Interested Article - Сулейман Бакыргани

Сулейма́н Бакыргани́ ( чагат. سليمان باقرغاني ‎, Сулейман-Ата, Хаким-Ходжа ; 1091 , Хорезм 1186 ) — тюркский « святой » ( авлия ) , легендарный суфийский шейх , распространитель ислама в Средней Азии . Наиболее выдающийся из учеников Ходжи Ахмеда Ясави , 4-й халиф (наместник) тариката Ясавия .

Считается автором сочинения «Ахыр заман китаби», исламской версии Апокалипсиса . Под именем Хаким-Ата выступает популярным персонажем тюркской мифологии .

Биография

Достоверной биографии Бакыргани не существует. Основными источниками информации выступают анонимное рисале (поучение) «Хаким-Ата китаби», опубликованное в 1898 году К. Г. Залеманом под названием «Легенда про Хаким-Ата» , и жизнеописание шейха из сочинения 1503 года «Рашахат 'айн аль-хайат» («Капли из источника вечной жизни») ( 1463 1531 ) .

Сулейман стал мюридом Ходжи Ахмеда Ясави в возрасте 15 лет . После одного случая к юному Сулейману явился дух Хызр и повелел зваться Хаким Сулейманом (мудрым Сулейманом). С этого момента Сулейман обрёл дар сочинения хикматов, подобно своему учителю .

Однажды Ахмед Ясави испытал 99 тысяч своих учеников посредством притворного нарушения чистоты при молитве. Полностью прошёл испытание только Сулейман . Обнаруженное В. Н. Басиловым шежере туркменов-атинцев называет Бакыргани «Полюсом Полюсов» ( Кутб аль-актаб) , что означает высшую категорию суфийских святых .

Нисба Сулеймана получена от названия основанного им поселения Бакырган в Каракалпакстане . Основание поселения было связано с выполнением поручения Ахмеда Ясави, который для распространения ислама рассылал своих учеников в разные стороны света. Верблюд повёл Сулеймана «в сторону запада от города Хорезма» ( Ургенча ) и остановился в местности Бинава-Аркасы на заповедном лугу правителя Караханидского государства Ибрахима II Богра-хана . Хан обрадовался появлению ученика знаменитого Ахмеда Ясави, выдал за Сулеймана свою дочь ( Ганбар, Амбар-Ана, Амбар-Биби, Анвар-Бегим ), предоставил ему земли, одарил скотом и сам со многими приближёнными стал его мюридом .

Дж. Г. Беннетт утверждает, что Хаким-Ата проповедовал среди поволжских тюрок, и его школа создала отделение на побережье Каспия .

Мавзолей дочери Бакыргани.

У Сулеймана и Анбар-Ана было три сына: Мухаммед, Асгар и Хубби. Наиболее талантливым оказался ( Султан-эпе ), которому удалось даже на время переместить Каабу в Бакырган. Отец приревновал к способностям сына, Хубби обиделся и покинул отчий дом. В ответ Аллах наслал на Сулеймана проклятие, согласно которому после кончины могила Бакыргани 40 лет будет находиться под водой. Проклятие реализовалось, Бакырган на 40 лет затопило водой, а потом его местонахождение уже никто не помнил . Учёные связывают легенду о затоплении могилы с изменением русла Амударьи вследствие разрушения монголами плотин в 1221 году .

После смерти Сулеймана его вдова вышла замуж за 5-го халифа тариката Ясавия Занги-Ату , мавзолей Анбар-Ана находится юго-западнее мавзолея Занги-Аты под Ташкентом . По преданию, у Сулеймана была также дочь Айша-Биби , её мавзолей находится недалеко от Тараза .

Проблема места захоронения

Проблема места захоронения шейха связана с проблемой местонахождения Бакыргана. И то, и другое неизвестно . Источники утверждают, что Сеид-Ата , которому приписывается обращение в ислам золотоордынского хана Узбека , был хранителем мазара Хаким-Аты в Хорезме . Академик В. В. Бартольд приобрёл в 1902 году в Туркестанском крае тюркскую рукопись 1543 года , содержавшую жизнеописание некоего шейха , которому в том числе

случалось посещать и местности к западу от Ургенча , как город Везир и степь Бакырган, которая находилась в трёх днях пути от города Хорезма (Ургенч) и где были могилы шейхов Хаким-Ата, Сейид-Ата и .

При этом про Сеид-Ату известно, что он погребён в Арале близ Амударьи . Ал-Кашифи в начале XVI века тоже определяет Бакыргани в Хорезм, во времена Абулгази ( 1603 1664 ) в низовьях Амударьи находится урочище Бакырган-Ата . Венгерский учёный Арминий Вамбери в опубликованном в 1864 году «Путешествии по Средней Азии» упоминает Хаким-Ата недалеко от Кунграда в сторону Аральского моря . Сейчас считается, что захоронение Сулеймана Бакыргани находится возле Муйнака в устье Амударьи ; в Муйнакском районе имеется сельский сход Хаким-Ата.

Одно из легендарных мест захоронения — деревня Баишевская (Вагайский район Тюменской области, Россия).

Другая версия с подачи П. А. Комарова указывает на мазар Ходжа-Бакырган близ Ходжента на реке Ходжабакирган ( Козы-Багла ), левом притоке Сырдарьи . Киргизский профессор считает, что топоним связан с именем Сулеймана Бакыргани, то есть шейх имел какое-то отношение к этому месту .

Знаменитый казанский тюрколог Н. Ф. Катанов указывал на некий Бака-Курган близ Ясы (современный казахский город Туркестан , где находилась школа Ясави) . Этой версии подыгрывает легенда об обнаружении могилы шейха купцом Джелал ад-Дином Ходжой: во время нахождения в Ясе купцу во сне явился Бакыргани и сообщил, где искать захоронение .

Наконец, местом захоронения Хаким-Ата считается Баишевская астана в Вагайском районе Тюменской области . По соседству с астаной расположена могила некоего Чалялетдина-Хучи (что напоминает о среднеазиатском сюжете с Джелал ад-Дином Ходжой), там же находятся могилы жены святого Амбар-Ана и сына Хуппи-Хучи .

Произведения

Обложка «Ахыр заман китаби» издания 1897 года.

Сочинения Бакыргани впервые были изданы в 1846 году в Казани на чагатайском языке : «Ахыр заман китаби» («Книга о кончине мира») и « Бакырган китаби » («Книга Бакыргана») . Первая (другое её название «Такы гаджаб» ) излагает исламскую версию Апокалипсиса и прихода Даджаля , её в 1897 году перевёл на русский язык протоиерей Евфимий Малов .

«Бакырган китаби» представляет собой антологию , наряду с произведениями Хаким-Аты включавшую также творения Ахмеда Ясави , Насими , Факири, Кул Шарифа и других тюрко-татарских поэтов Средневековья . Она использовалась в татарских мектебе в качестве учебного пособия .

Ещё известна поэма Бакыргани «Хазрат Мариам китаби» («Сказание о святой Мариам»), посвящённая последним дням Девы Марии . Русский перевод поэмы опубликован С. М. Матвеевым в «Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете » в 1895 году .

В 2008 году в Алма-Ате в составе тома 7 издания « » на казахском языке впервые был выпущен сравнительно полный сборник Бакыргани .

Почитание

В Поволжье фигура Бакыргани по степени популярности затмила своего учителя Ахмеда Ясави . В 1899 году в типо-литографии Казанского университета была опубликована лирико-эпическая поэма «Сказание о Хубби-Ходже» («Кыссэ-и Хубби-ходжа») , приписываемая поэту XVI века Кул Шарифу . Главными героями поэмы выступают Хаким-Ата и его семья . Мотивы поэзии Бакыргани нашли отражение в творчестве башкирских поэтов-суфиев XIX века ( Ш. Заки , А. Каргалы, М. Кутуш-Кыпсаки, Х. С. Салихова и др.) .

В сибирском исламе Хаким-Ата выступает центральной культовой фигурой, поклонение ему фиксируется ещё академиком Г. Ф. Миллером в 1734 году . Посещение Баишевской астаны (по одним источникам семикратное, по другим даже однократное) равносильно совершению хаджа в Мекку .

По сообщению Н. Ф. Катанова (1894), в Восточном Туркестане популярность поэта приобрела особую форму: пренебрегавших посещением мечети мусульман секли арапником под назидательные стихи Хаким-Аты .

Примечания

  1. , с. 532.
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. , с. 122.
  7. , с. 123.
  8. Басилов В. Н. // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. — М. : Наука , 1975.
  9. , с. 361.
  10. , с. 124.
  11. Беннетт Дж. Г. // Учителя Мудрости. — М. : Профит Стайл, 2006. — ISBN 5-98857-028-3 .
  12. , с. 125.
  13. Бартольд В. В. Сведения об Аральском море и низовьях Амударьи с древнейших времён до XVII века // Сочинения. — М. : Наука , 1965. — Т. III. Работы по исторической географии. — 713 с.
  14. , с. 64.
  15. . Silk Road Adventures. Дата обращения: 31 января 2013. Архивировано из 18 февраля 2013 года.
  16. // Золотоордынское наследие. Материалы международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая Золотой Орды (XIII-XV вв.)». Казань, 17 марта 2009 г. : Сборник. — Казань: Фан, 2009. — Вып. 1 . 21 февраля 2020 года.
  17. Юдин В. П. // Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). — Алма-Ата: Наука, 1969.
  18. Бартольд В. В. Отчёт о командировке в Туркестан // Сочинения. — М. : Наука , 1973. — Т. VIII. Работы по источниковедению. — С. 147. — 723 с. — 4600 экз.
  19. Арминий Вамбери . . — М. : Восточная литература , 2003. 26 марта 2013 года.
  20. . Ташкент: ИА «Жахон». 2010-07-30. из оригинала 2 февраля 2012 . Дата обращения: 30 января 2013 .
  21. Комаров П. А. Ходжа Хаким Сулейман Бакыргани // Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии : журнал. — Ташкент, Год шестой. 1900—1901. — С. 105—112 .
  22. . // Journal of Turkic civilization studies : журнал. — Бишкек, 2006. — № 2 . — С. 128 . (недоступная ссылка)
  23. , с. 126.
  24. , с. 41.
  25. Шалгумбаева Ж. . — Алматы, 1994. 16 апреля 2014 года. . Дата обращения: 30 марта 2013. Архивировано 16 апреля 2014 года.
  26. . Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова Национальной академии наук Казахстана . Дата обращения: 30 января 2013. 6 февраля 2013 года.
  27. Миннегулов Х. . Ислам.Ру (24 января 2013). Дата обращения: 30 января 2013. 6 февраля 2013 года.
  28. , с. 19—34.
  29. .
  30. Миллер Г. Ф. // . — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. — Т. VI. — (История Сибири. Первоисточники). 25 марта 2013 года.
  31. , с. 54.
  32. Катанов Н. Ф. // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете : журнал. — Казань: Типо-лит. Имп. Университета, 1894. — Т. XII , вып. 6 . — С. 578—593 . 16 октября 2014 года.

Литература

Список произведений

Библиография

  • . Рашахат айн ал-хайат. — СПб. : Изд. Лакнау, 1890.
  • Бартольд В. В. К вопросу о родине Хаким-Ата // Сочинения. — М. : Наука , 1964. — Т. II (2). Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. — С. 361. — 657 с. — 5250 экз.
  • Бартольд В. В. // Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. — Алматы: Жалын, 1993.
  • Бартольд В. В. Хаким-Ата // Сочинения. — М. : Наука , 1964. — Т. II (2). Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. — С. 532. — 657 с. — 5250 экз.
  • Бахревский Л. // Татарский мир : газета. — М. , 2010. — № 1 (6312) . — С. 4—5 .
  • Белич И. В. Легенда о Хаким-Ата // Тюркские народы. Материалы V-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» : Сборник. — Тобольск—Омск: ОмГПУ , 2002. — С. 405—412 .
  • Залеман К. Г. // Известия Императорской академии наук. Серия V : журнал. — СПб. , 1898. — Т. IX , № 2 . — С. 105—150 .
  • Рахимов Р. Х. Астана в истории сибирских татар: мавзолеи первых исламских миссионеров как памятники историко-культурного наследия. — Тюмень: , 2006. — 77 с.
  • Селезнёв А. Г. и др. Хаким-Ата // Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. — М. : Изд. дом Марджани, 2009. — С. 54—76. — 216 с. — (Ислам в России и Евразии). — 1000 экз. ISBN 978-5-903715-17-6 .
  • . — М. : Наука , 1969. — С. 240—262. — 336 с. — 2000 экз.
  • // «Казахстан». Национальная энциклопедия / Гл. ред. Б. Аяган. — Алматы: Гл. редакция «Казак энциклопедиясы», 2006. — Т. 5. С—Я. — С. 113. — 560 с. — 3000 экз. ISBN 9965-9908-5-9 .
  • // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский . — 2-е изд. — М. : ГНИ «Большая советская энциклопедия» , 1957. — Т. 46. Фусе — Цуруга. — С. 36—37. — 672 с. — 300 000 экз.
  • Шарипова З. Я. // Башкирская энциклопедия : в 7 томах / Гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа: НИ «Башкирская энциклопедия» , 2005. — Т. 1. А—Б. — 624 с.
  • Тарикат Ясавийа и Крым. Сулейман Бакыргани: дастаны и хикматы/ Вступительный очерк, перевод и комментарии Л. В. Бахревского. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2015—208 с.

Ссылки


Источник —

Same as Сулейман Бакыргани