Interested Article - Авганары
- 2021-06-28
- 2
Авганáры, абганáры ( монг. Авганар, Абганар ) — этнос , входящий в состав южных монголов . Проживают на территории хошуна Абга-Ци и городского уезда Шилин-Хото аймака Шилин-Гол Внутренней Монголии . Родовые названия с корнем «авга, абга» отмечены в составе многих других монгольских народов.
История
Этноним «авга» уходит вглубь истории, вплоть до сяньби , о чем свидетельствует в своей работе Г. Сухбаатар, первым же такую трактовку предложил Л. Базен сравнивая с «абга, авга» сяньбийский аймак Афугань .
С XIII до начала XX вв. племенами авга и авганары управляли младший брат Чингисхана — Бэлгутэй и его потомки. В монгольских словарях написано: «братья по отцовской линии называются „авга“» . Авга — родовое название, образованное в результате соединения двух слов abu (аав) — отец + ag-a (ах) — брат. Поскольку Бэлгутэй приходился детям Чингисхана дядей (авга), соответственно, подданное ему племя — «племя дяди» — было названо авгутами, племенем авганаров. Авга и авганары появились в XIII в. из людей, пожалованных Чингисханом своему брату Бэлгутэю. Часть их смешалась не только с монголоязычными племенами — ойратами , халхами , бурятами , внутренними монголами и калмыками , но и вошла в состав туркменов , теленгитов и эвенков , ассимилировалась с ними и образовала один род .
Во времена империи Мин на территории современного аймака Шилин-Гол Внутренней Монголии находились кочевья потомка в 17-м колене Бэлгутэя — брата Чингисхана, поэтому местные монголы носили название «абганар, авганар» (в переводе с монгольского «абга, авга» означает «дядя по отцу»). Когда в первой половине XVII в. монголы покорились маньчжурам , то последние ввели среди монголов свою восьмизнамённую систему , и авганары были разделены на два «знамени» (по-монгольски — хошуна ): Абганар-Цзоици («Хошун абганаров левого крыла») и Абганар-Юици («Хошун абганаров правого крыла»), командовали «крыльями» князья в ранге « бэйлэ ». Помимо авганаров, здесь также проживали племена авга и хоцит (хучит).
При Китайской республике система управления монголами не менялась, однако после установления власти коммунистов начались изменения административного деления. Весной 1949 года хошуны Абганар-Цзоици (阿巴哈纳尔左翼旗), Абга-Цзоици (阿巴嘎左翼旗) и Хоцит-Юици (浩齐特右翼旗) были объединены в Чжунбу-Ляньхэци (中部联合旗, «Объединённый хошун центральных племён»), а Абганар-Юици (阿巴哈纳尔右翼旗) попал в Сибу-Ляньхэци (西部联合旗, «Объединённый хошун западных племён»). 26 мая 1952 года Чжунбу-Ляньхэци и Сибу-Ляньхэци были объединены в хошун Сибу-Ляньхэци.
3 июля 1956 года решением Госсовета КНР хошун Сибу-Ляньхэци был переименован в Абга-Ци , а 21 августа того же года из его состава был выведен Шилин-Хото , перешедший в непосредственное подчинение правительству аймака .
Что касается авгутов среди халхов и бурят, они, видимо, появились в XV—XVII вв. из числа авгутов — южных монголов, которыми управляли потомки Бэлгутэя. Когда авгуты, обитавшие под покровительством халхаского Сэцэн-хана в бассейне рек Керулен и Халх гол , вошли в состав Цинского государства в 1680-х гг., от них более 1000 семей остались среди халхов и баргутов . Таким образом, родовое название авга со временем стало этническим наименованием. Что касается слова авгачууд, то оно образовано присоединением к основе слова авга аффикса -чууд. Также с добавлением аффиксов -д, -с и -нар получились авгад, авгас и авга нар .
Среди бурят имеется род ашибагат (ашихават) , название которого образовалась в результате присоединения двух монгольских слов: ач — внук (у бурят — ag aši) , племянник и авгад (ači + abаγad) .
Расселение
В настоящее время авганары и авга проживают на территории хошуна Абга-Ци и городского уезда Шилин-Хото аймака Шилин-Гол Внутренней Монголии .
В Монголии авга, авгас, авгад, авгуты-тайджи (авга тайж нар), авга хариады и авгуты — проживают в сомонах Хөх морьт, Тайшир Гоби-Алтайского аймака; сомонах Нөмрөг, Цагаанхайрхан и Отгон Завханского аймака; сомоне Шинэ-Идэр Хубсугульского аймака; сомонах Гурван булаг, Баянбулаг Баянхонгорского аймака, сомоне Хутаг-Өндөр Булганского аймака; сомонах Даланжаргалан , Айраг, Иххэт Восточно-Гобийского аймака; сомонах Баян дун, Халхгол Восточного аймака; сомонах Цагаандэлгэр, Дэрэн, Говь-Угтаал Сүхбаатарского аймака; сомонах Мөнгөнморьт, Эрдэнэ, Баян, Баяндэлгэр, Баянцагаан, Баянчандмань , Арбулаг, Сэргэлэн, Аргалан Центрального аймака; сомонах Дадал , Норовлин, Жаргалтхаан и Дархан Хэнтэйского аймака; сомонах Наранбулаг, Хяргас Убсунурского аймака; сомонах Мянгад, Эрдэнэбурэн, Манхан Кобдоского аймака .
Род авга входит в состав халха-монголов и других монгольских народов. О широком распространении в Монголии племен с корнем «абга, авга», «awãgã» ( абгатууд, баруун абга, зуун абга , а также собственно абга) свидетельствует одна из карт Этнолингвистического атласа МНР . Абаганары известны среди калмыков . В составе дербетов , баятов , олётов — авгас . Род авгас также входит в состав басигитов, субэтноса мянгатов . В работе Х. Нямбуу в списке подразделений баргутов также упоминается малое племя авгачуул . Среди узумчинов — авгачин .
Абганеры (авганары) среди калмыков-дербетов включают в свой состав группы родов: барун, кетчинер, аванкин (авихин), асмат (асмуд), бакшинкин (нойнахин), хапчин. Барун-абганеры разделяются на следующие подгруппы: 1. Ар барун (северные барунцы): арваны чавчахин, дамчахин, иштхуд, шонхрмуд. 2. Дунд барун (средние барунцы): арваны шаряд, боотьхуд, керяхин (оруд), дооджахн, эмгняхин. 3. Омин барун (южные барунцы): оркчихин, тугдахин, ооклдуд . В. Папуев выделяет только две подгруппы барун, в первую включая перечисленные арваны подгруппы ар барун и арваны чаачихин, тугд, гелгяхин, а во вторую — арваны шаряд, керяхин, эркчихин, тугд, сасгуд, боотьхуд, хасгуд, эмгняхин, ээклдяхин . Кетчинер-абганеры разделяются на следующие подгруппы: колдус, бага-кетчинер, майктнар, наминахин, даджинкин, бурхчинхин, джамчахин, зяяснгюд, чэджинкин, бэвгэсюд, ангдгуд, нягняхин, чочунгуд, архсуд. Нойнахин-абганеры включают арваны хонуд (в т.ч. ноха хонуд и нойон хонуд), асмуд, барун, беджянкин, хошуд, менчкюд, баткасуд . В группе авихин (или аванкин) выделены арваны бага-барун, саксунахин, джиргиляхин (джиргняхн) , гальджингуд (гальджгуд) , сарвахин или шеркеш (серкеш) , боотхуд, човшахин, мишкихин, мааткуд, чакалмуд. Асматов (асмуд) насчитывается десять подгрупп (называемых төрл — группа родственников): гальджигуд, мааткуд, цядюрмюд, шонхормуд, чакалмуд, човушахин, уланахин, чолунахин, цаган-манджикин, бульгуд. Хапчины включают шесть төрл: шевнр, тякермюд, борлнгуд, хасгуд, эркетен, мелтяхин, маштгуд . Согласно Г. О. Авляеву, абганеры среди калмыков известны под следующими именами: абганер, авгнр, тергти-авгнр, гаханкин авгнр, башантин авгнр, абганер-кебют .
Основу дербетского субэтноса калмыков составляли группы туктун, бурул, зюн, шабинер и абганер (авганар). В составе зюнов отмечены абганер-кюбют (абганер-кевюд), авганар (среди шарнут-чоносов и бага чоносов), сян авганар и му авганар (среди ики-чоносов). Абганеры также известны в составе этнических групп бурулов: ики-бурулов, ульдючинов, манджикинов (манджинкинов, мандженкинов) .
Среди бурят отмечены следующие роды: абаганад (абагануд) среди булагатов , харанутов (род авганат-харанут ) , эхиритов , атаганов , кудинских , кударинских и селенгинских бурят ; абгад (авгад) среди селенгинских бурят и в частности среди табангутов ; ашибагад (ашаабагад) среди булагатов , табангутов , нижнеудинских , балаганских , кудинских, кударинских и селенгинских бурят . В составе селенгинских бурят также отмечено родовое название абагад-абгоцол . В составе хори-бурятского рода харгана отмечен хухур (подрод) абга . Среди сонголов Монголии упоминается род ашаавгад сонгоол (ашибагад сонгоол) . В составе хамниганского рода мунгал значится подразделение асивагат .
На территории Селенгинского аймака Монголии среди бурят проживают носители родовых имен: ач абгад , ашибагад . Потомки ашибагатов , проживающие на территориях Хубсугульского, Забханского, Архангайского , Булганского, Центрального аймаков Монголии , ныне являются носителями этнонима хариад . В составе хариадов значатся роды: ач хариад, авга хариад, баруун хариад (западные хариады), зуун хариад (восточные хариады), дунд хариад (средние хариады) , сахлаг цагаан хариад .
Указанные группы абага — часть древнего этноса, сохранившего свое наименование и принявшего участие в формировании как халха-монголов , ойратов , монголов Внутренней Монголии, моголов Афганистана , так и в формировании современных баргутов и бурят .
См. также
Ссылки
- — информация о территории, населении и истории изменений административно-территориального деления на сайте 行政区划网 (кит.)
Примечания
- Сухбаатар Г. Сяньби. — Улаанбаатар, 1971. — 217 с.
- Qorin nayiman-tu tayilburi toli. Т. 20. Köke qota, 1994. 2012 х.
- Эрдниев У. Э. Этнический состав калмыков на рубеже XIX—XX вв. // Вестник института. — Вып. 10. Серия этнографии. — Элиста: КНИИИЯЛИ, 1974. — С. 36—66.
- Дисан Т. Ховдын өөлдийн зарим овгийн тухай // Монгол-Солонгосын хамтарсан эрдэм шинжилгээ — 4. — Сөүл, 1996. — Х. 315—321.
- Очир А. Халхын арын долоон отгийнхны угсаатны бүрэлдэхүүн, гарал, тархац // Төв Азийн нүүдэлчдийн угсаатны түүхийн асуудал. — Улаанбаатар, 2002. — Х. 11—94.
- ↑ Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- ↑ Нанзатов Б. З. Дата обращения: 16 июня 2018. 22 января 2021 года.
- Монгол Ард Улсын угсаатны судлал, хэлний шинжлэлийн атлас. Т. I. 75 х.; Т. II. 245 х. Улаанбаатар, 1979.
- Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
- Этнолингвистический атлас МНР. — Улаанбаатар, 1979. — 145 с.
- ↑ Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
- Екеев Н. В. Ойраты и алтайцы: этнические и этнокультурные связи и параллели // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Сб. науч. тр. / КалмГУ; редкол.: П.М. Кольцов [и др.]. – Элиста. — 2008. — С. 92—101 .
- Нямбуу X. Монголын угсаатны зуй. Удиртгал. — Улаанбаатар, 1992. — 198 с.
- ↑ Бакаева Э. П. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2013. — № 2 (10) . — С. 91—112 .
- Папуев В. Этнический состав калмыков: атлас. — Элиста: Джангар, 2006. — 32 с.
- ↑ Эрдниев У. Э. Материалы по калмыцкой этнонимии // Научное наследие профессора У. Э. Эрдниева. — Элиста: Изд-во КалмГУ, 2005. — С. 113—130.
- Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — С. 124. — 325 с.
- ↑ Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27 . 13 апреля 2022 года.
- Цыдендамбаев Ц. Б. . — Бурятский филиал СО АН СССР, 1977. — 220 с. 10 августа 2020 года.
- Доржиев Б. Ц., Эрдынеев В. Л., Будаева Н .П., Цыдыпова Т. П. Ивалга голдо hуудалтай зоной угай бэшэг (Родословная иволгинских бурят) / Бимба лама Доржиев, гэбшэ-лама Иволгинского дацана "Хамбын хурэ". — Улан-Удэ, 2012. — 424 с.
- ↑ Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
- Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2016. — № 4 (24) . 1 июля 2019 года.
- ↑ Вяткина К. В. Очерки культуры и быта бурят. — Ленинград: издательство «Наука», 1969.
- Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук.
- Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. 3 ноября 2021 года.
- Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2015. — № 2 (18) . 2 мая 2019 года.
- // Власть. — 2008. — № 8 . 2 августа 2018 года.
- 2021-06-28
- 2