Канакарис-Руфос, Афанасиос
- 1 year ago
- 0
- 0
Афана́сиос Христо́пулос (греч. Αθανάσιος Χριστόπουλος, Кастория , май 1772 года — Бухарест , 19 января 1847 года ) — видный греческий поэт, писатель, лингвист, юрист, учёный и революционер .
Афанасиос Христопулос родился в городе Кастория , Западная Македония в 1772 году. Его отец священник, из-за экономических трудностей и не желая больше жить под турецким гнётом, перевёз семью в 1780 году в Бухарест, когда Афанасиосу было 8 лет. Здесь, в Бухаресте, Афанасиос окончил школу и лицей .
Христопулос прожил всю свою жизнь в Придунайских княжествах и согласно заявлению Димараса может считаться « фанариотом по родству ». .
Христопулос продолжил своё образование в университете города Буда , где изучал латинскую филологию, философию и медицину, и в университете Падуи , где изучал юриспруденцию. По окончании учёбы вернулся в Бухарест и поступил на службу ко двору правителя Валахии (и позже Молдовы) Александроса Мурузиса, где первоначально преподавал детям господаря. Стал судьёй и получил придворный титул «каминарис». Одновременно развил писательскую деятельность: написал Героическую драму и одно из самых значительных своих произведений , Грамматика эоло-дорического диалекта, или сегодняшнего разговорного языка греков , в котором поддерживал использование в литературе разговорного греческого языка демотика, который согласно Христопулосу был сплавом древних дорийского диалекта и эолийского диалекта .
После 1806 Христопулос последовал за Мурузисом в Константинополь когда последний потерял свою должность в Придунайских княжествах. Здесь у него было больше времени для писательской работы, поскольку он был освобождён от обязанностей судьи, а дети бывшего правителя уже выросли. Это период был очень продуктивным для него: он принялся за создание ново-греческого словаря вместе с и Газисом , попытался организовать университет в Загора Пелиона , написал трактат о существовании вакуума в природе, лингвистическое исследование О произношении , в котором отвергает аргументы Эразма о произношении греческого языка в классической древности и трактат О поэзии .
Жизнь Христопулоса была нарушена в 1812, когда Мурузис был убит турками. Христопулос бежал в Бухарест , ко двору правителя Иоанна Караджа, но большая часть его работ (исследования о вакууме, о произношении и начатый словарь) были утеряны. Иоанн Караджа назначил его вновь на должность судьи, дав ему титул Великого Логофета и поручил ему создание нового законодательства для Княжества Валахия. Христопулос был занят систематически этой работой до 1816 года. В 1815 году он написал философско-политическое сочинение Политические мысли , базирующееся на принципах Макиавелли, Никколо . Эта работа стала причиной отрицательной критики против Христопулоса и не была напечатана при его жизни.
В 1818 году Иоанн Караджа бежал на Запад и Христопулос нашёл убежище в городе Сибиу , Трансильвания . Здесь он изучил и перевёл труды Секста Эмпирика и написал исследования Превращения философии и Политические параллели . В эти годы он был посвящён в тайное революционное общество Филики Этерия . Информации о его деятельности в качестве гетериста и о его жизни в годы Греческой революции мало. Согласно греческому историку Филимону, вращавшийся в кругах фанариотов Христопулос, впоследствии с презрением заявлял что Этерию создали «трое никчемных греков-друзей в Одессе» .
Согласно гетеристу Секерису, перед началом восстания, по поручению Ипсиланти , Христопулос отправился на Ионические острова и пробыл на острове Закинф 2 месяца. Опять же согласно Секерису, Христопулос был членом Революционного комитета в Придунайских княжествах .
После 9 лет кровавой войны, грекам удалось освободить только южную континентальную Грецию, оставив вне пределов возрождённого государства многие греческие земли, включая и родину Христопулоса, Македонию. Христопулос посетил Греческое королевство в 1836 году, но пробыв здесь менее года вернулся в Сибиу, где продолжил свою писательскую работу. В этот период Христопулос был занят в основном переложением Илиады , вначале в рифме, а с 1844 года в стихах без рифмы. В этот же период он написал пособие Греческие древности , где он затрагивает темы касательно греческих племён и древних диалектов.
Христопулос прожил оставшуюся жизнь в Трансильвании и умер в 1847 году в Бухаресте.
Христопулос сегодня упоминается в основном за его поэтические труды, сборник Лирика который стал очень популярным : ещё при жизни поэта был издан 11 раз (первое издание в 1811 году в Вене). Согласно греческому историку Д.Фотиадису, «Лирика» Христопулоса — самое лучшее, что могут представить до неё новогреческие (поствизантийские) поэты .
Его стихи были подвержены аркадийской манере и анакреонтизму.
Саккелариос именует его «второй Анакреонт » .
Поэт Христопулос считается «продромом» (предтечей), вместе с и Ригасом ), открывшим новые пути в использовании разговорного языка демотика в греческой поэзии. Интерес представляют также его переложения древнегреческой литературы на сегодняшний разговорный язык, рапсодия Α Илиады и стихов Сапфо .
Когда в коце 1822 года, Трикупис, Спиридон посетил Закинф, Соломос, Дионисиос прочитал ему на итальянском свою оду Per Prima Messa , но вместо похвалы Трикупис посоветовал ему писать на греческом и читать для этого Афанасия Христопулоса.
Лирика Христопулоса была среди поэтических произведений которые изучал Соломос, Дионисиос формируя свой поэтический язык.
В 1891 году Кавафис, Константинос написал в его честь стихотворение « Афанасиос Христопулос ».
« Ахилл » Христопулоса — первое ново-греческое драматургическое произведение, был поставлен в городе Яссы в 1805 году. Созданный в Бухаресте в 1817 году, дочкой господаря Иоанна Караджа, Раллу, греческий театр поставил драму Христопулоса «Смерть Патрокла » .
В этом же театре выступал и первый греческий профессиональный актёр Аристиас, Константинос Кириакос .
Его научный труд включает трактаты в областях лингвистики, политики, философии и естественных наук, многие из которых однако не сохранились. Его законодательный труд Свод Кодекса частного права находится под влиянием идей Французской революции.