Interested Article - Кокмардан (городище)

Кокмардан ( Кок-Мардан ) — древнее городище в Казахстане , расположенное в окрестностях Отрара . Один из самых крупных средневековых городов в Отрарском оазисе.

Город был основан во времена позднеантичного государства Кангюй . Население занималось сельским хозяйством и организовало развитую ирригационную систему. Центральная часть находилась на рукотворном острове.

В наши дни городище входит в список памятников истории и культуры местного значения Туркестанской области.

Географическое положение

Городище Кокмардан находится на территории современного Отрарского района Туркестанской области Казахстана , в 3 км к юго-западу от села Кокмардан . Местом для строительства стало джайляу на левом берегу реки Арысь , которое также носит название Кокмардан .

Кокмардан был центром микрооазиса площадью 45 км², расположенного вдоль старых протоков Арыси и на самой реке. Микрооазис представлял собой полосу длиной 15 км и наибольшей шириной 5 км . Территория входила в состав Отрарского оазиса .

Городище представляет собой вытянутый с севера на юг овальный бугор, окружённый всхолмлениями. Длина центрального бугра составляет 140 м, ширина — 60 м, высота — 15 м. Восточная часть городища занимает площадь около 1 га и представляет собой четырёхугольный плоский холм высотой до 2,5 м. Древняя застройка также прослеживается на площади около 3 га к западу и северо-западу от центрального бугра .

Население

Основателями древнего города стали жители позднеантичного государства Кангюй .

Общее количество жителей центральной части города в период расцвета составляло 1625—1950 человек при плотности населения 560—650 человек на гектар. Предполагается, что в летнее время жители переселялись за город для работ в садах и на лето́вках .

В городе было распространено почитание священного барана . Это распространённая в Средней Азии практика, связанная с древним культом Фарна — бога огня и света в иранской мифологии .

Население занималось скотоводством, хлеборобством и садоводством, а также различными ремёслами.

Здания и сооружения

Общие сведения

Центральная часть города, окружённая стеной, находилась на мысу, образованном на месте слияния двух древних рукавов Арыси и превращённом в остров с помощью рукотворной протоки. Единственный въезд в цитадель был обустроен с восточной стороны и шёл по искусственной дамбе. Высота дамбы составляла 1,5 м, ширина — 1,5 м поверху и 3 м у основания . Въезд укреплялся двумя округлыми башнями .

Город был разделён на кварталы сетью магистральных улиц и коротких переулков длиной 10—15 м. Площади кварталов составляют в среднем 300—370 м². Фасады домов обращены внутрь квартала . Как правило, в одном квартале располагалось 4—6 домовладений .

Основная часть жилой застройки относится к VI VIII векам . Однако в ходе раскопок были обнаружены и остатки зданий более раннего времени . В целом же городище датируется I —VIII веками .

Жилые дома

Жилые дома состояли из 1—2 комнат. Вторая комната в двухкомнатных жилищах была кладовой . Кладовая отделялась от жилого помещения капитальной стеной. Площадь кладовых не превышала 8 м² .

Дома возводились из сырцового кирпича и обмазывались изнутри глиной. Пол выстилался соломой , смешанной с глиной. Крыша укреплялась четырьмя деревянными столбами. Кровли изготавливались из камыша , уложенного на округлые балки и покрытого сверху смесью глины и золы .

Для отопления и приготовления пищи использовались камины и напольные очаги . Напольные очаги, как правило, располагались напротив входа, ближе к центру помещения .

Вдоль стен оборудовались суфы — лежанки шириной до 1 м. По углам оставалось свободное место под ёмкости для воды и продовольствия .

В некоторых домах часть дальней от входа стены украшалась лепкой в виде рогов барана . На полу в таких местах прослеживается слой золы . Предполагается, что таким образом оформлялись «культовые углы» .

Как и в других городах Южного Казахстана доисламских времён, святилища располагались прямо в жилых домах. Однако в одном из кварталов Кокмардана обнаружена отдельная культовая постройка . Её оформление также основано на мотивах бараньих рогов. Кокмарданское святилище обнаруживает некоторое сходство с одной из построек на городище Гяур-Кала (часть древнего города Мерв в современной Туркмении ) .

До наших дней жилища сохранились очень плохо .

Некрополи

В окрестностях города сохранилось несколько некрополей, обустроенных либо возле оросительных каналов, либо на отдельно стоящих холмах . Наиболее крупный некрополь, состоящий из нескольких десятков насыпей высотой до 2—2,5 м и диаметром до 15 м, располагался в 0,5 км от города .

Некрополи состоят из отдельных построек в виде глинобитных платформ размерами около 10×10 м и высотой до 2 м, в которых выдалбливались могилы. Умерших детей хоронили в отдельных пристройках к платформам. Предполагается, что каждая группа захоронений принадлежала отдельной квартальной общине . При этом самые богатые захоронения расположены по углам платформ .

Наиболее крупный некрополь близ городища по характеру погребального обряда сходен с другим могильником в Отрарском оазисе — Коныртобе , относящегося к городищу Мардан-Куик . Захоронения Кокмардана относятся преимущественно к периоду III V веков . Однако на его территории найдены и более поздние могилы, датируемые X XII веками .

Ирригационная система

Вокруг города существовала развитая ирригационная система . В её состав входили пять каналов, берущих воду из Арыси либо из её стариц . Система функционировала в VI—VIII веках .

Жители не только использовали воду Арыси для орошения полей, но и занимались рыбной ловлей и охотой на водоплавающую птицу .

Предполагается, что город был оставлен именно вследствие упадка ирригационной системы. Причиной упадка может быть изменение русла Арыси, вызвавшее пересыхание некоторых её протоков и спровоцировавшее засоление почв вблизи города .

Сейчас возле древних каналов находится современное село Шытты .

Исследования

С 1977 по 1983 годы Кокмардан неоднократно обследовала Южно-Казахстанская комплексная археологическая экспедиция под руководством К. Акишева . В частности, в 1977—1979 годах на площади 5000 м² был вскрыт культурный слой VI— VII веков . Несколько раз отдельно обследовались некрополи близ городища .

В жилищах обнаружены зернотёрки и жернова , а также глиняные сковородки для выпечки хлеба в очагах . Часто встречаются зёрна проса , риса , пшеницы , ячменя , гороха . В культурном слое также распространены косточки абрикосов , винограда , арбузные и дынные семечки . Сохранилось большое количество и костных остатков — как домашних животных ( лошади , овцы , козы , крупный рогатый скот ), так и диких ( косуля , горный козёл , архар , сайгак ) .

При раскопках найдены как различные железные изделия, так и куски железной крицы . Это свидетельствует о наличии железоплавильных мастерских в городе .

Основным материалом из раскопов является керамика . Сохранилось множество различных предметов кухонной и столовой посуды. Обнаружены и крупные сосуды для хранения воды и продуктов ( хумы , водоносные кувшины, горшки ). Другую группу керамических находок составляют светильники, детские игрушки, предметы ремесленного обихода, а также подставки в виде головы быка с массивными рогами . Керамика во многих случаях покрывалась ангобом . В наиболее поздних слоях попадаются изделия с лощением и резным растительным орнаментом .

В числе других находок — предметы из кости и рога, костяные амулеты, украшения из различных материалов, бусы из полудрагоценных камней , цветного стекла и ракушек каури . Интересными находками считаются костяные булавки с фигурными головками, предназначенные для закрепления причёсок .

Особый научный интерес представляют золотой пояс и золотые застёжки, украшенные красными камнями и узорами. Найденные предметы хранятся в музее Института археологии имени А. Х. Маргулана .

На крупнейшем городском некрополе найдены предметы посуды (в том числе украшенные схематичными изображениями животных), оружие, разнообразные украшения, бусины из различных материалов ( сердолик , агат , гагат , горный хрусталь , стекло ). В женских могилах обнаружены бронзовые зеркала и сурьматаши — предметы для чернения бровей. В числе наиболее интересных находок — бронзовые подвески в форме козлов и птиц, детали поясов и различные золотые изделия. Однако многие захоронения были разграблены ещё в Средние века .

Охранный статус

В 2001—2004 годах на городище проводились консервационные работы в рамках проекта сохранения Отрарского оазиса .

В 2010 году городище Кокмардан было включено в список памятников истории и культуры местного значения Южно-Казахстанской области . Ныне археологический объект включён в список памятников истории и культуры местного значения Туркестанской области .

Примечания

  1. . Tengrinews.kz . Дата обращения: 20 января 2021.
  2. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  3. , с. 25.
  4. , с. 181.
  5. , с. 28.
  6. . Портал «История Казахстана» (29 июля 2013). Дата обращения: 20 января 2021. 28 января 2021 года.
  7. , с. 314—315.
  8. , с. 186.
  9. / В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
  10. , с. 311.
  11. , с. 185.
  12. , с. 170.
  13. , с. 185—186.
  14. , с. 31—32.
  15. , с. 31.
  16. / С. Б. Болелов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  17. , с. 176.
  18. , с. 188.
  19. Саипов А., Акылбек С., Авизова А., Майсупова А. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки : журнал. — Самара, 2019. — Т. 21 , № 68 . — С. 77—85 . 27 января 2021 года.
  20. , с. 80—81.
  21. , с. 32.
  22. , с. 30.
  23. , с. 33.
  24. , с. 316.
  25. , с. 315.
  26. , с. 57—58.
  27. , с. 59—60.
  28. , с. 61.
  29. , с. 34.
  30. , с. 176—178.
  31. , с. 53—54.
  32. . Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан . Дата обращения: 20 января 2020.

Литература

При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .

Источник —

Same as Кокмардан (городище)