Interested Article - Христианство и права ЛГБТ

В данной статье рассматривается отношение современных христианских церквей, движений и верующих к гражданским правам сексуальных и гендерных меньшинств в государстве и обществе.

РПЦ и церкви постсоветского пространства

Достаточно консервативную позицию в отношении гомосексуальности и прав гомосексуалов в обществе занимает Русская Православная Церковь . В « Основах социальной концепции РПЦ » прямо заявлено, что церковь не согласна с движением мирового сообщества в сторону нормализации гомосексуальности:

«Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из „сексуальных ориентаций“, имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращёнными проявлениями сексуальности».

Церковь «решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как „норму“», «осуждает всякую пропаганду гомосексуализма», «полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях» .

Критику западного общества за процессы нормализации гомосексуальности иерархия РПЦ МП, а также отдельные представители православия нередко связывают с критикой принципов либерализма и института прав человека в целом, размывающих, по их мнению, границы между добром и злом . Осуществление принципов прав человека , как в отношении прав гомосексуалов , так и в других случаях, предполагает, что граждане могут не придерживаться убеждений и ценностей, которые проповедуются церковью. Это обстоятельство нередко приводит консервативных верующих на постсоветском пространстве к неприятию данных принципов в качестве абсолютных. Так, в « Основах учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека » провозглашаются приоритеты традиционной морали и религиозных ценностей, которым, по мысли авторов документа, должны быть подчинены принципы прав человека:

«Слабость института прав человека — в том, что он, защищая свободу выбора, всё менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха».

Архиереи полагают, что «реализация прав человека не должна вступать в противоречие с богоустановленными нравственными нормами и основанной на них традиционной моралью. Индивидуальные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины, семьи. Осуществление прав человека не должно быть оправданием для посягательства на религиозные святыни, культурные ценности, самобытность народа» .

Аналогичную точку зрения разделяют также некоторые церкви на постсоветском пространстве .

В западных странах существует иное отношение христиан к принципам прав человека . В июне 2009 года Президиум Сообщества Евангелических Церквей Европы выступил с заявлением, в котором говорилось, что Архиерейский собор РПЦ неверно трактует принципы прав человека, подчиняя их интересам родины, общества и семьи. Авторы заявления отмечают, что в евангелическом понимании права человека — это права, которыми обладают все люди на основании достоинства, которым их наделил Бог, и поэтому ни одна инстанция не может оспорить эти права . Православные фундаменталисты называют такие заявления западных христиан «подготовкой диктатуры содомитов », утверждая, что « они цинично попирают не только Евангельскую, но и Ветхозаветную нравственность, строя из Европы новый Содом ». Одновременно критике подвергается и принцип светскости государства .

Осмыслению принципов либерализма и прав человека в свете христианства, как соответствующих христианским ценностям, уделяют внимание и отдельные православные верующие . Священники неканонических православных церквей Глеб Якунин и Яков Кротов , известные своей общественной деятельностью, считают позицию иерархии РПЦ МП не соответствующей евангельским основам и Всеобщей Декларации прав человека , которая является, по их мнению, « воплощением в гражданском праве одного из важнейших принципов, содержащихся в Евангелии » .

Публичная поддержка прав гомосексуалов религиозными деятелями на территории стран бывшего Советского Союза является большой редкостью, в то время как нередкими являются заявления дискриминирующего характера. Так, например, протестантские лидеры на постсоветском пространстве точно так же, как и иерархия РПЦ, выступают против осуществления права гомосексуалов на свободу собраний в форме проведения публичных акций и в особенности отрицая их права на создание семьи .

Либеральные верующие, как, например, священник УАПЦ(о) Яков Кротов , считают, что осуществление гражданских прав сексуальных меньшинств должно защищаться так же, как и права всех граждан . Несмотря на достаточно консервативную позицию РПЦ, выраженную в её социальной доктрине, в 2009 году Патриарх РПЦ МП Кирилл на встрече с генеральным секретарём Совета Европы также высказался против репрессий и дискриминации гомосексуалов:

«Мы принимаем любой выбор человека, в том числе в сфере сексуальной ориентации. Это личное дело человека. Но признание этого факта ни в коем случае не меняет нашей позиции в отношении к самому явлению… религиозные традиции всех народов свидетельствует, что гомосексуализм является грехом, как и потеря нравственной ориентации личности…» Однако «совершающийся грех не должен наказываться». «Поэтому мы всегда выступали категорически против любых репрессий и дискриминации людей иной сексуальной ориентации» .

За это заявление Патриарх Кирилл подвергся критике со стороны Екатеринбургского городского родительского комитета, который выразил желание продолжать борьбу с «пропагандой педерастии в школах», открытием гей-клубов и проведением « гей-парадов », высказав тревогу по поводу возможного неодобрения такой борьбы со стороны Патриарха . Некоторые религиозные новостные ресурсы по этому поводу констатировали, что « „антигомофобные“ высказывания Патриарха РПЦ МП входят в резкое противоречие с преобладающими в церковной среде „ гомофобными “ настроениями » .

Впоследствии иерархи РПЦ ПМ активно выступали против вердикта Европейского суда по правам человека о необходимости соблюдения прав гомосексуалов на свободу собраний в форме гей-парадов , рассматривая их в качестве « пропаганды гомосексуализма » , поддержали законопроекты против «пропаганды гомосексуализма» на региональном уровне и выразили надежду на утверждение подобного законопроекта на федеральном уровне . На сайте представительства РПЦ в Страсбурге был опубликован доклад трёх юристов, направленный против решения ЕСПЧ о гей-парадах, «О праве на критическую оценку гомосексуализма и о законных ограничениях навязывания гомосексуализма» . В докладе выражается обеспокоенность наличествующим, по мнению его авторов, перерастанием защиты прав ЛГБТ в « откровенную дискриминацию гетеросексуалов, необоснованное и незаконное ограничение свободы мысли и слова лиц, которые критически относятся к идеологии гомосексуализма по религиозным, нравственным и иным убеждениям ». С докладом выразил солидарность Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской ( пятидесятников ) .

Позиции в мире

Отношение к правам гомосексуалов в обществе среди христиан в мире в основном связано с различными социальными концепциями церквей.

Консервативные церкви

Фундаменталисты , особенно на территории государств, где гомосексуальные отношения преследуются законом, категорически отрицают любые права гомосексуалов, приравнивая их к преступникам .

В странах Европы и Америки некоторые христиане считают эти права основанными на евангельских истинах . Вследствие этого не только в либеральных, но и в консервативных церквях этих стран признаётся ряд гражданских прав гомосексуалов: как правило, это поддержка борьбы против дискриминации , исключая проблемы однополых браков и усыновления детей .

К примеру, одна из наиболее консервативных церквей США — церковь мормонов выступила в декабре 2009 года с поддержкой законов, запрещающих дискриминацию гомосексуалов в жилищных вопросах и трудовой сфере. По словам директора по связям с общественностью Церкви Иисуса Христа святых последних дней Майкла Оттерсона, « церковь поддерживает эти законы, поскольку они справедливы и разумны и не наносят ущерба институту брака » .

Католическая церковь

Католическая церковь после лишения её статуса государственной также сумела выработать такую социальную концепцию, в которой признаются основные принципы прав человека . В катехизисе Католической церкви после традиционного осуждения гомосексуальных актов говорится следующее:

«Довольно значительное число мужчин и женщин имеют врождённую тенденцию к гомосексуализму. Эти люди не сделали сознательного выбора в пользу гомосексуализма; для большинства из них это состояние является трудным испытанием. К ним нужно относиться с уважением, состраданием и тактичностью. Надо избегать по отношению к ним всяких проявлений несправедливой дискриминации» .

В 2008 году Католическая церковь выступила с заявлением, в котором « настоятельно призывает государства покончить с уголовным преследованием [гомосексуальных лиц] », назвав это « грубым нарушением прав человека » . В декабре 2009 года Католическая церковь выступила против всех форм насилия в отношении лиц гомосексуальной ориентации и заявила, что с этим необходимо бороться на всех уровнях и в особенности на уровне государственном .

Либеральные церкви

Либеральные церкви выражают свою позицию о недопустимости дискриминации сексуальных меньшинств гораздо более радикально, чем традиционные. Например, Генеральный Синод Объединённой Церкви Христа ещё в 1985 году сделал заявление:

«Лесбиянки, геи и бисексуалы часто презирались церквями, были девальвированы и дискриминируемы как в церкви, так и в обществе. Мы обязуемся проявлять заботу и участие в отношении наших братьев и сестёр геев, лесбиянок и бисексуалов, утверждая, что: Мы верим, что лесбиянки, геи и бисексуалы обладают вместе со всеми другими [людьми] ценностью, которая происходит из уникальной индивидуальности человека. … Мы признаём присутствие невежества, страха и ненависти в церкви и в нашей культуре, и обязуемся не допускать дискриминации по признаку сексуальной ориентации, … и мы стремимся включать [в наши общины] и оказывать поддержку тем, кто из-за этого страха и предрассудка находится в изгнании из духовного сообщества. Мы стремимся удовлетворять потребности и защищать интересы лесбиянок, геев и бисексуальных людей в нашей церкви и в обществе, активно поощряя церкви, содействующие [стороны] и светские государственные органы утверждать и претворять политику недискриминации» .

Либеральные христиане идут существенно дальше по пути борьбы с дискриминацией гомосексуалов, нежели традиционные, поддерживая весь пакет требований движения за права сексуальных меньшинств , включая усыновление детей и равенство брака .

Наиболее острые разногласия

Однополые браки остаются источником наиболее серьёзных разногласий между традиционными и либеральными христианами. В то время как консервативные церкви выступают с категоричным осуждением практики заключения однополых браков , либеральные церкви сами освящают однополые браки и выступают за брачное равноправие в обществе .


См. также

Примечания

  1. от 6 сентября 2013 на Wayback Machine , XII.9 // Официальный сайт Московской Патриархии
  2. от 3 августа 2009 на Wayback Machine // Официальный сайт Московского Патриархата, 29 июля 2009
  3. от 3 ноября 2011 на Wayback Machine // Патриархия.ру , 26 июня 2008
  4. от 10 декабря 2008 на Wayback Machine // Богослов.ру , 9 февраля 2008
  5. от 9 января 2015 на Wayback Machine // Богослов.ру , 29 июня 2009
  6. от 9 января 2015 на Wayback Machine // Русская линия , 29 июня 2009
  7. Игумен Вениамин (Новик). Христианское понимание прав человека // О. Вениамин (Новик). Православие. Христианство. Демократия. — СПб. : Алетейя , 1999. — С. 303—365. — ISBN 5-89329-162-X .
  8. Вениамин Новик. от 26 декабря 2012 на Wayback Machine // Журнал « Индекс/Досье на цензуру », номер 11/2000
  9. 11 сентября 2014 года. // Журнал « Религия и право », номер 5, 2000
  10. Глеб Якунин . от 9 января 2015 на Wayback Machine . // Портал-Credo.Ru , 25 августа 2009
  11. Глеб Якунин . от 31 июля 2010 на Wayback Machine // Доклад на 2-м Всероссийском съезде в защиту прав человека, 10 декабря 2006
  12. Яков Кротов . от 7 ноября 2010 на Wayback Machine . // Грани.ру , 27 июня 2008
  13. от 9 января 2015 на Wayback Machine // love-contra.org, 15 августа 2009
  14. // GayRussiaRu, 3 июня 2010
  15. Роман Лункин от 6 января 2015 на Wayback Machine // Портал-Credo.Ru , 16 февраля 2006
  16. (недоступная ссылка) // Портал-Credo.Ru , 14 октября 2006
  17. от 6 января 2015 на Wayback Machine // Религия и СМИ, 31 мая 2010
  18. Священник Яков Кротов от 20 ноября 2011 на Wayback Machine // Радио Свобода , 2 июля 2008
  19. от 20 февраля 2010 на Wayback Machine // Интерфакс , 23 декабря 2009
  20. от 9 января 2015 на Wayback Machine // Портал-Credo.Ru , 23 декабря 2009
  21. . Дата обращения: 11 ноября 2011. 28 ноября 2010 года.
  22. от 9 января 2015 на Wayback Machine // Портал-Credo.Ru , 30 декабря 2009
  23. от 28 марта 2013 на Wayback Machine // Маранафа, 30 декабря 2009
  24. от 9 января 2015 на Wayback Machine // Religions in Armenia, 30 декабря 2009
  25. от 19 мая 2011 на Wayback Machine // Патриархия.ру , 13 апреля 2011
  26. от 3 мая 2011 на Wayback Machine // Интерфакс , 27 апреля 2011 года
  27. от 13 сентября 2014 на Wayback Machine // Интерфакс , 2 мая 2011
  28. от 13 сентября 2014 на Wayback Machine // Интерфакс , 23 мая 2011
  29. от 13 сентября 2014 на Wayback Machine // Православие и мир, 23 мая 2011
  30. от 20 января 2012 на Wayback Machine // Newsru.com , 18 января 2012
  31. от 5 января 2012 на Wayback Machine // Представительство РПЦ в Страсбурге, 21 июня 2011
  32. от 30 ноября 2011 на Wayback Machine // Newsru.com , 22 июня 2011
  33. от 4 февраля 2013 на Wayback Machine (англ.) // Guardian, 13 декабря 2009
  34. от 5 ноября 2013 на Wayback Machine // Religious Tolerance Org (англ.)
  35. от 21 июня 2010 на Wayback Machine (англ.) // Newsroom, 10 ноября 2009
  36. от 17 ноября 2009 на Wayback Machine // GayRussia.ru, 12 ноября 2009
  37. (недоступная ссылка) // «Российская юстиция», 2003, № 4
  38. , пункт 2357—2359 // Библиотека Информационного католического агентства Agnus
  39. от 4 января 2020 на Wayback Machine (англ.) // Ватикан, 18 декабря 2008
  40. от 6 января 2015 на Wayback Machine (англ.) // Catholic News Agancy, 14 декабря 2009
  41. от 9 ноября 2013 на Wayback Machine (англ.) // Human Rights Campaign
  42. от 10 ноября 2013 на Wayback Machine (англ.) // Сайт Лесби-гей-христианского движения (Великобритания)
  43. . Дата обращения: 11 ноября 2011. 14 июля 2022 года.
  44. от 8 марта 2010 на Wayback Machine (англ.)
  45. от 28 октября 2010 на Wayback Machine (англ.) // Сайт Метропольной общинной церкви в поддержку однополых браков
  46. от 22 января 2010 на Wayback Machine // Invictory.org, 13 января 2010
  47. от 10 марта 2016 на Wayback Machine // Lenta.ru, 22 октября 2009
Источник —

Same as Христианство и права ЛГБТ