Interested Article - Исповедь (фильм, 1962)

«Исповедь» — антирелигиозный фильм 1962 года режиссёра .

Сюжет

Молодой талантливый художник-самоучка Василий под влиянием церковников поступил в духовную семинарию. Однако лицемерие и двоедушие служителей культа, их жестокая фанатичность оттолкнули юношу от церкви.

В ролях

Создание

Съёмки проходили в Одесской духовной семинарии , которая в 1961 году была переведена в гостиничные корпуса Успенского монастыря . Натурные места съемок — Одесса : можно видеть храм святителя Григория Богослова и мученицы Зои, в роли здания художественного училища в фильме выступают здание Музея Морского флота и здание биологического факультета Одесского университета им. И. И. Мечникова . Также, в фильме показан строящийся дом № 11 по проспекту Шевченко . Некоторые сцены сняты в Киеве, например, в кадре можно видеть Зелёный театр .

Это второй в карьере и первый самостоятельный фильм оператора Вадима Костроменко .

Дебютный фильм и сразу главная роль для 22-летнего, только окончившего « Театральный институт имени Бориса Щукина », актёра Ивана Бортника . После съемок он восемь лет не играл в кино. В ряде источников можно встретить утверждение, что так получилось оттого, что на премьере он себе не понравился и постоянно отворачивался от экрана. Однако, сам актёр в интервью свой долгий перерыв в съемках объяснил тем, что ему, как моложавому на вид, предлагали роли несерьезные и скучные. Фильм же «Исповедь» он хотя и характеризовал как « довольно средний фильм » , но заметил, что « в общем-то фильм получился вполне религиозный и очень красивый ».

В фильме состоялся кинодебют Владимира Антонова .

Единственная роль в кино .

Критика

Как отметил журнал « Искусство кино » за 1969 год, из снятых в начале 1960-х годов шестнадцати фильмов «Одесской киностудии» только три фильма («Исповедь» В. Воронина, « Приходите завтра… » Е. Ташкова, « Никогда » В. Дьяченко и П. Тодоровского) получили положительную оценку зрителя и кинематографической общественности.

В книге 2018 года доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор департамента медиа НИУ ВШЭ Анна Алексеевна Новикова отметила, что фильм является редким для советского кино случаем показа священника современного времени фильма — обычно это либо персонажи исторических фильмов, либо эпизодичные, чаще плакатные отрицательные персонажи:

Изредка встречались и более сложные истории, например, фильм «Исповедь». Несмотря на то, что в целом фильм не выходил за рамки атеистических «агиток», в нём всё-таки затрагивались реальные проблемы духовного образования, в частности, подмена религиозного воспитания дисциплинарной жесткостью, формализмом, фарисейством. Фильм ассоциируется с «Очерками бурсы» Н. Помяловского . Церковная культура предстает как антагонистическая интеллигентской (и научной, и творческой).

Новикова А.А. - «Воображаемое сообщество. Очерки экранного образа российской интеллигенции», 2018

Киновед Евгений Марголит отметил, что напротив — фильм никоим образом не противопоставляет религию и культуру, и даже не является антирелигиозным, а лишь антиклерикальным. При этом по мнению Евгения Марголита хотя фильм и был « вполне проходной » и « это такое невнятное кино », где блекло выглядят даже такие актёры как Иван Бортник и Андрей Абрикосов, но в то же время заметил, что для него « едва ли не откровением стал » образ сына ректора, друга главного героя — блаженного семинариста Саввы воплощённый на экране Владимиром Антоновым.

По мнению доктора исторических наук, доцента исторического факультета Уральского государственного университета Л. Н. Мазур , в отличие от подобных фильмов 1960-х годов, в «Исповеди», хоть и с позиций неприятия религии, дан анализ причин обращения человека к религии как форме самоопределения личности:

По глубине анализа причин роста религиозности в послевоенный период выделяется фильм «Исповедь» (1962, реж. В. Воронин), рассказывающий о судьбе молодого художника, который ищет себя, но не находит понимания среди близких и в результате попадает в духовную семинарию. Его жизненная история интересна с позиций понимания личностных причин (смерть матери, чувство вины, одиночество и невнимание окружающих), которые подталкивают человека к богоискательству. Их философское обобщение звучит в размышлениях священника: « Смысл жизни разные люди ищут в разном, кто — в религии, кто — в материализме ».

Киновед Евгений Марголит подметил, что актёр Андрей Абрикосов играющий в фильме ректора семинарии отца Фотия, до этого играл в фильме Эйзенштейна « Иван Грозный » митрополита московского Филиппа .

Примечания

  1. Жанна Васанская — от 14 мая 2018 на Wayback Machine // Беларусь сегодня , 29 февраля 2008
  2. Владимир Высоцкий — Я, конечно, вернусь: стихи и песни… Книга, 1988—463 с. — стр. 54
  3. Когда Иван махнет рукой… (« Советский экран » № 5, 1990 год)
  4. Искусство кино , Издание Союза работников кинематографии СССР, Выпуски 1-6, 1969 — стр. 68
  5. Анна Алексеевна Новикова - Воображаемое сообщество: очерки истории экранного образа российской интеллигенции - М.: «Издательство «Согласие», 2018 - 200 с.
  6. от 14 мая 2018 на Wayback Machine // « Новая газета » № 105 от 22 сентября 2017
  7. Мазур Л. Н., Горбачёв О. В. — от 17 августа 2019 на Wayback Machine // , 2013
Источник —

Same as Исповедь (фильм, 1962)