Interested Article - Золотоносов, Михаил Нафталиевич

Михаи́л Нафта́лиевич Золотоно́сов (род. 19 января 1954 , Ленинград ) — советский и российский прозаик , журналист , литературный критик , литературовед , искусствовед , историк искусства , художественный критик . Кандидат искусствоведения.

Биография

Родился 19 января 1954 года в Ленинграде . Отец — Нафталий Менделевич Золотоносов (1923—2003), участник Великой Отечественной войны (радиотелеграфист 29-го отдельного полка связи) , ведущий инженер объединения « Красная Заря » (1955—1983), автор ряда изобретений в области телемеханики и электросвязи . Мать — Ида Самуиловна Золотоносова (1931—2007), учитель литературы и русского языка .

В 1977 году окончил факультет автоматизации управления Ленинградского политехнического института по специальности инженер-электромеханик . С 1979 года печатался как литературный критик . В 1989 году в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова (ЛГИТМиК) защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения на тему «Концепция личности в советском драматическом театре 1920-х годов» (специальность 17.00.01 — театральное искусство) .

В 1987—1989 годах работал в газете « Смена », в 1989—1990 годах был заведующим отделом публицистики журнала « », в 1990—1992 годах работал в газете « », в 1992—1994 годах — в газете « Невское время ». Самый длительный период работы Золотоносова, с 1991 по 2004 год, был связан с газетой « Московские новости » (обозреватель отдела культуры по литературе). Одновременно в 1996—1997 годах сотрудничал с газетой « Вечерний Петербург ». С 2003 года сотрудничает с журналом « » в Санкт-Петербурге .

Автор 16 книг.

Работы

Автор книг о Константине Мережковском и Чехове . По словам самого Золотоносова, главную идею его биографии Мережковского можно выразить цитатой из Василия Розанова : «порок живописен, а добродетель так тускла» (Золотоносов обнаружил ту же фразу у австрийского писателя Захер-Мазоха ). По словам автора, скандальные аспекты биографии Мережковского (обвинённого в педофилии) и его гениальность как учёного-биолога представляют две стороны одной медали, сочетание «гения и злодейства» . Золотоносов считает аморальность и гениальность Мережковского типичным для Серебряного века (как и для итальянского Возрождения) . По мнению историка Александра Формозова , Золотоносов ошибочно считает Мережковского представителем Серебряного века , тогда как Мережковский принадлежал к предыдущему поколению, а его антихристианская утопия была ближе к идеям социал-дарвинизма .

В работе о Чехове Золотоносов с фрейдистских позиций предпринял попытку реконструкции скрытых причин женофобии писателя, повлиявших, с точки зрения Золотоносова, на особенности его стиля . По словам самого автора, он пытался демифологизировать традиционный для русской интеллигенции образ Чехова как идеального мужчины . Если «Первый Чехов» представлял асексуального «интеллигента в пенсне», то «неофициальный Чехов» является гиперсексуальным и закомплексованным. Золотоносов объяснил замалчивание «Другого Чехова» коллективным столетним заговором между мемуаристами, издателями и критиками. Согласно Золотоносову, Чехов под влиянием медицинских представлений своего времени (растрата невосполнимой «жизненной силы» во время сексуальных отношений) ещё в студенческие годы начал испытывать страх перед образом «опасной женщины» . По мнению Золотоносова, Чехов заимствовал мотивы женского доминирования и эротического страха перед деспотичными женщинами у Захер-Мазоха. Влияние Захер-Мазоха, по Золотоносову, позволяет декодировать некоторые мотивы и образы русского классика. Чехов, в отличие от Захер-Мазоха, представил вражду полов в смягченном и облагороженным лирическими мотивами варианте. В лаконизме Чехова, по мнению автора, откровенная девиантность Захер-Мазоха сохраняется лишь фрагментарно . По мнению Золотоносова, взгляды Чехова на традиционную семью были нестандартными и по сути разрушительными. Золотоносов признаёт, что его выводы могут показаться шокирующими, однако считает, что они достаточно простые .

По оценке издания «НГ-Ex Libris», многие выводы Золотоносова относительно Чехова выглядят «натянутыми и излишне гипотетичными» .

Критика

, из рецензии на книгу «Хармсиздат представляет: советский эрос 1920—1930-х гг.» (1998):

И, наконец, «тяжёлая артиллерия» лёгкого жанра: Михаил Золотоносов продолжает поход по эрогенным зонам советской культуры. Статья «Философия общего тела. Советская садово-парковая скульптура 1930-х годов», как всегда, щедро-изобильна фактами и утомительно-однообразна в выводах. С энтузиазмом ударника комсомольских строек М. Золотоносов перелопачивает тонны материала, и эти же тонны, не просеивая, обрушивает на головы читателя. Как говорится в статье: «Бетономешалка заработала, и …». Если поставить рядом на одном постаменте критика Золотоносова и «девушку с веслом», — заведомо ясно, что этот мужчина может сказать про эту женщину. Поначалу обзовёт « симулякром », потом наговорит гадостей про весло (фаллический символ) и про струи фонтана. А заодно и про Сталина, и про Сталина с девочкой (см. любую из работ М. Золотоносова). .

В рецензии на книгу «Глиптократия» Глеб Морев высоко оценил научную основательность Золотоносова, однако заметил, что, как и у Розанова, темы Золотоносова ограничены еврейством и сексом, а его настойчивость в их разработке на обширном и разнообразном материале больше не вызывает интереса и внимания, а, напротив, провоцирует раздражение и скепсис . Фаина Гримберг в рецензии на книгу о Мережковском отметила, что работы Золотоносова очень полезны для филологов и историков и назвала его лучшим литературоведом в России . По характеристике Аллы Латыниной (2004), Золотоносов «всегда и обо всём пишет с брюзгливой гримасой» .

Данила Давыдов , из рецензии на книгу «Логомахия» (2010):

Выдающийся культуролог и филолог, Михаил Золотоносов всегда выступает в провокативной роли, оставаясь при этом формально на поле академической науки (к примеру, примечания и библиографический аппарат его работ всегда впечатляют) .

Дмитрий Бавильский о книге «Гадюшник»:

Эрудиция и въедливость Золотоносова восхищают. Залежи архивного мусора он перелопачивает со зримым знаточеским энтузиазмом, исследуя «социокультурную ситуацию» 1940-х — 1960-х годов до последней запятой: деятельность ленинградской писательской организации нужна ему для того, чтобы с этой самой, теперь уже мало заметной кочки, показать и вынести приговор всей так называемой «советской культуре». И даже шире — советскому образу жизни: показывая на примере одной капли из чего состоит весь океан .

Негативно отозвался о Золотоносове критик Вадим Кожинов в опубликованной в газете «Завтра» (№ 14(331) 2000 г.) статье «Патология (О сочинителе по фамилии Золотоносов)».

Параграф «Не суди и не судим будешь» своей книги «О Достоевском, о русских издателях и о себе» (2019) посвятил критическому разбору написанного Золотоносовым С. В. Белов , охарактеризовавший Михаила Нафтаьевича как любителя тем — культурология секса и субкультура русского антисемитизма .

Участие в профессиональных и общественных организациях

Награды и премии

  • «Золотой гвоздь» (2006)
  • « » (2007 ; 2010, в номинации «Материал в социальной сфере» ; 2012, в номинации «Материал в сфере культуры (все СМИ)» ; 2013, в номинации «Интервью года» ; 2016 в номинации «Обозреватель/колумнист года» )

Библиография

Книги

  • Золотоносов М. . — СПб. : ИНАПРЕСС , 1995. — 93 с. — ISBN 5-87135-026-7 .
  • Золотоносов М. M/Z, или Катаморан. Рассказ П. Морана «Я жгу Москву» с комментариями. — СПб. : ИНАПРЕСС , 1996. — 130 с.
  • Золотоносов М. Обыкновенный садизм. Статьи о российской армии: 1993—1997 / Общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга». — СПб. : Тускарора, 1997. — 119 с.
  • Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени. — СПб. , 1999.
  • Золотоносов М. Н. Слово и Тело: Сексуальные аспекты, универсалии, интерпретации русского культурного текста XIX—XX веков. — М. : Ладомир , 1999. — 832 с. — ( Русская потаённая литература ). — 2500 экз. ISBN 5-86218-368-X .
  • Золотоносов М. Н., Кононов Н. М. З/К, или Вивисекция. — СПб. : ИНАПРЕСС , 2002.
  • Золотоносов М. Н. Братья Мережковские: Роман для специалистов. Книга 1: Отщеpenis Серебряного века. — М. : Ладомир , 2003. — 1030 с. — 1500 экз. ISBN 5-86218-420-1 .
  • Золотоносов М. Бронзовый век: иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда — Петербурга, 1985—2003 гг. / Фотограф Ю. Ю. Калиновский. — СПб. : Новый Мир Искусства, 2005. — 623 с. — ISBN 5-902640-01-6 .
  • Золотоносов М. Н. Другой Чехов: По ту сторону принципа женофобии. — М. : Ладомир , 2007. — 336 с. — ( Русская потаённая литература ). — 1500 экз.
  • Золотоносов М. Н. Логомахия: Поэма Тимура Кибирова «Послание Л. С. Рубинштейну» как литературный памятник. — М. : Ладомир , 2010. — 384 с. — ( Русская потаённая литература ). — 1000 экз.
  • Золотоносов М. Н., Калиновский Ю. Ю., Овчаров О. И. Бронзовый век: Иллюстрированный каталог памятников...1985—2007. — Издание 2-е, дополненное. — СПб. : Новый Мир Искусства, 2010. — 784 с. — ISBN 978-5-902640-07-3 .
  • Золотоносов М. . Комментарии к стихотворному сборнику Н. Кононова «80». — СПб. : ИНАПРЕСС , 2011.
  • Золотоносов М. Н. Гадюшник: Ленинградская писательская организация: избранные стенограммы с комментариями: из истории советского литературного быта 1940—1960-х годов. — М. : Новое литературное обозрение , 2013. — 879 с. — ISBN 978-5-444-80091-1 .
  • Золотоносов М. Н. Охота на Берггольц. Ленинград 1937. — СПб. : Издательский дом «Міръ», 2015. — 464 с. — ISBN 978-5-98846-114-2 .
  • Золотоносов М. Н. Охота на Баснер: Судебный роман. — СПб. : Издательский дом «Міръ», 2016. — 752 с. — ISBN 978-5-98846-123-4 .
  • Золотоносов М. Н. Диверсант Маршак и другие: ЦРУ, КГБ и русский авангард. — СПб. : Издательский дом «Міръ», 2018. — 530 с. — ISBN 978-5-98846-135-7 .
  • Поэзия революционного народничества / Сост., вступ. ст. и примеч. М. Н. Золотоносова. — СПб. : Издательский дом «Міръ», 2019. — VIII+724 с. — ISBN 978-5-98846-142-5 .

Интервью

Примечания

  1. на сайте « Новая карта русской литературы »
  2. . Дата обращения: 16 ноября 2019. 14 апреля 2010 года.
  3. . Дата обращения: 23 июля 2016. 11 сентября 2016 года.
  4. от 15 августа 2016 на Wayback Machine
  5. Согласно сведениям, от 5 ноября 2016 на Wayback Machine М. Н. Золотоносовым
  6. . Лениздат.ру. Дата обращения: 23 июля 2016. 29 августа 2016 года.
  7. Золотоносов, Михаил Нафталиевич. Концепция личности в советском драматическом театре 1920-х годов : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. — Ленинград, 1989. — 181 с.
  8. Волчек Дмитрий . . Радио Свобода (27 мая 2010). Дата обращения: 23 июля 2016. 11 марта 2016 года.
  9. Формозов А. А. Рассказы об учёных. — Курск: КГМУ, 2004. — С. 64—65.
  10. . НГ Ex Libris (27 декабря 2007). Дата обращения: 14 ноября 2016. 14 ноября 2016 года.
  11. . ] // Новое литературное обозрение . — 1998. — № 32 . 16 августа 2016 года.
  12. Латынина Алла . // Новый мир . — 2004. — № 2 . 16 августа 2016 года.
  13. Давыдов Данила . ] // Новый мир . — 2010. — № 9 . 16 августа 2016 года.
  14. Бавильский Дмитрий . . Частный корреспондент (10 февраля 2014). Дата обращения: 25 июля 2016. 7 июля 2016 года.
  15. С.В. Белов. О Достоевском, о русских издателях и о себе. — СПб. : Союз писателей Петербурга, 2019. — С. 149. — 336 с. — ISBN 978-5-4311-0183-0 .
  16. от 1 марта 2017 на Wayback Machine // spbgoldpen.ru — конкурс журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Золотое перо»
  17. от 11 августа 2017 на Wayback Machine // Официальный сайт конкурса журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Золотое перо»

Источники

Ссылки

  • в « Журнальном зале »
  • на сайте « Новая карта русской литературы »
  • Кайль Т. // [Электронный ресурс] / глав. ред. и сост. О. В. Богданова, ред. и сост. А. М. Любомудров, Б. В. Останин. — СПб. : Книжная лавка писателей , 2020.
  • . Лениздат.ру. Дата обращения: 23 июля 2016.
  • на портале "город 812 (архив: . . Дата обращения: 23 июля 2016. Архивировано из 24 июля 2016 года.
    • Михаил Золотоносов. . (31 октября 2016). Дата обращения: 5 ноября 2016. 20 августа 2023 года. )
  • . . Дата обращения: 23 июля 2016.
Источник —

Same as Золотоносов, Михаил Нафталиевич