Interested Article - Арыстан-Баб
- 2020-01-14
- 1
Арыста́н-Баб или Арсла́н-Баб ( чагат. آرسلان باب , каз. Арыстанбаб , кирг. Арстанбап , узб. Arslonbob ) — среднеазиатский святой . По одной из легенд, потомок имама Мухаммада ибн аль-Ханафии , родной дядя и первый учитель Ходжи Ахмеда Ясави . Согласно другой легенде, долгожитель , сподвижник пророка Мухаммеда , выполнивший указание ( аманат ) пророка в отношении Ясави . Мавзолей расположен 60 км от Туркестана и является местом паломничества .
Эволюция образа
Учёные считают, что Арыстан-Баб — это полулегендарная фигура среднеазиатской мифологии. Изначальный его культ был связан с водными источниками и силами природы. В своём последующем развитии он прошёл четыре этапа .
Первый этап
Сперва образ пережил влияние кахтанитского (южно-аравийского) предания. В получившейся версии мифа Арыстан-Баб являлся соплеменником пророка Худа , был огромного роста и прожил 340 лет. Знал основы 33 религий и в итоге предпочёл ислам .
Второй этап
Период влияния шиитской секты кайсанитов сделал Арыстан-Баба потомком имама Мухаммада ибн аль-Ханафии (636—701), сына имама Али , и наделил титулом « баб » (что означает человека, обладающего необычайным знанием) . Например, этой версии придерживается Муса Сайрами , автор трактата «История владетелей Кашгарии» и прямой потомок Арыстан-Баба . Согласно составленной им генеалогии, святой одновременно является родным дядей своего ученика Ходжи Ахмеда Ясави .
Третий этап
Самаркандский богослов Наджмуддин ан-Насафи (1067—1142) сообщает, что в XI веке в Фарабе проживал сподвижник пророка по имени Йахйа ибн Настур ар-Руми. Ему было более 340 лет, он передавал 14 хадисов непосредственно от Мухаммеда . В соответствии с распространённой легендой, Арыстан-Баб получил лично из рук пророка рубище и один финик с указанием ( аманатом ) передать их Ходже Ахмеду, сыну шайха Ибрахима, который должен родиться в Сайраме .
Четвёртый этап
На последнем этапе Арыстан-Баб становится наставником Ходжи Ахмеда Ясави (1103—1166), основателя влиятельного суфийского тариката Ясавия . По одной из версий, святой являлся старшим из шейхов города Ясы и стал первым учителем для юного Ахмеда, впоследствии продолжившего своё образование у Юсуфа Хамадани в Бухаре .
Память
Похоронен в одноимённом мавзолее в городе Отраре (ныне село Шаульдер Туркестанской области Казахстана). Посещение мавзолея и проведение ночи у могилы Арыстан-Баба — один из основных этапов в совершении паломничества ( зиярата ) к мавзолею Ахмеда Ясави в городе Туркестан . Известны ещё два святых места с его именем: одно в Базар-Коргонском районе Джалал-Абадской области Киргизии (в 2003 году там обнаружен документ-генеалогия , выданный прямым потомкам Арыстан-Баба), а другое — в низовьях Сырдарьи .
Легенда
По мифологии, Арыстан баб являлся единомышленником пророка Мухаммеда . Изначально Арыстан баб являлся батыром, который также увлекался садовым делом. Благодаря знаниям по садоводству Арыстан баб научил пророка Мухаммада разводить сады. И в один день пророк Мухаммад и его единомышленники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк Мухаммад услышал пророчество: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда , который родится на 400 лет позже Вас». В тот же момент пророк Мухаммад задал вопрос своим единомышленникам, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк Мухаммад снова повторил свой вопрос, и тогда Арыстан баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму».
Примечания
- Муминов А. К. — 2003.
- Бородовская Л. З. — 2016.
- Хаджи Сулейман Эфенди. . — Matbaa-yı Mahsusa-yı Osmaniye, 1882. — С. 76. — 278 с.
- ↑ , с. 152.
- ↑ , с. 106.
- / Изд. Н. Н. Пантусовым . — Казань: Тип. Имп. университета, 1905. — 320 с.
- Молла Муса бен Молла Айса-ходжа Сайрами . // Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII веков: Извлечения из персидских и тюркских сочинений / Отв. ред. Б. С. Сулейменов . — Алма-Ата: Наука, 1969. — С. 488. — 648 с.
- , с. 691.
- , с. 141.
- ↑ , с. 692.
- , с. 141—144.
- Мехти С. // Вестник ЧелГУ : журнал. — Челябинск, 2007. — № 23 . — С. 152 . — ISSN . 4 марта 2016 года.
- , с. 105.
- , с. 691—692.
- . www.tarih-begalinka.kz . Дата обращения: 28 апреля 2022. 27 октября 2020 года.
Литература
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7 . (CC BY-SA 3.0)
- Бородовская Л. З. // Исламоведение : журнал. — Махачкала: Дагестанский государственный университет , 2016. — Т. 7 , № 4 . — С. 105—106 . — ISSN .
- Муминов А. К. Арслан-баб // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь / Cост. и отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Восточная литература , 2001. — Т. 3. — 184 с. — 2000 экз. — ISBN 5-02-018228-1 .
- Муминов А. К. // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / Cост. С. Н. Абашин, В. О. Бобровников. — М. : Восточная литература , 2003. — С. 141—144, 152. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-02-018320-2 .
- Муминов А. К. // Ars Islamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова / Cост. и отв. ред. М. Б. Пиотровский , А. К. Аликберов . — М. : Наука , 2016. — С. 691—692. — 871 с. — ISBN 978-5-02-039776-7 .
- 2020-01-14
- 1