Interested Article - Баишевская астана

Баи́шевская астана́ ( астана Хаким-ата, мавзолей шейха Хакима, Бакырган авыл ) — одно из мусульманских священных захоронений ( астана ), являющихся предметом культа среди сибирских татар . Находится на окраине деревни Баишевская (Баишево) Фатеевского сельского поселения Вагайского района Тюменской области , на правом берегу Иртыша .

Главная религиозная святыня мусульман Сибири . При определённых условиях посещение астаны приравнивается к совершению хаджа в Мекку .

Описание

До 1940-х годов астана представляла собой полуразрушенный 6-угольный сруб (шестерик). В 1954 году сруб заменён новым. Около 1990 года установлено ныне существующее надмогильное сооружение .

Сегодня представляет собой 6-угольный сосновый сруб, длина грани сруба 6 м, высота сруба – 1,2 м. Пространство внутри сруба заросло мелким кустарником и травой. В 1 м от юго-восточной стороны сруба установлен металлический шест высотой около 2 м с металлическим полумесяцем на вершине, окрашенным в серебристый цвет .

Некрополь окружён деревянным забором с калиткой, диаметр ограды около 15 м. Внутри забора, с юго-восточной стороны сруба, для отдыха посетителей установлена небольшая деревянная скамья и стол из досок. В пределах ограды памятника деревья отсутствуют. К мавзолею через участок леса ведёт расчищенная дорога .

Местное население считает астаной не только некрополь Хаким-Аты, но и всё кладбище в целом . Грамота хранителя не сохранилась . Астану посещают множество паломников из Тюменской , Омской и других областей Сибири . По данным Р. Х. Рахимова, Баишевская астана вместе с получила статус объекта культурного наследия федерального значения , тем не менее официального подтверждения этой информации найти не удалось.

История изучения

Впервые Баишевская астана попала в поле зрения науки в 1734 году , когда руководитель Академического отряда Великой Северной экспедиции Г. Ф. Миллер внёс в свои «Путевые описания Сибири» следующую запись:

Baisch-aul, под вышеуказанной деревней, у подножия восточного высокого берега, немного выше речки Шилеки. Жители живут здесь зимой, а в полутора верстах отсюда на той же стороне они имеют деревню с тем же названием, где живут летом. Здесь находятся ясачные и служилые. В полуверсте выше этой деревни находится Astuna, где погребён татарский святой .

Однако настоящий всплеск интереса к астане среди учёных произошёл после опубликования Н. Ф. Катановым в 1903 году русского перевода двух татарских рукописей под общим названием « О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири ». Рукописи излагали легенду о возникновении в Западной Сибири священных захоронений, содержали список из 30 мест с указанием имён захороненных шейхов. По состоянию на 1997 год в 17 случаях из 30 информация полностью подтвердилась . Были обнаружены и другие источники, воспроизводящие легенду с некоторыми вариациями: «Тарих», «Аслы нэсли Сала аулынынг», «Грамота хранителя Юрумской астаны», «Карагайская рукопись» ( Карагайский свиток ) .

В 2004 2005 годах Баишевская астана наряду с некоторыми другими была паспортизирована Институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного университета (В. Н. Адаев, И. В. Белич, Г. И. Зиннатуллина, Р. Х. Рахимов, А. П. Ярков) по заказу Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия Тюменской области .

Атрибуция захоронения

Хаким-Ата

Место для сбора садака (пожертвований).

В фигуре захороненного в астане Хаким-Аты учёными распознан носивший это прозвище наиболее популярный в сибирском исламе тюркский святой Сулейман Бакыргани ( 1091 1186 ) . Он являлся 4-м халифом (наместником) суфийского тариката Ясавия , считается автором сочинения «Ахыр заман китаби», исламской версии Апокалипсиса .

По преданию, рядом с захоронением Хаким-Аты находятся также могилы его родственников и близких: Хуппи-Хуча (сына), Амбар-Ана (жены), Чалялетдин-Хуча . В этих именах угадываются люди, связанные с Сулейманом Бакыргани: его сын ( Султан-эпе ), жена , а также обнаруживший могилу шейха среднеазиатский купец Джелал ад-Дин Ходжа .

Однако на статус мест захоронения всех перечисленных персонажей претендуют и другие территории. Право считаться местом погребения Сулеймана Бакыргани оспаривают Муйнакский район Узбекистана и мазар Ходжа-Бакырган на реке Ходжабакирган ( Козы-Багла ) близ Ходжента в Таджикистане . В качестве некрополя Султана-эпе известен комплекс в 30 км от села Таушик Тупкараганского района Мангистауской области Казахстана . Мавзолей Анбар-Ана расположен юго-западнее мавзолея её второго мужа Занги-Аты под Ташкентом . По утверждению , связанных с именами Хубби-Ходжи и Анбар-Ана мемориальных мест вообще много вдоль Амударьи . Могилу Джелал ад-Дина Ходжи «Хаким-Ата китаби» помещает в узбекский Акташ .

В связи с этими обстоятельствами тюменский историк А. П. Ярков считает астану псевдозахоронением Бакыргани .

Ермак

Поскольку оспаривается утверждение о том, что в астане захоронен Сулейман Бакыргани , возникают другие кандидатуры. В частности, (ст. 112—113) сообщает следующее о месте погребения атамана Ермака (ум. 1585 ):

И нарекоша его богом, и погребоша по своему закону на Башлевском кладбище под кудрявую сосну <…> Бе бо от Ермакова тела и от платья чюдотворение: болезненным исцеление, родительницем и младенцем на отгнание недугом, на войне и в промыслех удача. Се же видя абызы и мурзы, что закон их сквернен и перестает чюдотворение, запретиша всем от мала и до велика не поминать имя Ермаково, да задлитца честь и слава, и могила его не явлена будет. Бе же видитца басурманом и доднесь во вселенские суботы огненной столп до небеси, а по простым свеща велия горяща над главою.

Вместе с тем в устье Вагая (где погиб Ермак) никогда не было деревни Башлево, священная татарская роща в этих местах одна — на окраине деревни Баишевской . Омский историк Дмитрий Фиалков на основании изучения подлинника «Хорографической чертёжной книги Сибири» Семёна Ремезова установил, что, согласно Ремезовской летописи , тело Ермака «погребено выше погоста Бекишевского на горе на мысу под большой сосной вблизи юрт Баишевых» .

Проводившаяся в 1981 году экспедиция «По следам Ермака», организованная совместно Уральским государственным университетом , Нижнетагильским педагогическим институтом и Тагильским краеведческим музеем, обследовала как Баишевское, так и Бегишевское кладбища. Следов курганной насыпи ни на одном из них не обнаружено, местные жители о местонахождении могилы Ермака не осведомлены. Таким образом, кроме летописных указаний, других подтверждений нахождения в Баишево захоронения знаменитого атамана не имеется .

Тем не менее астану посещают не только мусульмане, но и православные, подозревая, что здесь в качестве татарского святого покоится Ермак, погребённый по мусульманскому обычаю .

Почитание

Хадж

Рукописи « О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири » и «Карагайский свиток» об этом обстоятельстве не упоминают, но «Грамота хранителя Юрумской астаны» гласит:

В Баише могила Хаким шейха газиза. Меккинские мужавиры говорили, кто посещает могилу Хаким хазрата, тот получит уважение паломника в Мекку .

В любом случае учёные неоднократно слышали об этом факте от различных информаторов. Встречаются только разночтения о необходимом числе посещений астаны, которое приравнивается к хаджу . Чаще всего упоминаются 7 посещений , однако некоторые информаторы называли и однократное посещение . А. П. Ярков связывает возникновение обычая с дальностью расстояний от Сибири до Мекки; благодаря подобным адаптациям канонов ислама к местной специфике данная религия смогла укорениться здесь на многие века .

Сверхъестественные свойства

По сведениям Р. Х. Рахимова, Баишевской астане приписывается способность излечивать глазные болезни , и психические расстройства .

Примечания

  1. , с. 121.
  2. , с. 41.
  3. , с. 42.
  4. , с. 54.
  5. , с. 106.
  6. , с. 36-37.
  7. , с. 21.
  8. Миллер Г. Ф. // . — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. — Т. VI. — (История Сибири. Первоисточники). 25 марта 2013 года.
  9. Белич И. В. // Вестник археологии, антропологии и географии : журнал. — Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН , 1997. — № 1 . — ISSN . 22 января 2015 года.
  10. , с. 39-47.
  11. , с. 7-8.
  12. , с. 61.
  13. Залеман К. Г. // Известия Императорской академии наук. Серия V : журнал. — СПб. , 1898. — Т. IX , № 2 . — С. 105-150 .
  14. , с. 66.
  15. Бартольд В. В. К вопросу о родине Хаким-Ата // Сочинения. — М. : Наука , 1964. — Т. II (2). Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. — С. 361. — 657 с. — 5250 экз.
  16. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. — М. : Наука , 1969. — С. 258-259, 265. — 336 с. — 2000 экз.
  17. Кабдулвахитов, Калиль (2012-05-25). . М. : islamrf.ru. из оригинала 10 декабря 2018 . Дата обращения: 10 декабря 2018 .
  18. / Под ред. А. Зоста. — СПб. : Тип. Ф. Г. Елеонского и Ко, 1880. — С. 30-31. — XLVIII с.
  19. Омельчук А. На диком бреге, под сосной кудрявой // Родина : журнал. — М. , 2001. — № 3 . 26 апреля 2013 года.
  20. Варанкин Н., Пархимович С. По следам Ермака Тимофеевича // Уральский следопыт : журнал. — Свердловск, 1982. — № 10 . — С. 57-59 . 17 апреля 2013 года.
  21. , с. 40.
  22. , с. 31.
  23. .

Литература

  • Мухамадиев Р. // Татарский мир : газета. — М. , 2007. — № 5 . 24 сентября 2015 года.
  • Рахимов Р. Х. Астана в истории сибирских татар: мавзолеи первых исламских миссионеров как памятники историко-культурного наследия. — Тюмень: , 2006. — 77 с.
  • Селезнёв А. Г. и др. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. — М. : Изд. дом Марджани, 2009. — 216 с. — (Ислам в России и Евразии). — 1000 экз. ISBN 978-5-903715-17-6 .
  • Хайруллина В. И. Астана // Большая Тюменская энциклопедия / Гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев . — 1-е изд. — Тюмень: НИИ региональных энциклопедий ТюмГУ; ИД «Сократ», 2004. — Т. 1. А—З. — С. 106. — 511 с. — 10 000 экз. ISBN 5-88664-157-2 .

Ссылки

Фильм про Баишевскую астану «Священная тайна Сибири» из цикла « » (телеканал « Культура »)

Источник —

Same as Баишевская астана