Interested Article - Тимуридская архитектура

Мавзолей Тамерлана Гур-Эмир в Самарканде ( Узбекистан )

Тимуридская архитектура — архитектурный стиль, возникший в империи Тимуридов (XIV-XVI вв.).

География

Ядром тимуридского государства был Мавераннахр (совр. Узбекистан ) и земли Большого Хорасана (Восточный Иран и Северный Афганистан ). Основные памятники данной архитектуры располагались в Самарканде — столице империи Тимуридов.

Идеология

Для Тимура великолепие архитектурных сооружений, выполнявшихся по его заданию, было одной из задач политического плана — и это сформировано в надписи на портале дворца Аксарая «Если хочешь убедится в нашем могуществе — взгляни на наши постройки!» .

Характерные черты

Отличительными особенностями данной архитектуры являются помпезность, колоссальность, величие замысла и богатый декор. В градостроительстве присутствовала идея ансамбля. В центре города располагалась площадь ( узб. maydon : Регистан ) с цитаделью. Водоснабжение осуществлялось с помощью системы арыков . Для нужд путешественников и купцов создавались гостиницы- ханаки . Общественные постройки были представлены мечетями ( Голубая мечеть ), медресе , дворцами ( Куксарай ) и караван-сараями. Обсерватория Улугбека представляла собой трехэтажную цилиндрическую конструкцию высотой в 30 метров. Внутри постройки часто располагался двор (50 на 55 м) .

Характерной тимуридской постройкой является кубический мавзолей ( чахартак ) с однотонным, преимущественно голубым (бирюзовым) куполом на барабане . Купол мавзолея Ясави имеет высоту в 44 метра и диаметр 22 метра. Важным элементом тимуридских построек был выделяющийся на фоне стен портал - пештак со стрельчатой аркой айваном . Портал Биби-Ханым достигает 33 метров в высоту, а портал Аксарая был еще выше — 70 м. Основной строительный материал — кирпич, скрепляемый ганчевым раствором. Кирпич покрывался штукатуркой . Для облицовки купола использовалась майолика . В декоре экстерьера применялась мозаика из изразцов ( моаррак ) , а также мраморные плиты.

Детали внешней отделки Биби-Ханым в Самарканде ( Узбекистан )

Интерьер

В интерьере нередки стрельчатые ниши высотой до 9 метров (ширина 4 и глубина 3 метра) . На стенах вывешивались ковры, кошмы и оружие. Окна декорировались витражами c цветными стеклами и ажурными решетками- панджарами . Для искусственного освещения применялись свечи в настенных бронзовых подсвечниках и потолочные золотые люстры.

Мечеть Гавхаршад бегим в Мешхеде

Орнамент

Орнамент Голубой мечети в Мазари-Шариф ( Афганистан )

Орнамент разнообразен. Каллиграфический представлен куфическим письмом (приоритет отдан словам Аллах и Мухаммад ). Геометрический — гирихом , медальонами , спиралями, ромбами и шестиугольниками. Растительный орнамент — переплетающимися стеблями и цветами. Преобладающий цвет ( ранг ) "бирюзово-голубой", орнамент — "сине-золотой" . Тимуридский поэт Алишер Навои различает цвета кўк (небесно- голубой ) и нил (синий, индиго ) . Также в оформлении присутствуют зеленый, красный ( киноварь ), желтый ( охра ), черный и белый ( ганч ). Свободные от плитки поверхности могут покрываться алебастром .

Садово-парковое искусство

Определенного развития достигло садово-парковое искусство. Сады Тамерлана представляли собой квадрат, обнесенный высокой стеной ( дувал ). В углах сада стояли башни- минареты , а в центре — беседки или дворцы. Внутреннее пространство делилось на 4 сектора ( чарбаг ). Ось сада составляла аллея- хиабан шириной в 3 зиры , вокруг которой несколькими рядами росли деревья ( чинар , карагач , кипарис и белый тополь ). Обязательными элементами сада были бассейн- хауз ( узб. hovuz ) квадратной формы и фруктовые деревья ( айва , абрикос , персик , вишня ). Из цветов в клумбах преобладали ирисы , фиалки , нарциссы , крокусы , тюльпаны и розы .

Влияния

Тимуридская архитектура была исходной для сложения зодчества трёх новообразованных государств в XVI—XVIII веках в Средней Азии , Индии и Иране , в которых наблюдался ряд общих тенденций развития. Немалую роль в этом играли развивающиеся торговые, дипломатические связи и обмен мастерами. Так, в середине XVII века в интерьеры медресе Абдулазиз-хана в Бухаре украшала стенопись с пейзажем индийской архитектуры, а в строительстве известного мавзолея Тадж-Махал в Агре принимали участие два резчика по камню из Бухары и один специалист по устройству навершия купола из Самарканда .

Примечания

  1. , p. 147.
  2. Мечеть Гохаршад
  3. . Дата обращения: 14 июля 2019. 14 июля 2019 года.
  4. Гур-Эмир
  5. . Дата обращения: 14 июля 2019. 14 июля 2019 года.
  6. . Дата обращения: 13 июля 2019. 21 апреля 2019 года.
  7. Ср. Куксарай (дворец)
  8. Стена Искандара , XXVII
  9. Бабур-наме
  10. Ансамбль Абди-Дарун
  11. , p. 146—150.

Литература

Ссылки

  • Тонди Ахмад. , 2003
Источник —

Same as Тимуридская архитектура