Interested Article - Узоны

Узо́ны, удзо́ны, уджиэ́ты ( бур. , монг. Узоон, Үзөөн, Өзөөд, Өзөөн, Үжиэд, Үжигэд, Үжэгэд) — одно из племён в составе селенгинских бурят и ононских хамниган . Узоны, также именуемые уджиэтами, отмечены в составе некоторых других монгольских народов.

Этноним

В монгольской летописи « Алтан Тобчи » этноним упоминается в форме уджиэт, уджэгэт, үжиэд, үжигэд, үжэгэд . В книге Ц. Б. Цыдендамбаева «Бурятские исторические хроники и родословные» , а также в других работах бурятских ученых этноним используется в форме узон, удзон, узоон, үзөн, үзөөн, өзөөн, өзөөд. Также в литературе встречаются варианты: үзэн, үжээд , учирад , уджигит , уджээт, уджиет, учиет .

История

Узоны (уджиэты) возводят свою родословную как и многие другие монгольские роды к легендарному предку монголов Бортэ-Чино . Род уджэгэт произошёл от трёх сыновей Хутула-хагана — Джочи (Чжочи, Зочи), Кэрмиху (Гирмау, Хирмау) и Алтана . Хутула является одним из семи сыновей Хабул-хагана , первого хана государства Хамаг Монгол , основателя рода кият (хиад) . Хабул-хаган в свою очередь является правнуком Хайду , первого монгольского правителя, объединившего под своей властью монгольские роды .

Таким образом, узоны (уджиэты) представляют собой ответвление рода борджигин . Джочи, Кэрмиху и Алтан, которые дали начало роду , приходились двоюродными братьями Есугею , отцу Чингисхана . Родство с Чингисханом сохранилось в памяти представителей рода. Так, например, у рода залайр-узон сохранилось предание, согласно которому, их родословная восходит к мифическому Узону, брату Чингисхана .

Согласно « Алтан тобчи », во времена становления Монгольской империи уджиэты были покорены Чингисханом. Следующее упоминание уджиэтов относится ко временам Империи Мин . Уджиэты были в числе племён, поддержавших Юнгло-хагана (Чжу Ди, Юнлэ) в борьбе за императорский трон. После восшествия на престол император Юнлэ пожаловал из сокровищницы триста дайду шести тысячам уджиэтов, живших на южной стороне гор [ Иньшань ]. Согласно «Алтан тобчи», мать Юнлэ была родом из хонгиратов , а сам он являлся биологическим сыном Ухагату-хагана , последнего императора династии Юань . Чжу Юаньчжан , первый император династии Мин, взял в жены бывшую супругу Ухагату-хагана, которая была уже беременна. Бывшая супруга Ухагату-хагана скрыла факт беременности, в итоге Чжу Юаньчжан признал Чжу Ди своим сыном .

Летом 1449 года Эсэн-тайши во главе 20-тысячной монголо-ойратской армии двинулся войной на Империю Мин, 1 сентября разгромил 500-тысячную китайскую армию в битве при Туму и захватил в плен минского императора Чжу Цичжэня . Чжу Цичжэнь (Чжингтай-хаган), захваченный монголами в плен, вскоре стал хорошим другом Тайсун-хана и его великого наставника Эсэн-тайши. В 1450 году император был освобождён из плена и вернулся из Монголии в Китай в сопровождении уджиэтов. В «Алтан тобчи» сказано: «За силу, отданную Юнгло-хагану, они получили триста дайду, за силу, отданную Чжингтай-хагану, получили триста дайду — вот это и есть шестьсот дайду южной стороны гор [Иньшань]» .

Уджиэты в дальнейшем проживали на севере провинции Шаньси , в местности, впоследствии занятой «двенадцатью тумэнами» .

Во времена реставрации династии Северная Юань после восшествия на престол Даян-хана уджиэты вошли в состав халхаского тумэна . В состав халхаского тумэна входили джалайты , бэсуты , элджигины , горлосы , хухуйты , хатагины , урянхайцы , баарины , джаруты , баягуты , уджиэты (ужээд, учирад, узон) и хонгираты . В начале XVI века, когда Батумунху Даян-хан наделял собственностью своих сыновьей, пятому сыну Алчиболду были отданы племена баятов, джарутов, бааринов, хонгиратов и ужээд, которые позднее, заселив южную часть Восточной Монголии, стали именоваться пятью южными отоками халхаского тумэна .

В рукописном отделе Бурятского научного центра СО РАН хранится "Историческая летопись селенгинских бурят". В шестом пункте сказано, что с 1660 года, то есть после того, как халхасцы приняли маньчжурское подданство, на Халху напали олеты ( ойраты , джунгары ), и ввиду этих военных действий цонголы , ашибагаты , атаганы , сартулы , хатагины , подгородные ( андагай ), удзоны и табангуты (восемь селенгинских родов) стали откочевывать из Монголии в пределы русского государства и расселяться по обеим сторонам Селенги ; этот процесс продолжался вплоть до 1694 года .

Узоны (уджиэты), ушедшие на территорию долины Селенги, вошли в состав селенгинских бурят . Они образовали оток узонов в составе крыла «Баруун найман» (Западная восьмёрка). В состав «Баруун найман» входили сонголы, сартулы, атаганы, табангуты, узоны, хатагины, ашибагаты и подгородные (андагай). Второе крыло селенгинских бурят «Зургаан эсэгэ» (Шесть родов) образовали булагатские роды: алагуй, шаралдай-харанууд, бабай-хурамша, готол-бумал, а также эхиритские : шоно, олзон .

В исторических записках о восьми селенгинских родах повествуется, что удзоны бежали из Тушэту -хановского аймака около 1690 года под предводительством Эрдыни-даруга и Ария-бакши. Но Ария-бакши был пойман преследователями, возвращён и жестоко наказан. Через несколько лет Ария-бакши тайно перебрался в Россию к своим удзонам. Согласно «Селенгинской ведомости» 1735 года, удзонов числилось ясачных плательщиков — 21, т. е. всего 105 человек .

Однако Б. О. Долгих пишет, что удзонский род вышел из Монголии между 1720—1732 гг. Главная масса членов удзонова рода вошла в состав населения Нерчинского уезда . Там они вошли в состав ононских хамниган . Ц. Б. Цыдендамбаев считал приемлемой первую дату (1690 год), по крайней мере, для селенгинских удзонов. Поскольку Б. О. Долгих говорит о Нерчинском уезде, приблизительную дату, предложенную им, можно отнести к агинским удзонам, которые могли выйти из Монголии позднее своих селенгинских собратьев. Основная масса этих удзонов проживает в селах Узон и Токчин . Эти агинские удзоны назывались хамниганами, по всей вероятности, потому, что они после выхода из Монголии вошли в Урульгинскую степную думу , возглавлявшуюся известными хамниганскими потомственными князьями Гантимуровыми . Согласно Б. З. Нанзатову, основную часть ононских хамниган составляют роды, принадлежащие к группе обуряченного монгольского населения . Согласно Д. Г. Дамдинову, хамниганы — бурятское племя киданьского происхождения, родственное даурам .

Расселение

В настоящее время узоны Бурятии проживают по левому притоку Селенги Темнику и частично по самой Селенге (селы Селендума , Енхор ) . Узоны также проживают в селах Узон и Токчин Дульдургинского района Агинского бурятского округа .

Узоны входят в состав некоторых этнических групп бурят : селенгинских бурят (узон , узеном, узенет ), ононских хамниган (узон, шоно узон (шинэ узон), агаалай узон , залайр узон ), баргутов , сонголов (узон сонгоол) . Уджиэты отмечены в составе халха-монголов (үжиэд, үзөөн) , южных монголов ( увэр-монголов ) Внутренней Монголии на территории хорчинских хошунов , а также в составе хазарейцев (племя джээд) . По мнению Д. Г. Кукеева, потомками уджигитов также являются хошуты .

В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий:

  • Өзөөд (Өзөд) — проживают в Улан-Баторе и практически во всех аймаках за исключением аймака Сүхбаатар ;
  • Өзөөн (Өзөн) — в Улан-Баторе и аймаках: Дорнод , Хэнтий , Дорноговь , Сэлэнгэ , Дархан-Уул и др. ;
  • Үжээд — в Улан-Баторе и аймаках: Булган , Орхон , Төв , Сэлэнгэ, Дархан-Уул и др. ;
  • Үзээн — в Улан-Баторе и аймаках: Дорнод, Хэнтий, Өмнөговь , Сүхбаатар и др. ;
  • Үзөөн (Үзөн) — в Улан-Баторе и аймаках: Дорнод, Сэлэнгэ, Хэнтий и др. ;
  • Өзөөт (Өзөт) — в Улан-Баторе и аймаках: Орхон, Булган, Ховд и др. ;
  • Үзон — в Улан-Баторе и аймаках: Хэнтий, Дорноговь, Архангай ;
  • Өзээд — в Улан-Баторе и аймаках: Увс , Дорнод, Сэлэнгэ ;
  • Үзэн — в Улан-Баторе и аймаках: Хэнтий, Дорнод, Дорноговь ;
  • Өзон — в аймаке Өвөрхангай ;
  • Өзоод — в Улан-Баторе и аймаках: Увс, Ховд, Орхон, Завхан ;
  • Узон — в Улан-Баторе и аймаках: Дорнод и Хэнтий ;
  • Үзээд — в Улан-Баторе и аймаке Орхон ;
  • Өзэд — в Улан-Баторе и аймаке Баянхонгор ;
  • Үжэд — в Улан-Баторе ;
  • Ужээд — в Улан-Баторе и аймаках: Төв, Булган ;
  • Озоон — в Улан-Баторе ;
  • Их Өзөөн — в аймаке Завхан ;
  • Узөөн (Узөн) — в Улан-Баторе ;
  • Өзөөн Хамниган — в аймаке Дорнод ;
  • Өзөөд Боржигон — в аймаке Хэнтий ;
  • Өзээт — в Улан-Баторе ;
  • Үзээн Хамниган — в Улан-Баторе ;
  • Үзээнүүд — в аймаке Дорнод ;
  • Чоно Өзөөд — в аймаке Орхон .

Параллели этнонима узон обнаруживаются в тюркской среде. Среди казахов обнаруживается этноним узун в составе кипчаков Среднего жуза . Среди киргизов и туркмен представлен этноним узун/узын .

См. также

Примечания

  1. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Золотое сказание. Перевод Н. П. Шастиной / Румянцев Г. Н. — Москва: Наука, 1973. — 440 с.
  2. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
  3. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 7 ноября 2019. 12 декабря 2020 года.
  4. Bat-Ochir Bold. . — Routledge, 2013. — С. 170. — 224 с. — ISBN 9781136824739 .
  5. Кукеев Д. Г. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 63-1 . — С. 160—162 . — ISSN . 7 ноября 2019 года.
  6. Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2020. — Т. 31 . — С. 17—30 . 16 ноября 2020 года.
  7. Дата обращения: 6 октября 2018. 24 февраля 2020 года.
  8. Богданов М. Н. . — Бурят-Монгольское изд-во, 1926. — С. 4. — 229 с.
  9. Богуславский В. В. . — ОЛМА Медиа Групп, 2004. — С. 188. — 782 с. — ISBN 9785224036592 .
  10. Bold, B.-O. Mongolian nomadic society, p.170
  11. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  12. Доржиев Бимба Ц., Эрдынеев В. Л., Будаева Н. П., Цыдыпова Т. П. Ивалга голдо hуудалтай зоной угай бэшэг (Родословная иволгинских бурят) / Бимба лама Доржиев, гэбшэ-лама Иволгинского дацана "Хамбын хурэ". — Улан-Удэ, 2012. — 424 с.
  13. Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15–27 . 13 апреля 2022 года.
  14. Д. Г. Дамдинов. Д. Г. Дамдинов — исследователь хамниганского этноса. — Улан-Удэ: Буряад үнэн, 2010. — 140 с.
  15. Абаева Л. Л. . — Наука, 1992. — 139 с. — ISBN 9785020101043 . 10 августа 2020 года.
  16. Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2019. — № 1 (33) . — С. 126—134 . 18 мая 2022 года.
  17. Богданов М. Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. — 3-е изд. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. — 304 с. — ISBN 978-5-9793-0654-4 .
  18. Бадмаева Л. Б. / д-р филол. наук Л. Д. Шагдаров. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. — С. . — 216 с. — ISBN 5-7925-0174-2 .
  19. Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. 3 ноября 2021 года.
  20. . Дата обращения: 4 января 2019. 4 января 2019 года.
  21. Нанзатов Б. 3., Содномпилова М. М , Балдано М. Н. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2015. — № 3 (19) . — С. 28-35 . 13 июля 2019 года.
  22. Project Gutenberg. . self.gutenberg.org. Дата обращения: 22 августа 2018. 22 августа 2018 года.
  23. Кукеев Д. Г. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 63-1 . — С. 160—162 . — ISSN . 7 ноября 2019 года.
  24. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019. 21 сентября 2020 года.
  25. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019. 21 сентября 2020 года.
  26. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019. 21 сентября 2020 года.
  27. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019. 21 сентября 2020 года.
  28. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019. 21 сентября 2020 года.
  29. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 марта 2019. 21 сентября 2020 года.
  30. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019. 21 сентября 2020 года.
  31. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 марта 2019. 21 сентября 2020 года.
  32. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019. 21 сентября 2020 года.
  33. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 20 марта 2019. 21 сентября 2020 года.
  34. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 20 марта 2019. 21 сентября 2020 года.
  35. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019. 21 сентября 2020 года.
  36. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 15 июля 2019. 21 сентября 2020 года.
  37. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019. 21 сентября 2020 года.
  38. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019. 21 сентября 2020 года.
  39. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 20 марта 2019. 21 сентября 2020 года.
  40. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 20 марта 2019. 21 сентября 2020 года.
  41. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 15 июля 2019. 21 сентября 2020 года.
  42. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 20 марта 2019. 21 сентября 2020 года.
  43. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 4 февраля 2019. 21 сентября 2020 года.
  44. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018. 21 сентября 2020 года.
  45. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 марта 2019. 21 сентября 2020 года.
  46. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 4 февраля 2019. 21 сентября 2020 года.
  47. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 марта 2019. 21 сентября 2020 года.
  48. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 4 февраля 2019. 21 сентября 2020 года.
Источник —

Same as Узоны