Interested Article - Джексон, Шерли
- 2020-05-12
- 2
Ше́рли Дже́ксон , или Ширли Джексон ( англ. Shirley Jackson ; 14 декабря 1916 года , Сан-Франциско , США — 8 августа 1965 года , , США) — писательница, классик американской литературы XX века . Более всего известна рассказом «Лотерея» ( англ. The Lottery , 1948) и романом « Призрак дома на холме » ( англ. The Haunting of Hill House , 1959). Под её влиянием находились Ричард Матесон и Стивен Кинг .
Несмотря на несколько написанных романов, получивших хвалебные отзывы критиков и читательский интерес, её наиболее известным произведением является рассказ « Лотерея », в котором описана неприглядная изнанка сельского городка в Америке. Линемайя Фридман , автор критической биографии Шерли Джексон, отмечает, что «Лотерея», опубликованная в номере The New Yorker за 26 июня 1948 года , получила такие отклики, которые «не получал ни один рассказ журнала The New Yorker ». Посыпались сотни писем, которые, по словам самой Джексон, можно квалифицировать, как «потрясение, спекуляции и старомодные нападки» . В выпуске San Francisco Chronicle от 22 июля 1948 года Джексон опубликовала ответ на непрекращающиеся вопросы читателей о её замыслах:
Объяснить то, что я рассчитывала сказать этим рассказом, очень сложно. Думаю, я надеялась, воссоздав древние жестокие ритуалы в настоящем, да ещё в моём родном городке, вызвать шок у читателей рассказа наглядным изображением бессмысленной жестокости и всеобщей бесчеловечности в их собственных жизнях.
Оригинальный текст (англ.)Explaining just what I had hoped the story to say is very difficult. I suppose, I hoped, by setting a particularly brutal ancient rite in the present and in my own village to shock the story's readers with a graphic dramatization of the pointless violence and general inhumanity in their own lives.
Супруг Джексон, литературный критик Стэнли Эдгар Хейман , писал в предисловии к посмертному сборнику её рассказов , что она «систематически отказывалась давать интервью, комментировать или популяризировать свои работы каким-либо образом, публично выступать или быть обозревателем воскресных приложений газет. Она верила, что её книги с годами расскажут о ней достаточно ясно». Хейман утверждал, что мрачные аспекты книг Джексон не были, как утверждают некоторые критики, следствием «личных, более того невротических фантазий», а задумывались Джексон для отображения всех человеческих страхов эпохи холодной войны, как «деликатная и достоверная анатомия нашего времени, точно соответствующая символам нашего тревожного мира концентрационных лагерей и бомб».
Биография
Урождённая Шерли Харди Джексон ( англ. Shirley Hardie Jackson ) родилась в Сан-Франциско в семье Лесли и Джеральдин Джексон. Шерли и её семья жили в местечке Бурлингейм ( англ. Burlingame ), шт. Калифорния , пригороде, где проживал средний класс. Этот городок позднее появится в новелле Шерли «Дорога сквозь стену» ( англ. The Road Through the Wall ). Семья Джексон переезжает в Рочестер, шт. Нью-Йорк , где Шерли учится в Брайтонской средней школе ( англ. Brighton High School ) и оканчивает её в 1934 году. Что касается высшего образования, то сначала Шерли поступает в Университет Рочестера ( англ. University of Rocheste ) (из которого её «попросили уйти»), а затем поступает на факультет журналистики в Сиракузском Университете , который и заканчивает в 1940 году.
Будучи студенткой в Сиракузах, Шерли занималась литературным журналом университетского городка, где и познакомилась со своим будущим мужем, Стенли Эдгаром Хейманом, ставшим впоследствии известным литературным критиком. Для книги Стэнли Джей Куница и Говарда Харкрафта «Писатели двадцатого века» ( англ. Twentieth Century Authors ) (1954), она написала:
Я очень не люблю писать о себе и своей работе, и когда требуются автобиографические данные, я даю только скудную хронологическую выжимку, которая, естественно, не содержит детальных фактов. Я родилась в Сан-Франциско в 1916 году и практически всю жизнь провела в Калифорнии. Я вышла замуж в 1940 году за Стенли Эдгара Хеймана, критика и нумизмата, и мы живём в Вермонте, в тихом сельском местечке с красивыми окрестностями и в удобном удалении от городской жизни. Наш основной потенциал это наши книги и наши дети, и то и другое производится в огромном количестве. Дети, это Лоренс, Джоанна, Сара и Барри; мои книги это в том числе три повести: «Дорога сквозь стену», «Вешальщик», «Птичье гнездо», а сборник рассказов «Лотерея: Жизнь среди дикарей» своего рода воспоминания о моих детях.
Несмотря на то, что, желая быть моложе своего мужа, Джексон уверяла, будто родилась в 1919 году, её биограф Джуди Оппенгеймер ( англ. Judy Oppenheimer ) выяснила, что на самом деле год рождения писательницы — 1916 .
Со временем Хейманы обосновались в г. Норт Беннингтон в шт. Вермонт ( англ. North Bennington, Vermont ), где Стенли Хейман стал профессором Беннингтонского Колледжа ( англ. Bennington College ), а Шерли продолжала публиковать книги и заботиться о детях: Лоренсе (Laurence (Laurie)), Джоанне (Joanne (Jannie)), Саре (Sarah (Sally)) и Барри (Barry). С течением времени дети Хейманов придут к собственной литературной славе, став прототипами героев рассказов своей матери. Хейманы были колоритными и гостеприимными хозяевами, которые окружали себя литературными талантами, включая Ральфа Эллисона ( англ. Ralph Ellison ). Оба были фанатичными читателями, и их личная библиотека насчитывала более 100 000 книг.
В 1965 году Шерли Джексон умерла от остановки сердца в возрасте 48 лет. В течение всей жизни Шерли страдала различными неврозами и психосоматическими заболеваниями . Эти заболевания в комбинации с различными прописанными лекарствами поспособствовали ухудшению её здоровья и ранней смерти. Однако, на момент смерти Джексон страдала от избыточного веса и была заядлой курильщицей. После её смерти её муж опубликовал посмертный сборник произведений « Пойдем со мной » ( англ. Come Along With Me ), содержащий несколько глав последней незаконченной повести, а также несколько редко публикуемых рассказов (в том числе «Луиза, пожалуйста, вернись домой» ( англ. Louisa, Please Come Home ), и три доклада, сделанных Джексон на писательских семинарах.
Творчество
В рекламной аннотации к дебютной повести Джексон «Дорога сквозь стену» (1948) Хейман написал, будто она практикует чёрную магию, полагая, что такой образ автора поможет стимулировать продажи книги и прав на её экранизацию. Позднее она писала об обвинениях в колдовстве в своей книге для юных читателей «Колдовство в деревушке Салем» ( англ. The Witchcraft of Salem Village ) (1956) Среди иных её произведений: « Вешальщик » ( англ. Hangsaman ) (1951), « Птичье гнездо » ( англ. The Bird's Nest ) (1954), « Солнечные часы » ( англ. The Sundial ) (1958), а роман « Призрак дома на холме » ( англ. The Haunting of Hill House ) (1959) признан многими, в том числе Стивеном Кингом , важнейшим произведением литературы ужасов XX века. У этой современной переработки классической истории о привидениях яркий и мощный вступительный абзац:
Ни один живой организм не может долго существовать в условиях абсолютной реальности и не сойти с ума; говорят, сны снятся даже кузнечикам и жаворонкам. Дом на холме, недремлющий, безумный, стоял на отшибе среди холмов, заключая в себе тьму; он стоял здесь восемьдесят лет и вполне мог простоять ещё столько же. Его кирпичи плотно прилегали один к другому, доски не скрипели, двери не хлопали; на лестницах и в галереях лежала незыблемая тишь, и то, что обитало внутри, обитало там в одиночестве.
Помимо рассказов для взрослых читателей, Джексон также написала детскую повесть « Девять волшебных желаний » ( англ. Nine Magic Wishes ), опубликованную с иллюстрациями её внука, Майлза Хеймана, а также пьесу для детей « Плохие детки » ( англ. The Bad Children ), основанную на сказке Гензель и Гретель . В серии рассказов, позднее объединённых в сборник « Жизнь среди дикарей » ( англ. Life Among the Savages ), и рассказе « Взращивая демонов » ( англ. Raising Demons ), она описала своё замужество и опыт воспитания четверых детей. Эти рассказы стали первыми в чреде « реалистичных рассказов веселой домохозяйки », жанре, позднее популяризированном такими писательницами, как Джин Керр ( англ. Jean Kerr ) и Ирма Бомбек ( англ. Erma Bombeck ) в 50-х и 60-х годах.
Источники вдохновения
Роман Шерли Джексон « Вешальщик » (1951) и рассказ « Пропавшая девушка » имеют в основе реальные мистические события 1 декабря 1946 года , когда исчезла 18-летняя студентка Беннингтонского колледжа . Это преступление остается нераскрытым по сей день, оно произошло в лесистой части парка Glastenbury Mountain в Беннингтоне на севере шт. Вермонт, где Шерли Джексон и её муж жили в тот момент. События, описанные в « Пропавшей девушке », имеют много общего с историей Полы Велден . Стоит отметить, что эти же события легли в основу романа Донны Тартт «Тайная история» ( англ. The secret history ).
Выдуманный колледж из романа « Вешальщик » также частично отображает впечатления Джексон от Беннингтонского колледжа, как это следует из бумаг Шерли, хранящихся в Библиотеке Конгресса .
Публикации в журналах
В 1938 году, когда Шерли училась в Сиракузах, был опубликован её первый рассказ « Дженис » ( англ. Janice ), а последующие истории публиковались в таких изданиях, как Collier’s, Good Housekeeping, Harper’s, Mademoiselle, The New Republic, The New Yorker, Woman’s Day, Woman’s Home Companion и т. д.
В 1996 году стопка неопубликованных рассказов Джексон была обнаружена в сарае позади её дома. Лучшие из этих рассказов, вместе с ранее не входившими в сборники, были выпущены в том же году сборником « Просто обычный день » ( англ. Just an Ordinary Day ). Название было позаимствовано у одного из рассказов, опубликованного в журнале The Magazine of Fantasy and Science Fiction .
Экранизации
Элинор Паркер сыграла Элизабет Ричмонд в фильме Хьюго Хааса «Лиззи» ( англ. Lizzie ) (1957), основанном на романе «Птичье гнездо», в фильме также снялись Джоан Блонделл , Ричард Бун, Марион Росс и Джони Матис.
Роман « Призрак дома на холме » был экранизирован в 1963 году с Джули Харрис и Клэр Блум. В 1999 году был снят ремейк , в котором снялись Лиам Нисон , Лили Тейлор и Кэтрин Зета-Джонс , и на этот раз экранизация получила негативные отзывы критиков. В 2018 году по мотивам романа вышел сериал « Призраки дома на холме » .
В 1982 году Джоанн Вудворд ( англ. Joanne Woodward ) поставила «Пойдем со мной» по незаконченной книге Джексон « Come Along with Me », в фильме участвовали Эстель Парсонс и Сильвия Сидни .
Помимо радио, теле и театральных постановок, по мотивам рассказа «Лотерея» были сняты три кинофильма («Лотерея» (1996) , «Лотерея» (2007) ), но наиболее известным стал короткометражный фильм 1969 года, снятый Ларри Юстом для серии учебных фильмов Энциклопедии Британника . Архив учебных фильмов признал короткометражный фильм Юста «одним из двух самых лучших образовательных фильмов всех времен» Также сюжет этого рассказа лёг в основу видеоклипа Мэрилина Мэнсона на его песню «Man that you fear» , где в образе жертвы людского гнева предстает сам шок-рокер.
Роман Шерли Джексон 1962 года «Мы всегда жили в замке» ( англ. We Have Always Lived in the Castle ) лег в основу театральной пьесы Хью Уилера ( англ. Hugh Wheeler ) в середине 1960-х годов. Постановщиком стал Гарсон Канин ( англ. Garson Kanin ), исполнительницей главной роли — . Бродвейская премьера состоялась 19 октября 1966 года. И хотя спектакль продюсера Дэвида Меррика ( англ. David Merrick ) был закрыт после всего девяти представлений в театре Ethel Barrymore Theatre, уилеровская пьеса продолжает ставиться региональными театрами по сей день. В 2018 году по одноименной книге был снят фильм "Мы всегда жили в замке"с Таиссой Фармигой в главной роли Мари Клариссы .
Награды
- 1960 — Номинация на премию Национальной книжной ассоциации. Роман «Призрак дома на холме»
- 1962 — Роман « Мы всегда жили в замке » признан одним из «Десяти лучших романов» 1962 года по версии журнала Time
- 1966 — Премия Эдгара По за лучший рассказ « Возможность зла » ( англ. The Possibility of Evil ), опубликованный 18 декабря 1965 года в The Saturday Evening Post .
Премия Шерли Джексон
Первое вручение Премии Шерли Джексон «за выдающиеся литературные достижения в жанрах психологического саспенса , ужасов и тёмной фантастики » состоялось 20 июля 2008 года на «Ридеркон», конференции по художественной литературе ( англ. Readercon Conference on Imaginative Literature ) в г. , шт. Массачусетс . Членами жюри стали Джон Ланган, Сара Ланган, Пол Джи. Тримбли и Ф. Бретт Кокс. Победителями стали:
- Роман Элизабет Хэнд «Потерянное поколение» (Generation Loss by Elizabeth Hand)
- Новелла Люциуса Шепарда «Вакансия» (Vacancy by Lucius Shepard)
- Повесть Глена Хиршберга «Древо Януса» (The Janus Tree by Glen Hirshberg)
- Рассказ Натана Бэллингруда «Монстры небес» (The Monsters of Heaven by Nathan Ballingrud)
- Сборник Лэрда Баррона «Очерёдность Имаго и другие рассказы» (The Imago Sequence and Other Stories by Laird Barron)
- Антология «Инферно» под редакцией Эллен Датлоу
Библиография
|
|
Литературоведческие работы о Шерли Джексон
Джуди Оппенгеймер раскрывает подробности жизни и творчества Шерли Джексон в книге « Личные демоны: Жизнь Шерли Джексон » ( Private Demons: The Life of Shirley Jackson , Putnam, 1988).
Книга С. Т. Джоши (S. T. Joshi) « Современные странные истории » ( The Modern Weird Tale , 2001) предлагает критические эссе о произведениях Джексон.
Дэррил Хаттенхауэр (Darryl Hattenhauer) предлагает подробный обзор всего творчества Шерли Джексон в книге «Американская Готика Шерли Джексон» ( Shirley Jackson’s American Gothic , State University of New York Press, 2003).
Бернис Мёрфи (Bernice Murphy) составила сборник критических комментариев о произведениях Шерли Джексон под названием «Шерли Джексон: Эссе о литературном наследии» ( Shirley Jackson: Essays on the Literary Legacy , McFarland, 2005).
По словам литературного критика-феминистки Эллейн Шовальтер (Elaine Showalter), произведения Шерли Джексон являются важнейшими для литературы середины XX века , и им ещё предстоит получить достойную оценку современников. 4 марта 2009 года в подкасте , распространённом влиятельным деловым еженедельником The Economist , Шовальтер сообщила, что в настоящий момент Джойс Кэрол Оутс редактирует сборник произведений Шерли Джексон, который должен быть опубликован в рамках пользующейся большим уважением серии « Library of America ».
Примечания
- Год рождения писательницы установлен её биографом Джуди Оппенгеймер в 1988 году.
- Линемайя Фридман. «Социальное зло: „Лотерея“ Шерли Джексон». Twayne Publishers, 1975.
- Stanley Edgar Hyman. The Magic of Shirley Jackson. 1966.
- The Modern Weird Tale by S.T. Joshi, p. 261, McFarland, 2001, ISBN 0-7864-0986-X
- Shirley Jackson’s American Gothic by Hattenhauer, Darryl. State University of New York Press, 2003
- Powers, Tim. от 20 марта 2018 на Wayback Machine , Bennington Banner, December 1, 1976.
- от 22 октября 2021 на Wayback Machine .
- Prudom, Laura (англ.) . IGN (27 августа 2018). Дата обращения: 15 октября 2018. 16 октября 2018 года.
- . Дата обращения: 24 мая 2019. 29 января 2021 года.
- . Дата обращения: 24 мая 2019. 11 февраля 2021 года.
- . Дата обращения: 24 мая 2019. 27 июля 2018 года.
- . Дата обращения: 24 мая 2019. 20 сентября 2020 года.
- MarilynMansonVEVO. (8 октября 2009). Дата обращения: 24 мая 2019. 31 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 24 мая 2019. 18 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 24 мая 2019. 10 мая 2019 года.
- Сергей Алексеев . Призрак дома на холме // Если : журнал. — Москва: Любимая книга, 2011. — № 5 . — С. 254 . — ISSN .
Ссылки
- (англ.)
- 2020-05-12
- 2