Автостопом по галактике (серия романов)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Сага о ведьмаке» ( польск. Saga o wiedźminie ) — цикл книг польского писателя Анджея Сапковского в жанре фэнтези .
Первый рассказ цикла увидел свет в 1986 году , а последняя книга — в 2013 . Действие книг происходит в вымышленном Мире «Ведьмака» ( англ. Neverland или англ. The Continent ), напоминающем Европу времён позднего средневековья, где рядом с людьми существуют разного рода волшебные существа и чудовища.
Геральт из Ривии — один из последних « ведьмаков », бродячих охотников на чудовищ. В то время как первые книги цикла представляют собой сборники рассказов о приключениях Геральта, нередко сатирически обыгрывая фольклор и классические литературные сказки, сюжет последующих книг представляет собой более масштабную историю, построенную вокруг Геральта и его воспитанницы Цири , обладающей сверхъестественными способностями. По мотивам произведений сняты два сериала — польский (2002) и американский (2019) , и фанатский фильм « Полвека поэзии спустя »; выпущены компьютерные игры : « Ведьмак », « Ведьмак 2: Убийцы королей », « Ведьмак 3: Дикая охота » и Гвинт ; написана и поставлена рок-опера ; на родине писателя издавались комиксы о похождениях Геральта и других героев его саги.
Главным героем серии является Геральт из Ривии , ведьмак — наёмник, выполняющий заказы, связанные с уничтожением чудовищ , представляющих угрозу для жизни людей. В детстве он, как и другие ведьмаки, подвергался мутациям, из-за которых приобрел сверхчеловеческие боевые качества: повышенную силу, молниеносные рефлексы, ускоренный метаболизм, иммунитет к болезням, но при этом потерял возможность иметь детей.
Основная работа Геральта — за деньги уничтожать различных опасных существ, оказавшихся в его мире после так называемого «сопряжения сфер». Однако он не всегда готов бездумно выполнять заказы своих нанимателей. К примеру, он отказывается уничтожать разумных существ или драконов , так как они существовали ещё до сопряжения.
В соответствии с собственным кодексом поведения, он старается не участвовать в политических интригах королей и чародеев, однако в итоге оказывается вовлечён в сложный узел противостояния северных королевств и могущественной южной Нильфгаардской империи. Геральт пытается защитить свою приёмную дочь Цири (Дитя-Неожиданность), юную княжну разрушенного королевства Цинтры, предназначенную ему ещё до её рождения. Цири становится средоточием интересов влиятельных сил ( император Нильфгаарда , чародей Вильгефорц , Ложа чародеек, Дикая Охота или же Дикий Гон), так как её потомку предсказано решить судьбу мира. Получив от своих приёмных родителей (Геральта и его возлюбленной, чародейки Йеннифэр ) символические дары-умения: ведьмачье — владеть мечом; и чародейское — магией; перетерпевшая в дальнейшем тяжёлые испытания, Цири становится наряду с Геральтом главной героиней саги.
Хотя ни одна карта вселенной, созданная Сапковским, не была выпущена, фанаты создали несколько карт. По словам Сапковского, существующие карты «в основном точны», и он использует версию, созданную чешским переводчиком Станиславом Комареком.
Континент можно разделить на четыре региона. Северные королевства (где происходит большая часть саги) включают несколько крупных стран (Аэдирн, Каэдвен, Реданию и Темерию) и множество небольших герцогств и княжеств. Нильфгаардская империя занимает большую часть территории к югу от Северных королевств. Восточная часть Континента, такая как пустыня Корат, Зеррикания, Хакланд и Огненные горы, в основном неизвестна. В серии книг упоминаются заморские страны, с которыми торгуют Северные королевства, в том числе Зангвебар, Офир, Ханну и Барса.
Также отдельно написаны рассказы « Дорога без возврата » ( польск. Droga, z której się nie wraca ) ( 1988 ) и « Что-то кончается, что-то начинается » ( польск. Coś się kończy, coś się zaczyna ) ( 1992 ), не имеющие прямого отношения к циклу о Ведьмаке, но действие которых разворачивается в той же вселенной. В рассказе «Дорога без возврата» описываются предполагаемые родители Ведьмака, в частности его мать Висенна и возможный отец. В «Что-то кончается, что-то начинается» описана альтернативная, неканоническая концовка саги — Сапковский называет её «фанфиком на самого себя».
В 2018 году была издана книга « », написанная разными авторами, приурочена к 30-летию книги «Последнее желание».
Также в 2018 году в рамках варшавского фестиваля Comic-Con, который проходил с 20 по 24 апреля писатель Анджей Сапковский объявил, что работает над новой книгой серии «Ведьмак».
Название | Книга | Год |
---|---|---|
«Дорога без возврата» | «Дорога без возврата» | 1988 |
«Крупица истины» | «Последнее желание» | 1986 |
«Меньшее зло» | «Последнее желание» | 1986 |
«Вопрос цены» | «Последнее желание» | 1986 |
«Край света» | «Последнее желание» | 1986 |
«Последнее желание» | «Последнее желание» | 1986 |
«Сезон гроз» | 2013 | |
«Ведьмак» | «Последнее желание» | 1986 |
«Глас рассудка» | «Последнее желание» | 1986 |
«Предел возможного» | «Меч предназначения» | 1992 |
«Осколок льда» | «Меч предназначения» | 1992 |
«Вечный огонь» | «Меч предназначения» | 1992 |
«Немного жертвенности» | «Меч предназначения» | 1992 |
«Меч предназначения» | «Меч предназначения» | 1992 |
«Нечто большее» | «Меч предназначения» | 1992 |
«Кровь эльфов» | 1994 | |
«Час презрения» | 1995 | |
«Крещение огнём» | 1996 | |
«Башня Ласточки» | 1997 | |
«Владычица Озера» | 1998 |
Цикл «Ведьмак» относится к поджанру « постмодернистского » фэнтези — направления, заметно отступающего по общей стилистике от «канонов» жанра, заданных произведениями в поджанре «эпического» фэнтези, и представляющего собой более жёсткую и натуралистичную разновидность. Автор сохраняет традиционные для фэнтези декорации в стиле европейского позднего средневековья. Однако образ мышления персонажей, их психология, переживания и мотивации зачастую умышленно противоречат окружению, в которое они помещены авторским замыслом, и соответствуют скорее нашим современникам. То же самое касается поднимаемых в произведении проблем и вопросов, вполне актуальных для современного читателя: прогресс и плата за него, давление цивилизации на окружающую среду, столкновение цивилизаций, расовая нетерпимость , геноцид .
Мир произведения по своей структуре напоминает Америку после первой волны европейской колонизации. Полоса суши, тянущаяся вдоль западного побережья континента, уже в достаточной степени заселена и обустроена, коренное местное население («нелюди») — принуждено к ассимиляции, загнано в резервации и гетто , либо вытеснено в горы и другие малопригодные для жизни места. Однако на карте всё ещё остаётся множество «белых пятен» — даже доходящая до жителей Запада информация о человеческих культурах Востока носит крайне фрагментарный характер.
В этом мире действует множество фракций — народов, рас, государств, организаций и тайных обществ, борющихся за свои, зачастую корыстные, интересы, причём отношения между ними и главными героями саги отличаются нестабильностью — бывшие союзники легко превращаются во врагов, и наоборот. Главные герои постоянно оказываются между двух огней, будучи вынужденными делать выбор в ситуациях, когда правильного пути и верного выбора просто не существует.
Автор отказывается от чёткого разделения на «чёрное» и «белое», скорее рисуя картину своего мира в различных оттенках серого, при этом нередко прибегая к натуралистичному описанию «тёмных» сторон жизни, жестокости, насилия, ксенофобии. В заключительных книгах цикла чётко прослеживается антивоенная риторика, отнюдь, однако, не сводящаяся к пацифизму и непротивлению злу.
Представленные в мире произведения нечеловеческие расы — эльфы , краснолюды , (почему — см. «Бестиарий» Сапковского) — внешне соответствуют традиционным канонам фэнтези, однако их образы дополнены многими нехарактерными для жанра элементами. Так, эльфы — традиционно для фентези мудрые и доброжелательные долгожители — у Сапковского предстают как древняя, практически потерявшая способность к размножению и из-за этого вымирающая, раса самовлюблённых и высокомерных существ, по степени жестокости и ненависти к инородцам ничуть не уступающая людям, действия которой отличаются скорее изощрённым коварством, чем мудростью. Отряды эльфийских партизан-«белок» наводят ужас на крестьян, разрывающихся между страхом перед эльфами и страхом перед наказанием за помощь им.
В произведении присутствует ярко выраженная любовно-романтическая линия. Важная особенность — своеобразное чувство юмора, местами переходящее в отчётливую сатиру на злободневные проблемы современности. Автор широко использует традиционные мифологические и сказочные сюжеты, однако существенно переиначивает их, вплетая в канву повествования.
Писатель-фантаст Сергей Дяченко писал :
Сверхновой на небосклоне фэнтезийной славянской литературы вспыхнул Ведьмак Геральт, созданный Анджеем Сапковским. Очарование первой книги явилось нам в виде ярких образов и характеров, густого замеса фольклорных преданий, романтической старопольской архаики и писательской иронии! Хотя с каждой последующей книгой очарование тускнело и прибивалось пылью повторов, общее ощущение чего-то великого оставалось.
С 1993 по 1995 годы по произведениям Сапковского были выпущены 6 комиксов (сюжет Мацея Паровского, иллюстрации Богуслава Польха):
В 2011 году был выпущен комикс «Благо народа».
В 2014 году был выпущен комикс «Дом витражей».
В 2015 году выпущен комикс «Угрызения совести» — комикс, повествующий о судьбе Саскии, Ярпена после событий игры «Ведьмак 2: Убийцы Королей».
В 2015 году на свет появился комикс «Лисьи дети», который основан на 14-й и 15-й главах последнего романа — «Сезон Гроз», содержание которых было переосмыслено и, таким образом, оно становится самостоятельным от влияния книжного сюжета.
В 2017 году выпущен комикс «Проклятье воронов».
В 2021 выпущена первая часть серии «Плач ведьмы». Всего планируется четыре выпуска.
В 2001 году польское издательство MAG выпустило настольную ролевую игру « » ( польск. Wiedźmin: Gra Wyobraźni ) по мотивам цикла о ведьмаке.
В 2009 году симфо-рок группой « ESSE » поставлена рок-опера «Дорога без возврата» и снят одноимённый фильм-мюзикл по мотивам саги о ведьмаке.
В 2000 году российским издательством «Северо-Запад пресс» в серии «Перекрёсток миров» издан состоящий из двух томов роман « Осенний лис » писателя Дмитрия Скирюка . Главный герой произведения, изгнанный из своего рода валашский воин, маг и травник . В одной из глав появляется беловолосый персонаж по имени Геральт , ведьмак . Произведение несколько раз переиздавалось. В послесловии автора к первому изданию есть следующие слова: «Я благодарен польскому писателю Анджею Сапковскому за Геральта — ведьмака, и надеюсь, он (Сапковский) простит мне то, что я воспользовался готовым образом его героя в одном из моих рассказов (во всяком случае, в личном разговоре в Москве , на „ “, он против этого не возражал). Ведьмак в „Робком десятке“ так походил на Геральта, что мне всё равно попеняли бы столь явным сходством. Я мучился этой проблемой до тех пор, пока вдруг не понял, что это и есть Геральт, и всё сразу стало на свои места.»
В 1997 году польский разработчик компьютерных игр Metropolis Software взялись за создание компьютерной игры по неоконченной на тот момент серии «Ведьмак»; Хмеляж был поклонником книг, находился в хороших отношениях с Сапковским и получил у него разрешение на разработку — переписка велась в виде бумажных писем, поскольку Сапковский не пользовался электронной почтой. За лицензию на «Ведьмака» Хмеляж уплатил некую сумму, «разумную для Польши 1997 года»; получив деньги, Сапковский долго не отвечал на новые письма разработчика, а потом написал, что ему «наплевать» на игру. Хмеляж намеревался сделать «3D action-adventure » с моральными выборами, серьёзным взрослым сюжетом и проработанными характерами персонажей . Хотя Metropolis сделала раннюю версию игры, проект таких масштабов был не по силам для небольшой студии; ранняя альфа-версия страдала от многих технических проблем, а немецкое издательство TopWare Interactive , с которым студия вела переговоры, обеспокоилось, что книги Сапковского не настолько хорошо знакомы западным игрокам, чтобы убедить их купить новинку. В конечном счете проект был заморожен и так и не выпущен .
и его тогдашняя студияВ 2002 году «Ведьмаком» заинтересовалась другая польская компания — CD Projekt ; ранее эта компания открыла в Лодзе собственную студию CD Projekt RED и искала для неё подходящий проект. Сапковский вновь согласился продать права на «Ведьмака», попросив CD Projekt уладить возможный юридический спор с Metropolis; хотя компания предлагала ему процент от продаж будущей игры, писатель настоял на том, чтобы ему выплатили всю сумму сразу и целиком: он не верил в успех игры и считал, что если согласится на процент от продаж, то никаких денег не увидит. Он позже вспоминал, что CD Projekt принесла «большой мешок денег», и это было именно то, что он ожидал от адаптации: «большого мешка денег» . Адриан Хмеляж и представитель CD Projekt RED Себастьян Зелинский позже сообщали, что суммы не были такими уж большими — Сапковский получил 15 тысяч злотых от Metropolis в 1997 году и 35 тысяч от CD Projekt в 2002 .
В последующие годы CD Projekt RED последовательно выпустила три компьютерные ролевые игры : « Ведьмак » (2007), « Ведьмак 2: Убийцы королей » (2011) и « Ведьмак 3: Дикая охота » (2015). Каждая из этих игр последовательно получала все больший критический и коммерческий успех. Помимо этого в 2018 году также вышли коллекционная карточная игра « Гвинт: Ведьмак. Карточная игра » и её ответвление « Кровная вражда: Ведьмак. Истории » в жанре ролевой и карточной игры.
В конце октября 2022 года CD Projekt RED объявили о разработке ремейка игры 2007 года на движке Unreal Engine 5 .
В 2001 и 2002 году вышли полнометражный фильм и сериал « Ведьмак » режиссёра по сценарию Михала Шчербица ( польск. Michał Szczerbic ). Роль Геральта исполнил Михал Жебровский . Фактически фильм представлял собой сокращённую версию сериала.
И фильм и сериал получили негативные отзывы как критиков, так и фанатов книг Сапковского.
В 2017 году стриминговый сервис Netflix начал разработку телесериала по книгам о ведьмаке. Восемь серий первого сезона « Beдьмaкa » длительностью 1 чac каждая были сняты с 18 октября 2018 года по конeц мaя 2019 годa. Съёмки чacтично прошли в Бyдaпеште . Анджей Сапковский отказался курировать проект . Роль Геральта исполнил британский актёр Генри Кавилл , наиболее известный по роли Супермена в Расширенной вселенной DC . Первый сезон «Ведьмака» от Netflix вышел 20 декабря 2019 года и был встречен смешанными отзывами критиков (55 % рейтинга на Rotten Tomatoes ), имел хорошие рейтинги и был продлён на второй сезон ещё до выхода . Сам Анджей Сапковский воспринял сериал восторженно и откровенно расхваливал работу Генри Кавилла, выразив мнение, что его лицо должно остаться лицом Геральта навсегда в памяти народа .
В 2013 году в Польше опубликована книга «Ведьмачьи легенды» — сборник из 8 рассказов о «мире ведьмака» российских и украинских фантастов, среди которых: Андрей Белянин , Михаил Успенский , Мария Галина и другие; задуманный Войтеком Седенько и Павлом Лауданьским с ведома и одобрения, как утверждает издатель, самого Сапковского — хотя прежде писатель не давал разрешения на подобные книги. В 2014 году издательство «Эксмо» выпускает данную антологию на русском языке. В сборник входят рассказы, где действуют знаменитый ведьмак Геральт, его друг — бард Лютик, возлюбленная ведьмака — чародейка Йеннифэр, но наряду с ними в книгу вошли истории, события которых разворачиваются через несколько сотен лет после окончания саги, а некоторые и вовсе связаны с нашей реальностью. Антология позиционируется как книга-фантазия, дань уважения Анджею Сапковскому.