Гонкур, Жюль де
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдмо́н Юо́ де Гонку́р ( фр. Edmond Huot de Goncourt , 26 мая 1822 , Нанси — 16 июля 1896 , Шанрозе [ныне в черте , департамент Эсон ]) и Жюль Юо́ де Гонку́р ( фр. Jules Huot de Goncourt ; 17 декабря 1830 , Париж — 20 июня 1870 , там же), вместе известные в историографии как братья Гонку́р ( фр. frères Goncourt ) — французские писатели , одни из основоположников и главных представителей литературного натурализма .
Братья Гонкуры родились в семье провинциальных дворян. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие во всём и ко всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества. В их произведениях исчезает индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных талантов придаёт всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности побудили Гонкуров заняться сначала живописью . В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но всё-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Гонкуры сделались страстными собирателями художественных произведений и редкостей, превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, что Бурже называет « le goût du bibelot » («вкус безделушки»). Живя постоянно среди художественных реликвий умерших эпох, братья Гонкуры воспитали в себе особую остроту зрения, уменье понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой они и дебютировали в литературе этюдами бытовой и художественной жизни XVIII века .
Братья Гонкуры заложили основы натурализма и импрессионизма во французской литературе. Вершиной их творчества считается роман «Жермини Ласертэ» (1864) — жизнь служанки, её трагедия стали предметом исследований писателей. Предисловие к роману — один из первых манифестов зарождающегося натурализма.
Публика любит выдуманные романы; этот роман правдивое произведение. Она любит книги, герои которых делают вид, что вращаются в обществе; эта книга отражает улицу», «Пусть не ожидают найти обнаженную фотографию наслаждения; предлагаемый роман представляет клиническое исследование любви.
— Предисловие к первому изданию романа «Жермени Ласертэ»
После прочтения романа Гюстав Флобер в письме братьям Гонкур в 1865 году писал:
Книга сильная, увлекательная, она драматична, патетична, захватывает. Шанфлёри , кажется мне, превзойден. Больше всего восхищает меня в вашем произведении постепенность эффектов, психологическое нарастание. Жутко от начала до конца, а временами просто величественно. Последний эпизод (на кладбище) превосходит всё предшествовавшее и проводит как бы золотую черту под вашим произведением. Никогда ещё так прямо не ставилась великая проблема реализма. В связи с вашей книгой можно здорово поспорить о целях искусства.
Гонкуры разработали методику «клинического письма» — новую разновидность психологизма: «научное наблюдение» за скрытыми, часто постыдными сторонами внутренней жизни, которое проливает свет на внешние аналогичные поступки героев.
Гонкуры создали импрессионистский стиль, в котором смена мыслей вытесняется передачей мгновенных ощущений. Одним из решающих средств в создании этого стиля стал внесенный ими в литературу импрессионистский пейзаж.
С 1851 года братья вели общий Дневник (Memoire de la vie litteraire) , который Эдмон продолжил после смерти брата. Эти хроники представляют собой наполненный огромным историко-культурным материалом литературный памятник эпохи. А. Франс , отмечая, что этот «глубоко личный дневник является в то же время дневником сугубо литературным», писал: «Оба его автора, как бы слившиеся в единое целое, так истинно преданы своему искусству, до такой степени мученики его и жертвы, так поглощены им, что самые заветные их мысли принадлежат только литературе. Перо и бумага для них то же, что клобук и нарамник для принявших постриг . Вся жизнь их — это непрерывная работа, это наблюдение и поиски выразительных средств» .
Они выпустили несколько исторических монографий ( История французского общества в годы Революции , 1854 ; История французского общества в годы Директории , 1855 ; История Марии-Антуанетты , 1858 , и др.), книгу о своем друге, французском художнике « Поль Гаварни , человек и творчество» (изд. 1873 ).
По завещанию Эдмона де Гонкура, составленному в 1896 году , в 1900 году было учреждено Общество братьев Гонкур , и 21 декабря 1903 года вручена первая Гонкуровская премия .