Interested Article - Джанчуб Гьялцен

Джанчуб Гьялцен ( тиб. ཏའི་སི་ཏུ་བྱང་ཆུབ་རྒྱལ་མཚན , Вайли ta'i si tu byang chub rgyal mtshan , кит. 大司徒絳曲堅贊 ; 1302, Кхам — 1364) — правитель Тибета с 1354 по 1364 годы, основатель династии . Буддийский монах традиции кагью .

Известен как реформатор, достигший значительных успехов во внутренней политике Тибета в области благосостояния и безопасности населения, а также установивший де-факто независимость Тибета от монгольской империи Юань .

Биография

Выходец из аристократического рода царского происхождения Лан в области (в современном уезде ), в историческом центральном регионе Тибета, . В 14 лет уехал из Нэудона в Сакья, где изучал буддизм и государственную службу, и заслужил похвалу от своего сакьясского наставника.

В 20 лет он вернулся и стал выполнять обязанности типона , должность, вверенную ранее его дяде. Он получил печать типона, но не был утверждён в должности центром. С 1322 года он начал строительство укреплений в своих владениях, построил мост через реку Шанчу. Он обязал землевладельцев и крестьян высаживать деревья в долинах, развернул строительство дорог. При этом он уменьшил налоги. Одним из его помощников был Шонну Санпо, предок Далай-ламы V.

Фактически Джанчуб Гьялцен стал наиболее популярным руководителем в Уе, и население горячо приветствовало его начинания. В 1346 году у Джанчуб Гьялцена случился конфликт с Ясанпой, типоном из Цзана, захватившим в Нэудоне землю с 280 семьями крестьян. Джанчуб Гьялцен вернул утраченное силой, на что Ясанпа послал жалобу в Сакья. Правительство, признав правоту Джанчуб Гьялцена, тем не менее сняла его с должности типона, посадив своего ставленника. Вызванный в Сакья, Джангчуб Гьялцен отказался сдвавть печать и признавать справедливость смещения рода Лан с руководства регионом. За это он был подвергнут пыткам, а в Нэудон были посланы войска. Однако другие типоны Уя не поддержали действий властей. Опасаясь волнений, власти отпустили Джанчуб Гьялцена и отозвали войска. В 1348 и 1349 году последовали новые столкновения Джанчуб Гьялцена и Ясанпы. В 1351 они переросли в войну Уя и Цзана, которая закончилась победой Джанчуб Гьялцена, который захватил Цзан и Лхасу.

В ответ сакьяские власти снова объявили о смещении Джанчуб Гьялцена с должности типона, наряду с несколькими поддерживавшими его типонами. Войска Сакья вступили в Уй. Джанчуб Гьялцен снова был в тюорьме, подвергался пыткам и содержался в колодках на улице, закидываемый грязью.

Пончен Гава Санпо, глава сакьяской администрации, имел проблемы с другими сакьяскими сановниками, и отпустил Джанчуб Гьялцена. В 1352 году, вернувшись в Нэудон, Джанчуб Гьялцен поднял антиправительственное восстание. В Уй, на реке Цанпо, он возвёл укреплённый монастырь Цэтан. Его войска вновь оккупировали Цзан.

В это время Гава Санпо был смещён Вангдоном. Объявив, что он идёт на помощь Гава Санпо, Джанчуб Гьялцен захватил Сакья. В 1354 году власть над Тибетом окончательно перешла в его руки. Он оставил иерархам Сакья лишь контроль над их монастырями, отстранил от власти всех 13 типонов и уволил со службы 400 сакьяских чиновников. Затем он провёл административную реформу, поделив Тибет на цзоны во главе с назначаемыми цзонпонами, а на границе с юаньским Китаем разместил пограничные гарнизоны. Пекин признал его главенство над Тибетом, поскольку он не делал прямых выпадов против монгольской власти.

В 1358 году сторонники Сакья собрали силы и напали на монастырь Намрин. Джанчуб выступил против них, и одержал победу.

Джанчуб Гьялцен продолжил серию реформ:

  • устроил передел земли между крупными светскими и духовными собственниками и ввёл единую ставку сельскохозяйственного налога в 1/8 урожая.
  • развернул строительство дорог и государственную паромную службу
  • ввёл патрульно-полицейскую службу для обеспечения безопасности провоза товаров, проезда паломников и государственных служащих
  • ужесточил монашескую дисциплину, запретив принимать пищу после полудня и употреблять алкоголь
  • открыл при монастырях школы.
  • отменил принятое до этого монгольское законодательство, введя свои «Законы из 15 разделов»

Наступил период внешней независимости от юаньского Пекина и внутренней безопасности, «когда и старуха могла нести золото». В Тибете начался отказ от монгольского языка, одежды и т. д.

Вскоре Джанчуб заболел. В 1361 году он послал в Пекин посольство для утверждения на своём месте в чине типона своего второго племянника Сакья Ринчена. В 1362 году он официально сложил с себя чин типона в пользу племянника, однако вскоре снова отстранил его от власти и правил до своей смерти в 1364 году.

На его место вступил старший племянник Сакья Гьялцен, правивший до 1373 года. Власть основанной Джанчуб Гьялценом династии Пагмоду продлилась в Центральном Тибете в течение 80 лет, до 1435.

Библиография

Литература

  • Кычанов, Мельниченко. История Тибета с древнейших времён до наших дней. Москва, 2005. Стр. 95-98.
  • Dreyfus, Georges (2003) «Cherished memories, cherished communities: proto-nationalism in Tibet» , in The History of Tibet: Volume 2, The Medieval Period: c. AD 850—1895, the Development of Buddhist Paramountcy (New York: Routledge, 2003)
  • Norbu, Dawa (2001) China’s Tibet Policy . RoutledgeCurzon 2001.
  • (1981) "The rise of Changchub Gyaltsen and the Phagmo Drupa Period″ in Bulletin of Tibetology , 1981 Gangtok: Namgyal Institute of Tibetology (недоступная ссылка)
  • (1967) Tibet: A Political History , Yale University Press, New Haven and London.

Примечания

  1. Atwood, Christopher P., Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire
  2. Norbu, Dawa (2001) p. 57
  3. Dreyfuss (2003)

Ссылки

Источник —

Same as Джанчуб Гьялцен