Бретон, Андре
- 1 year ago
- 0
- 0
Андре́ Брето́н ( фр. André Breton ; 19 февраля 1896 , Теншбре , Франция — 28 сентября 1966 , Париж ) — французский писатель и поэт , основоположник сюрреализма .
Бретон родился 19 февраля 1896 года в нормандском городе Теншбре в буржуазной семье. Его отец некоторое время прослужил в канцелярии жандармерии , однако работа в государственном секторе была непродолжительной: вскоре он устроился в частную контору. У Андре не было братьев и сестер, поэтому, вполне предсказуемо, родители постарались дать единственному сыну классическое образование, открывающее дорогу к престижной и доходной профессии. Бретон окончил церковную школу, затем учился в одном из парижских коллежей, чтобы по окончании курса отправиться в Сорбонну , где стал студентом медицинского факультета.
В 1915 году юный врач был мобилизован: Первая мировая война вносила определённые коррективы в жизнь каждого француза. Уже на фронте Андре, служивший санитаром , познакомился с известным поэтом Гийомом Аполлинером . Эта встреча стала поистине судьбоносной для начинающего психолога Бретона: Аполлинер представил его Филиппу Супо , который впоследствии станет ближайшим соратником Андре. Луи Арагон , ещё один фронтовой товарищ Бретона, открыл для него творчество Лотреамона .
В 1919 году в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля», написанное с применением нового метода творчества — автоматического письма . Именно эта работа стала предвестником сюрреализма: многие элементы этого художественного направления проявились уже в 1919 году.
Вокруг Бретона сформировался кружок талантливых эпатажистов: Луи Арагон , Поль Элюар , Тристан Тцара . Начиная с 1920 года они стали устраивать шокирующие презентации своих работ, регулярные драки на банкетах, многочисленные скандалы. Буржуазная публика с опасениями следила за приключениями молодых поэтов. Так, в мае 1921 года Бретон представил парижской публике в галерее «Сан Парей» (« Au sans Pareil ») творчество Макса Эрнста (картины, коллажи, рисунки) — и сделал это в типично дадаистском духе. Представление проходило в подвальном помещении с выключенным светом, кто-то постоянно оскорблял присутствующих, Бретон то и дело зажигал спички, ( Ribemont-Dessaignes ) периодически кричал «капает на череп!», Арагон мяукал, Супо играл с Тцара в прятки, и т. д. Каталог выставки вышел с предисловием Бретона, а сам Макс Эрнст не смог приехать, так как ему не давали французскую визу.
Бретон отлично понимал, что стихийность и перманентное бунтарство не смогут стать фундаментом новой художественной платформы. После публикации первого Манифеста сюрреализма , состоявшейся в 1924 году , движение сюрреалистов обрело ясную программу, декларативно изложенную в документе, и вождя, которым стал Андре Бретон.
Затем последовал памфлет «Труп», в котором Бретон и товарищи радовались смерти Анатоля Франса , которого они называли «последним стариком французской литературы».
Лидерство Бретона приобретало всё более авторитарный характер: скандалы и склоки затронули сюрреалистический кружок. Группу покинули ближайшие соратники Бретона Роже Витрак и Филипп Супо. Однако творческая деятельность становилась все более продуктивной: в доме Бретона на улице Фонтэн было открыто Бюро сюрреалистических исследований, стали издаваться многочисленные сюрреалистические журналы. Идеи движения стали поистине интернациональными: кружки, подобные бретоновским, стали открываться в других европейских столицах.
Постоянная ротация состава, столь характерная для окружения Бретона, приносила свои плоды. Молодая кровь, казалось, придавала сюрреализму новые силы: место Арагона и Супо заняли Бунюэль и Дали .
Бретон принимал участие в политической жизни: в 1920-х годах он призывал сюрреалистов вступать во Французскую коммунистическую партию (членом которой был с 1927 года до исключения в 1933 году и последовавшего конфликта с Ильёй Эренбургом на Международном конгрессе писателей в защиту культуры в 1935 году), в 1930-х — встречался со Львом Троцким в Мексике , где они составили совместный манифест « За независимое революционное искусство » ( фр. Pour un art révolutionnaire indépendant ). По просьбе Троцкого за него его подписал Диего Ривера . Андре устраивает по всему миру выставки сюрреалистического искусства, в США представления были чрезвычайно успешны — многие искусствоведы утверждают, что поп-арт вырос из зерна, брошенного выставкой сюрреалистов 1942 года .
В 1935 году произошёл конфликт между Бретоном и советским писателем и журналистом Ильёй Эренбургом во время первого Международного Конгресса Писателей в Защиту Культуры, который открылся в июне в Париже. Бретон был оскорблён, вместе со своими коллегами-сюрреалистами, памфлетом Эренбурга, в котором среди прочего говорилось, что все сюрреалисты — «педерасты». Бретон дал Эренбургу несколько пощёчин на улице, из-за чего сюрреалисты были исключены из Конгресса.
Во время Второй мировой войны Андре Бретон жил в США , где продолжал литературное творчество, вступил в полемику с поддержавшим режим Франко Сальвадором Дали после того, как испанский художник заявил: «Сюрреализм — это я».
В 1946 году Бретон опубликовал во Франции множество своих работ, организовал ряд выставок. Все последующие годы он боролся за независимость движения от различных внутренних и внешних источников. Одновременно он с единомышленниками и после войны продолжал участвовать в леворадикальном движении, сотрудничая с рядом троцкистских групп, а также анархо-синдикалистами и платформистами из Анархистской федерации (носившей с 1953 года название Федерации либертарных коммунистов), отказываясь примыкать к какой-то одной стороне в многочисленных расколах и дроблениях. Бретон выступал активным противником колониализма , войн в Индокитае и Алжире , в частности, подписал « Манифест 121 », в котором известные французские интеллектуалы обличали подавление Францией освободительного движения в Алжире.
Андре Бретон умер 28 сентября 1966 года во время обострения болезни дыхательных путей. Похоронен на кладбище Батиньоль .
М. Яснов отмечает: «У Андре Бретона поэзия оказалась не самой сильной стороной творчества. Мощный организатор и теоретик движения, он куда убедительнее писал прозу и куда изысканнее — свои манифесты . В то же время, с точки зрения группы и её адептов, Бретон был наиболее значительным поэтом своего времени» .