиме .
В 1991 году Нусейбе был заключён под административный арест ( см. ) и после освобождения несколько лет посвятил политике, а в 1995 году был избран президентом Университета Аль-Кудс в Восточном Иерусалиме и занимал этот пост до 2014 года. В 2007—2008 учебном году Нусейбе основал в Университете Аль-Кудс первую в ПНА кафедру истории Израиля и стал её первым деканом; в рамках учёбы по этой специальности можно получить как первую, так и вторую учёную степень, и конкурс на поступление достаточно велик . В начале 2014 был сменен на посту ректора Имадом Абу Кишеком (Imad Abu Kishek), до этого работавшим в должности проректора (executive vice president). Однако до сих пор Нусейбе преподает в этом университете.
Помимо Университета Аль-Кудс, Нусейбе вёл исследовательскую и преподавательскую работу в ряде других академических организаций. В 1994—95 годах он был стипендиатом Международного научного центра им. Вудро Вильсона в Вашингтоне , в 2004—5 годах — стипендиатом Института перспективных исследований Рэдклиффа при Гарвардском университете, а в 2007 году стал сотрудником Института международной политики им. Джеймса Бейкера в Университете Райса (Хьюстон). В 2001 году Нусейбе был приглашённым лектором в Баллиол-колледже (Оксфорд), а в 2008 году — Таннеровским лектором в Гарварде . Он также вёл курс лекций в Сорбонне (2011) и с этого же года является заграничным сотрудником Центра гуманитарных наук Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США). В 2009 году Нусейбе было присвоено звание почётного доктора Лёвенского университета (Нидерланды), где он также был приглашённым лектором на стипендии им. Мультатули . Деятельность Нусейбе по укреплению академических связей Университета Аль-Кудс с Еврейским университетом в Иерусалиме его противники называют среди причин краха инициативы британских учёных, направленной на установление бойкота израильских вузов .
Как член одного из наиболее влиятельных палестинских кланов, Сари Нусейбе не мог остаться в стороне от политической деятельности. В этой области у него сложился имидж умеренного политика и сторонника мира с Израилем. В 1987 году Нусейбе вступил в контакт с деятелем правой израильской партии « Ликуд » . Амирав от имени лидеров «Ликуда» искал возможности достижения промежуточного соглашения с палестинским руководством на оккупированных территориях , которое затем могло бы быть ратифицировано руководством ООП . Нусейбе встречался также с другими деятелями «Ликуда» — Даном Меридором и Эхудом Ольмертом . Проект соглашения включал полномасштабные переговоры между Израилем и ООП, взаимное признание, создание промежуточной палестинской администрации, а в перспективе обсуждение вопросов израильских поселений , права палестинцев на возвращение и создания независимого палестинского государства. Этот канал переговоров, однако, вскоре оказался перекрыт израильской стороной: Амирав не получил разрешения от главы «Ликуда» Ицхака Шамира на развитие этой инициативы (в дальнейшем Амирав был исключён из «Ликуда» ), а вскоре ещё один участник переговоров с палестинской стороны, Фейсал Хуссейни , был заключён под арест израильскими властями. Начавшаяся в конце 1987 года Первая палестинская интифада окончательно похоронила инициативу Амирава и Нусейбе. Ещё один канал переговоров, участником которого был Нусейбе, был организован ближневосточным координатором Института мировой политики в Сан-Диего Бобом Онтеллом. С палестинской стороны, помимо Нусейбе, в этих контактах участвовали мэр Вифлеема и издатель Ханна Сеньора, а с израильской — бывшие государственные и военные деятели и функционеры партий МАПАМ и « Авода ». Эти контакты тоже были свёрнуты с началом интифады. . Ещё до начала интифады, в апреле 1987 года, Нусейбе подвергся нападению со стороны студентов Бирзейтского университета, когда стало известно о его контактах с Амиравом. После этого профсоюз работников университета потребовал его увольнения .
После начала интифады Нусейбе прилагал усилия к тому, чтобы протест палестинской улицы, будучи заметным, оставался в то же время максимально ненасильственным. Его действия по получению разрешения израильских властей на территориях на проведение демонстрации через полгода после начала интифады подвергались критике как признание легитимности израильского управления. Вместе с Фейсалом Хуссейни он пытался убедить руководство ООП перейти к более практичным и консенсусным методам борьбы с оккупацией. По свидетельству Ханны Синьоры, Нусейбе, не бывший официально членом организации « ФАТХ », тем не менее был достаточно близок к ней и рассматривался лидерами ООП как канал связи с территориями, где пользовался бо́льшим влиянием, чем её официальные представители, и фактически контролировал интифаду в первые два года. Однако с формированием «народных комитетов», усилением радикальных исламских организаций, а также в связи с резкой реакцией Израиля, он постепенно утратил влияние на ситуацию и насилие стало неуправляемым .
С началом войны в Персидском заливе и иракских ракетных обстрелов Израиля Нусейбе выступил с совместным заявлением с израильской правозащитной организацией « Шалом ахшав », осуждая убийство гражданских лиц. Тем не менее 29 января 1991 года он был подвергнут шестимесячному административному аресту (впоследствии сокращённому до трёх месяцев). Ему были предъявлены обвинения в членстве в «ФАТХе», распространении литературы, призывающей к насилию, и сборе разведывательной информации для ООП и Ирака. Организация « Международная амнистия » в связи с этим арестом выпустила коммюнике, где Нусейбе был назван узником совести .
В ходе Мадридской конференции 1991 года Нусейбе, вышедший к тому моменту из тюрьмы, был членом так называемого палестинского координационного комитета, служившего передаточным звеном между иордано-палестинской делегацией на переговорах, официально возглавляемой доктором Хайдаром Абдель-Шафии , и руководством ООП в Тунисе . После формирования Палестинской национальной администрации он стал членом Палестинского национального совета , а в октябре 2001 года после смерти Фейсала Хуссейни был назначен Арафатом на должность комиссара ООП по делам Иерусалима; в первые же дни пребывания в новой должности он выступил с заявлениями о необходимости прекращения недавно начавшейся интифады Аль-Аксы и отказа от права на возвращение на территорию Израиля для палестинских беженцев, что вызвало яростные протесты даже в его собственной партии . В то же время в 2002 году в американском журнале были размещены переведенные на английский цитаты из выступления Нусейбе в передаче канала Аль-Джазира , в которых он с похвалой отзывается об , палестинской матери, трое из сыновей которой стали террористами-смертниками . В этой же статье приводится высказывание Нусейбе, подчёркивающее, что коммюнике, выпущенное за несколько дней до этого, содержит не осуждение террористов-смертников, а лишь призыв «братьев к братьям» заново оценить пользу и вред от атак против гражданского населения Израиля .
Несмотря на умеренную позицию, дипломатическая деятельность Нусейбе в Иерусалиме рассматривалась Израилем как нарушение соглашений Осло , и в декабре того же года он был задержан для допроса, а его официальная резиденция в Иерусалиме несколько раз закрывалась (окончательно — летом 2002 года) .
В конце 2001 года Нусейбе вместе с активистами «Шалом ахшав» стал автором инициативы «Народный мир» ( англ. People's Peace ) . В 2002 году вместе с бывшим директором израильской спецслужбы ШАБАК Ами Аялоном он подготовил новую инициативу — «Глас народа» ( англ. People's Voice ), в Израиле известную как «Национальный референдум» ( ивр. המפקד הלאומי ). Целью инициативы был масштабный сбор подписей под петицией среди израильтян и палестинцев с целью воздействовать на политиков с обеих сторон. Программа Нусейбе и Аялона включала создание демилитаризованного палестинского государства рядом с Израилен в границах, основанных на ситуации, предшествовавшей Шестидневной войне (с возможностью равноценного обмена территорией, учитывающего соображения демографии, безопасности и территориальной целостности). Иерусалим провозглашался открытым городом и столицей обоих государств, а право на возвращение предлагалось реализовать только в границах палестинского государства; Израиль должен был участвовать в создании международного фонда для выплаты компенсаций беженцам . К началу 2004 года под петицией на сайте инициативы поставили свои подписи более 150 тысяч израильтян и 125 тысяч палестинцев , а к 2011 году общее число подписей достигло 400 тысяч .
С целью поддержки инициативы «Глас народа» Сари Нусейбе основал на территориях организацию ХАШД (Народная кампания за мир и демократию) . Движение, по словам его активиста Димитрия Дилиани, приобрело популярность в широких кругах палестинского населения, добившись успехов на профсоюзных выборах на Западном берегу Иордана в 2004 году — в южной части региона совет профсоюзов возглавил один из лидеров ХАШД Джамиль Рушди, в прошлом участник Первой интифады, проведший 9 лет в израильской тюрьме .
В конце первого и начале второго десятилетия XXI века взгляды Нусейбе на решение израильско-палестинского конфликта претерпели радикальное изменение. Нусейбе, на протяжении долгого времени бывший сторонником варианта «два государства для двух народов», пришёл к выводу, что это решение нежизнеспособно. В 2008 году он призвал к оценке возможности создания единого двунационального государства, включающего Израиль и палестинские территории . В интервью газете Le Figaro в 2010 году и изданной в 2011 году книге «Чего стоит Палестинское государство?» ( англ. What Is a Palestinian State Worth? ) он оценивает деятельность Палестинской национальной администрации как неудовлетворительную, а процесс Осло — как приведший к значительному ухудшению условий жизни палестинцев . Нусейбе предлагает радикальное для обеих сторон конфликта промежуточное решение — Израиль должен аннексировать Западный берег реки Иордан и сектор Газа, предоставив их жителям полные гражданские, но не политические права, сделав их подданными или «гражданами второго сорта» :
Попросту говоря, при этом сценарии евреи смогут управлять страной, а арабам наконец-то будет удобно в ней жить.
Оригинальный текст (англ.)Simply put, in this scenario the Jews could run the country while the Arabs could at last enjoy living in it.
С точки зрения Нусейбе, подобное решение снимет в том числе вопрос о палестинском праве на возвращение: если «Глас народа» предполагал возвращение беженцев только в палестинское государство, в новом варианте арабы Израиля, среди прочих гражданских прав, будут пользоваться и правом свободно передвигаться и выбирать место жительства .
За время своей общественной деятельности Сари Нусейбе был удостоен ряда международных наград. В 2003 году ему была присуждена премия организации «Семена мира», лауреатом которой он стал совместно с Шимоном Пересом . В 2004 году он стал лауреатом (в номинации «Свобода вероисповедания») как «гражданин Иерусалима и человек убеждений, заслуживший международное признание за свою приверженность правде, миру, ненасилию и правам человека» . В том же году Нусейбе был удостоен , а в 2010 году — премии Зигфгрида Унсельда за научные и литературные достижения (оба раза — совместно с израильтянином Амосом Озом ) .
Сари Нусейбе дважды включался журналами Prospect (Великобритания) и Foreign Policy (США) в их совместный список ста самых влиятельных интеллектуалов мира по результатам голосования читателей этих изданий. В первой версии списка (2005 год) Нусейбе занял 65-е место, а в 2008 году — 24-е . Однако издатели журнала Prospect указывают, что результаты опроса 2008 года были, вероятно, искажены массовым голосованием в Турции, выведшим на первые десять мест мусульманских интеллектуалов ; возможно, резкий подъём Нусейбе в списке также связан с этим фактом.