Interested Article - Занги-Ата

Зенги Ата (Занги Ота) (начало XII века — 1258) (, имел прозвище Занги-черный (араб), настоящее имя Ай Ходжа (Ойхўжа) ибн Тадж Ходжа ибн Мансур, полное имя Хазрат Ай Ходжа ибн Тадж Ходжа ) — святой (авлия) , старец (пир) , богослов , распространитель ислама в Средней Азии , один из последователей крупного теоретика и шейха учения Ходжа Ахмеда Ясави .

Биография

Зенги Ата (Занги Ота) родился в начале XII века, считается потомком Хазрата Арслан Бобо ( Арыстан-Баба ). Сведения о родословном древе ( шежере ) сохранены в таких источниках, как «Тарих-и аминийа» Мулла Мусы Сайрами, «Манокиби Сайид Ота », «Тухфатул-зоъирин» Насир ад-дин ибн амир Музаффара , «Ламахот» Хазрета Азизона Олим Шейха и «Самария». Он принадлежал к арабской знати и имел темную кожу («занги»-темнокожий (араб)) . Занги-Ата родился в семье потомков Хазрата Арслан бобо (Арыстан баба), был пятым мюридом суфия шейха Ахмада Яссави, которого называют духовным предком всех Тюркских племен. В числе его учителей был его отец — Тадж Ходжа ибн Мансур и любимый ученик Яссави — Хаким-Ата Сулейман Бакыргани . Приобретя суфийские знания и получив благословение от Хакима-Ата, Занги-Ата возвратился в Шашскую область и начал свой путь шейха-проповедника. Предания называют Хазрата Арслан Бобо (Арыстан-Баба) учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави . Именно Ясави Хазарт Арслан-Бобо, умирая, передал аманат , заключавшийся в косточке хурмы . По легенде, Арыслан-Баб был сподвижником ( Сахаба ) пророка Мухаммада . Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму . Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Э та хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас ». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: « Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму ». Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы .

Шейх Занги-Ата умер в 1258 году. В окрестностях Ташкента у могилы святого Занги-Ата со временем вырос огромный мемориальный комплекс. Строительство Мавзолея Занги-Ата и его жены Амбар биби было начато по приказу Амира Тимура Тамерлан в девяностых годах 14-го столетия. Этот мавзолей находится в 15 км от города. В усыпальнице, построенной во времена Тамерлана, похоронен святой Шейх Ай-Ходжа (Занги Ота). Само здание было построено в XIII веке, а пристройки к нему и прочие архитектурные элементы возводились уже в XVII и XX веках. Этот ансамбль включает в себя три территории, а именно: большой сад, комплекс построек XIV—XIX вв.- это мечеть, медресе, минарет, а также мавзолей Амбар-биби. Амбар-биби была дочерью правителя Караханидского государства Ибрахима II Богра-хана хан ( 1130 1132 , 1141 1156 ). Нисба Сулейман Бакыргани получена от названия основанного им поселения Бакырган в Хорезме . Основание поселения было связано с выполнением поручения Ахмеда Ясави, который для распространения ислама рассылал своих учеников в разные стороны света. Верблюд повёл Сулеймана «в сторону запада от города Хорезма» ( Ургенча ) и остановился в местности Бинава-Аркасы на заповедном лугу правителя Караханидского государства Ибрахима II Богра-хана . Хан обрадовался появлению ученика знаменитого Ахмеда Ясави, выдал за Сулеймана свою дочь ( Ганбар, Амбар-Ана, Амбар-Биби, Анвар-Бегим ), предоставил ему земли, одарил скотом и сам со многими приближёнными стал его мюридом . После смерти Сулеймана (Хаким Ата) его вдова вышла замуж за 5-го халифа тариката Ясавия Занги-Ату .

Святая Амбар-биби считалась покровительницей плодородия и материнства. Её надгробный камень, состоящий из двух призматических камней, положенных ступенями, инструктирован кусками майолики, взятой из купола мавзолея Занги-Ата. Первый надгробный камень принадлежал Амбар-биби, а второй Улуг Подшо, матери Хакима-Ата , последователя Ахмада Яссави .

Попасть в мемориальный комплекс Занги-Ата можно через дарвазахану, которая представлена в виде портально-купольных сооружений с башенками-гульдаста по углам. Дарваза небольшая по размерам, помещение внутри загорожено сводом « балхи ». Чтобы попасть во второй двор нужно пройти аллею, которая заканчивается в дарвазахане. С южной стороны аллеи находится значительный хауз, а в юго-западной стороне есть мечеть типа намазгох. Портал мавзолея Занги-Ата смотрит в южный угол двора, его корпус находится на территории кладбища. Двор по периметру окружен худжрами. Во дворе два входа. В 1914-15 гг. перед мечетью построили своеобразный минарет-башня. С юга к архитектурному комплексу прилегает древнее кладбище. Рядом с южным входом пролегает озелененная тропинка, ведущая к мавзолею Амбар-биби.

Существует легенда про строительство мавзолея предку Занги -Аты — Арыстан-Бабу . Легенда гласит, что Тамерлан первоначально приказал построить в Туркестане мавзолей Ходже Ахмеду Ясави — исламскому проповеднику и духовному учителю Занги -Аты. Но возводимая стена мавзолея постоянна рассыпалась и стройка не двигалась. И тогда Тамерлану во сне явился Ходжа Ахмед Яссави и сказал, что сначала почести должны быть отданы его духовному учителю — Арыстан-Бабу . Тогда Тамерлан приказал отстроить мавзолей Арыстан-Бабу в Туркестане и только после этого был построен мавзолей Ходже Ахмаде Яссави в Туркестане.


С течением времени фигура Занги-Ата (Зенги-бабы) трансформировалась и слилась с доисламскими культами. Культ был распространен у большинства тюркских народов Средней Азии и Южной Сибири , а также у татар в Европейской части России , почитавшими под этим именем духа, покровителя скотоводов.

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 июля 2015. 22 мая 2010 года.
  2. , с. 361.
  3. , с. 124.
  4. , с. 64.
  5. . 22 февраля 2023 года.
  6. . 22 февраля 2023 года.
  7. . 22 февраля 2023 года.

Литература

  • Бартольд В. В. К вопросу о родине Хаким-Ата // Сочинения. — М. : Наука , 1964. — Т. II (2). Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. — С. 361. — 657 с. — 5250 экз.
  • Залеман К. Г. // Известия Императорской академии наук. Серия V : журнал. — СПб. , 1898. — Т. IX , № 2 . — С. 105—150 .
  • Селезнёв А. Г. и др. Хаким-Ата // Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. — М. : Изд. дом Марджани, 2009. — С. 54—76. — 216 с. — (Ислам в России и Евразии). — 1000 экз. ISBN 978-5-903715-17-6 .
  • Энциклопедия «Ташкент» Гл. Ред. Узбекской Советской Энциклопедии: Ташкент, 1984
  • Reynolds, Gabriel Said. 2000. «The Sufi Approach to Food: A Case Study of Adab», Muslim World, 90(1/2), pp. 198—217.
  • Tosun, Necdet. 2002. Bahâeddin Nakşbend: Hayatı, Görüşleri, Tarîkatı. Istanbul: Insan Yayınları
  • Three Maǰmūʿāt of Kāsānī’s resālāt, catalogued in Persidskie i tadzhikskie rukopisi Instituta Narodov Azii AN SSSR (Kratkiĭ alfavitnyĭ katalog), ed. N. D. Miklukho-Maklaĭ, part 1, Moscow, 1964, nos. 3872-3874. Nafīsī, Naẓm o naṯr, pp. 400-01.

Ссылки

Источник —

Same as Занги-Ата