Иссерлес, Моше
- 1 year ago
- 0
- 0
Моше Идель ( ивр. משה אידל , 1947 , Тыргу-Нямц , Румыния ) — израильский учёный в области иудаики , специалист по каббале и еврейской мистике. Живёт в Израиле с 1963 года .
Моше Иделю Умберто Эко посвятил свой знаменитый роман «Маятник Фуко» .
Изучал в Хайфском университете еврейскую и английскую литературу, получил степень бакалавра (1969). Учился там же на отделении педагогики, получил степень магистра (1972).
В 1971—1976 гг. — докторант Еврейского университета в Иерусалиме по специальности « Еврейская философия и каббала» (научный руководитель — Шломо Пинес ). В 1976 г. Иделю присуждена степень доктора философии .
С 1972 г. преподавал в Еврейском университете в Иерусалиме, а также в Хайфском университете и Университете имени Давида Бен-Гуриона в Негеве. С 1987 г. Идель — профессор Еврейского университета в Иерусалиме . Работал приглашенным профессором в крупнейших центрах иудаики за границей: в Центре иудаики и Центре религиоведения Гарвардского университета (1981—1982 гг.), в Йельском , Гарвардском и Принстонском университетах . С 1986 г. — сотрудник Еврейской теологической семинарии. С 1992 г. — член-корреспондент Академии еврейских исследований Нью-Йорка .
Идель — один из основателей открывшегося в 2013 году в Цфатском Академическом Колледже oтделения изучения мистики и духовных практик. Профессор является научным консультантом и лектором отделения и кафедры изучения Каббалы фонда «Матанель».
Работы Иделя посвящены каббале и еврейской мистике, являются наиболее значительными достижениями в этой области после основополагающих трудов Гершома Шолема . В отличие от Шолема, Идель сосредоточил своё внимание не столько на истории различных течений, сколько на типах религиозного мышления в рамках еврейской традиции. Он характеризовал свой подход к научной теме как феноменологический, направленный на раскрытие определённых смысловых структур. Если Шолем считал каббалу формой еврейского гностицизма , отражающей нееврейские влияния ( зороастризм , неоплатонизм ), то Идель усматривает в её происхождении весьма древнюю и исключительно еврейскую традицию. Он проводит различие между теософско- теургической и экстатической каббалой, отмечает преобладание одного или другого типа этого учения в разных странах и в разные периоды истории .
В философии иудаизма Моше Идель различает три основных направления: библейское, раввинистическое и спекулятивное . Каждое из них развивалось в разные тысячелетия: первое — в первом тысячелетии до н. э., второе — в первом тысячелетии н. э., третье — во втором.
Первое изучает две основных темы: сакральную историю и заповеди — то есть вопросы о том, «что произошло», и том, « что следует делать». Второе — преимущественно о том, « как это следует делать». Для третьего характерен вопрос «почему?» . При этом спекулятивные теории , развивавшиеся в Средневековье, учитывают два предыдущих направления .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Моше Идель полагает, что главные понятия каббалы всегда оставались постоянными и неизменными .
Моше Идель выделяет в каббале два направления — «теософско-теургическое» и «экстатическое». Он особо выделяет экстатическую модель, в центре которой лежит идея двекут , «мистического прилепления» к Божеству. Среди адептов этой школы можно назвать Авраама Абулафию , его ученика Натана бен Саадью, Ицхака бен Шмуэля из Акко (конец XIII — начало XIV века), в XVI веке её идеи разделяли Йеуда Альботини, Моше Кордоверо и Хаим Виталь .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Автор шестнадцати монографий и более трехсот статей.
Некоторые работы:
В соавторстве:
Предисловия:
О нём:
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Научные заслуги Иделя отмечены рядом престижных израильских и зарубежных премий, в том числе: