Interested Article - Имамкули-хан

Имамкули-хан ( чагат. امام قلی خان ‎; 1582 1644 ) — третий хан Бухарского ханства из узбекской династии джанидов Аштарханидов , годы правления 1611−1642.

Приход к власти и внутренняя политика

Преемником правителя Бухарского ханства Вали Мухаммада ( 1605 1611 ) стал его племянник, сын его старшего брата Имамкули-хан (1611−1642). Политика проводимая Валимухаммадом вызвала недовольство знати, которые свергли его и посадили на престол Имамкули-хана. В политической борьбе Вали Мухаммада поддержали сефевиды во главе с шахом Аббасом I , однако иранские войска были разгромлены Имамкули-ханом. В 1612 году он отправил войско во главе со своим главнокомандующим Ялангтуш Бахадур бием алчином против хана Казахского ханства Есим-хана .

В период правления Имамкули-хана государство Аштарханидов достигло самого значительного могущества за весь период своего существования. Большим влиянием в стране пользовался дядя Имамкули-хана по материнской линии Надир диванбеги тагаи из узбекского рода арлат. Он был министром финансов государства, но больше прославился как покровитель науки и искусств. На его средства были построены медресе в Бухаре и Самарканде .

С личностью Имамкули-хана связывают предание, согласно которому, когда в Бухаре шло строительство, дядя и визирь Имамкули-хана — Надир Диван-беги построил в центре города медресе и хотел рядом вырыть бассейн. Единственным подходящим местом для этого оказался двор, принадлежавший на правах частной собственности еврейской вдове. Двор хотели выкупить и предлагали большие суммы, однако хозяйка отказалась. Тогда обратились к Имамкули-хану, который передал вопрос на рассмотрение в совет юристов-муфтиев. Было вынесено решение, запрещающее отнимать двор у еврейки насильно, так как она выполняет все действующие законы и поэтому находится под покровительством хана.

В правление Имамкули-хана сильно возвысился эмир Самарканда из узбекского рода алчин — Ялангтуш бахадур Бойходжи углы, будучи приближенный к хану он стал очень влиятельным и богатым , эмир стал главным военачальником в обороне страны от кочевников. Позже Ялангтуш совершил ряд походов на Мешхед .

Несмотря на успешную внешнюю политику, Имамкули-хан не смог полностью преодолеть внутренние противоречия в государстве, связанные с сепаратизмом отдельных узбекских племен.

Тем не менее, бухарцы характеризовали его «как мудрого, храброго и справедливого хана, который был весьма любим народом».

Внешняя политика

Имамкули-хан воевал с калмыками, поддерживал отношения с Россией .

В 1613 году он отправил посла Ходжа Науруза в Россию в связи с восхождением на престол царя Михаила Федоровича Романова.

В 1614 1615 годах его полководец Ялангтушбий совершил поход на Хорасан против сефевидского Ирана . Он дошел до Мешхеда и Мазандарана . В 1615 году другой полководец Имамкули-хана Кара Тугма совершил поход на Хорасан.

В 1615 году Имамкули-хан отправил послов к потомку Бабура императору Индии Джахангиру . Письмо Имамкули-хана сопровождалось дополнительным письмом потомка известного теолога Ходжа Хашима Дагбеди. Послы были встречены дружелюбно и Джахангир отправил Имамкули-хану подарки и стихотворение, которое он составил сам.

Обмен посольствами продолжался и в последующие годы. В 1621 году в ответ на посольство Имамкули-хана Джахангир отправил богатые подарки хану и потомкам Махдуми Аъзама в (городок близ Самарканда).

В 1616 1617 годах шел интенсивный обмен посольствами с султаном Османской империи Ахмедом I . Согласно договору аштарханидские войска атаковали сефевидов, чтобы помочь туркам. После смерти султана военные действия были прекращены.

В 1618 году сефевидский шах Аббас I отправил Имамкули-хану послов с предложением дружбы.

В апреле 1619 года посол Имамкули-хана был торжественно принят сефевидским шахом. Его красивая и продуманная речь произвела большое впечатление на испанского посла Сильву Фигуроа.

В 1618 году были отправлены послы Имамкули-хана в Китай .

В 1619 году были отправлены послы Имамкули-хана в Россию.

В 1621 году к нему прибыл российский посланник .

Позже Имамкули-хан отправлял к Михаил Федоровичу Романову другого своего посла Адамбая. С Хохловым вместе в Россию выехал царевич Авган, его дядя узбек нукусского рода, его мама Бике Акек, из рода найманов и узбек Давлат из рода месит.

В 1621 году Ялангтуш Бахадур был главнокомандующим аштарханидскими войсками в отражении нападения казахских войск Турсун султана .

В 1628 году по приказу Имамкули-хана Ялангтуш разбил казахского под Ташкентом и заставил его бежать в Кашгарию.

В 1636 году войска Имамкулихана во главе с Ялангтушбием совершили поход на Сайрам , в окрестностях которого они атаковали казахские племена. Поход продолжался до степей Дешти Кипчака.

Политика в области культуры

миниатюра аштарханидской эпохи, 1615 год

При правлении Имамкули-хана были построены ряд известных архитектурных шедевров как, например, соборная мечеть и медресе Тилля-Кари , медресе Шердор в Самарканде, медресе Нодир-Диван-Беги в Бухаре и Самарканде и др.

Фасад медресе Шердор
Фасад медресе, соборной мечети Тилля кори

В 1621 году в Самарканде было переписано « Зафар-намэ » Шараф ад-Дин Йазди и иллюстрировано великолепными миниатюрами.

Имамкули-хан (1611−1642) был учеником-мюридом джуйбарского ходжи Таджиддина. Ходжа Таджиддин был женат на младшей сестре Имамкули-хана .

Отречение от престола и смерть

В последние годы жизни Имамкули-хан стал плохо видеть и в 1642 году он отказался от престола в пользу своего брата Надир Мухаммада ( 1642 1645 ) и отправился в хадж . Надир диванбеги сопровождал Имамкули-хана в его поездке. Имамкули-хан побывал в гостях у сефевидского шаха в Иране, где местный художник Муин Мусаввир нарисовал его портрет.

Имамкули-хан скончался в 1644 году в Мекке и был похоронен в Медине . Согласно некоторым источникам, в поминальной молитве (джаназе) в честь хана приняли участие 600 тысяч паломников.

Примечания

  1. Дата обращения: 12 марта 2013. 1 апреля 2016 года.
  2. Азиатский вестник — СПб. : изд. Г. Спасский, 1825, Январь. — С. 10.
  3. Анке фон Кюгельген . Легитимация среднеазиатской династии мангитов в произведениях их историков (XVIII—XIX вв.) — Алматы: Дайк-пресс, 2004. — C. 68−69.
  4. R. D. McChesney, Waqf in Central Asia: Four Hundred Years in the History of a Muslim Shrine, 1480—1889. Princeton university press, 1991,p.149
  5. Robert D. McChesney Central Asia vi. In the 16th-18th Centuries // Encyclopædia Iranica — Vol. V, Fasc. 2, pp. 176−193.; от 2 января 2011 на Wayback Machine .
  6. . Дата обращения: 19 января 2018. 19 января 2018 года.
  7. , p. 143.
  8. , p. 146.
  9. Веселовский Н. И. И. Д. Хохлов (русский посланник в Персию и в Бухару в XVII в.) — СПб. , 1891. — С.12, 17.
  10. Burton Audrey, The Bukharans. A dynastic, diplomatic and commercial history 1550—1702. Curzon, 1997, p.154
  11. Burton Audrey, The Bukharans. A dynastic, diplomatic and commercial history 1550—1702. Curzon, 1997, p.174
  12. Burton Audrey, The Bukharans. A dynastic, diplomatic and commercial history 1550—1702. Curzon, 1997,p.189
  13. . Дата обращения: 30 июня 2011. Архивировано из 4 сентября 2018 года.

Литература

  • Burton Audrey. The Bukharans. A dynastic, diplomatic and commercial history 1550−1702. — Curzon, 1997.
  • от 20 января 2013 на Wayback Machine
  • История Узбекской ССР / Отв. ред. Я. Г. Гулямов — Ташкент, 1967. — Т. 1.
  • История Узбекистана — 1993. — Т. 3.
  • Зияев А. Х. «Силсилат ас-салотин» как исторический источник. Рукопись диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Ташкент, 1990.
Источник —

Same as Имамкули-хан