Interested Article - Мономахов трон

«Мономахов трон» Царское место ( трон ) в Успенском соборе Московского Кремля .

История

Предание рассказывает о войне Владимира Мономаха с Византией , вследствие которой будто бы император отправил в Россию многих сановников и митрополита с троном (Царским местом), регалиями и утварями. Послы, прибыв к великому князю около 1116 года поднесли ему дары, а митрополит венчал его на царство. Легенда времен Российской империи гласила, что трон в Успенском соборе и есть именно тот самый трон, на котором сидел Мономах во время этого венчания. Константинопольский патриарх Иоасаф в 1561 году письменно подтвердил венчание Владимира. Карамзин говорит, что посольство было, только не от Константина Мономаха , а от Алексея Комнина .

Сегодня подтверждается документами, что царь Иван Грозный устроил Царское место ( престол ) в Успенском соборе в 1551 году . Оно располагалось под шатровой сенью. Узорчатая кровля (сень) стояла на четырёх столбах . Столбы сени стояли на фигурах четырёх животных: лев (лютый, скимент) , уена (зверя окрутное, без оберненья шеи — то есть гиена ) и два других назывались оскроганами . Они должны были обозначать таинственный смысл как самого трона, так и особенно смысл царского достоинства и сана . Рядом с царским местом находилась написанная по заказу царя икона « Благословенно воинство Небесного Царя ».

В Смутное время , возможно, в 1611 году, Царское место было разобрано. И. Е. Забелин предполагает, что по приказу Боярской Думы . При Романовых Царское место было восстановлено.

Описание

Дошедший до наших дней трон изготовлен из орехового и липового дерева; над ним прорезной балдахин (шатёр), поддерживаемый четырьмя искусно выточенными столбами, он был осенен двуглавым орлом . Шатер поддерживают четыре резных столбика, а вместо подножия у него четыре льва, также вырезанные из дерева (в древних описях собора их ошибочно именуют каменными). Царское место имело занавеси, которые задвигали, когда царь переоблачался в соборе.

Фриз , связывающий балдахин, покрыт со всех четырёх сторон надписями, извлеченными из Священного Писания. При входе на царское место, с восточной стороны, сделаны створчатые двери. На каждой дверце в кругах вырезаны по две надписи, заключающие в себе рассказ о войне Владимира Мономаха с греками.

Столбики трона поставлены на три панели, на каждой из которых вырезано по четыре барельефа , итого выходит 12 барельефов, которые иллюстрируют сюжеты известного памятника древнерусской литературы « Сказания о князьях Владимирских », повествующее о привозе на Русь царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Панели Мономахова трона
(раскрашенная копия в ГИМ)
Левый верхний рельеф Правый верхний рельеф Левый нижний рельеф Правый нижний рельеф








№ 1. Совет Владимира Мономаха
«со Князми своими», на котором
он рассказывает о храбрости
предков, получающих дань
с Царьграда .
№ 2. Великий князь Владимир
собирает «искусных» воевод
и назначает начальников
в войско .
№ 3. Войска великого князя
Владимира двигаются во
Фракию.
№ 4. Воеводы около фракийского
города.




№ 5. Воеводы великого князя
взяли в плен фракийцев.
№ 6. Войска возвращаются
«со многим богатеством».
№ 7. Войска Константина
Мономаха сражаются с врагами
— «с Персы и с Латыною».
№ 8. Константин Мономах
созывает совет и назначает
послов в Киев.




№ 9. Константин Мономах
«дает честныя дары» —
царские регалии — для
передачи князю Владимиру.
№ 10. Послы на корабле
отправляются в путь.
№ 11. Посланники из Царьграда
прибывают в Киев к великому
князю Владимиру и приносят
«честныи и ины многи дары
и прошаху у него мира».
№ 12. Митрополит Неофит,
прибывший из Царьграда,
венчает великого князя
Владимира Всеволодовича
царским венцом —
шапкой Мономаха .

По мнению исследователей в разработке замысла трона, несомненно, принимал участие наставник юного Ивана IV выдающийся деятель русской церкви XVI века, ныне прославленный как святой, московский митрополит Макарий . Изготовлен трон в России , очевидно, дворцовыми мастерами .

Копия конца XIX века находится в Историческом музее. Она сделана специально для Исторического музея и интересна тем, что представляет собой реконструкцию уникального памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи.

Значение

Интерьер Благовещенского собора с царским местом

Исследователь сакрального пространства Московской Руси Б. А. Успенский писал: «При этом „царское место“ в середине церкви, где совершается венчание, коррелирует с „царскими дверями“, ведущими в алтарь , перед которыми совершается помазание; следует отметить при этом, что наименование „царские двери“ в этот период — в отличие от периода более раннего — соотносится с Христом как Царём славы. Таким образом, два царя — небесный и земной — как бы пространственно противопоставлены в храме; иначе говоря, они находятся в пространственном распределении. Не случайно уже со времени Иоанна IV „царское место“ в московском Успенском соборе именуется „престолом“ — престол царя земного, расположенный посреди храма, очевидным образом коррелирует, опять-таки, с престолом Царя небесного, находящимся в алтаре» .

Каждое воскресенье русские цари стояли там, слушая службу. Пребывание царя на «царском» месте и митрополита (затем патриарха) в алтаре служило образом «симфонии властей» и «священной сугубицы» . После переноса столицы в Санкт-Петербург помазание на царство все равно совершалось на этом месте. Посягательство на него было равнозначно осквернению алтаря .

Екатерина II на Царском месте во время коронования

Забелин пишет о пасхальной службе:

Обряд царского лицезрения оканчивался выходом государя к утрене, всегда в Успенский собор. Сам государь и все чины до последнего в это время были в золотных одеждах. У кого не было такой одежды, того не пускали и в собор. Во время заутрени, после хвалитных стихер, государь, по обычаю, прикладывался к евангелию и образам и «творил целование во уста» с патриархом и с высшими духовными властями, а прочих жаловал к руке, при чём тем и другим жаловал также красные яйца. Бояре и все чины, которые были в соборе, также прикладывались к святыне, подходили к патриарху, целовали его руку и получали либо золоченые, либо красные яйца: высшие — по три, средние — по два, а младшие — по одному яйцу. Похристосовавшись с духовенством, государь шествовал на своё царское место у южных дверей собора, на котором жаловал к руке и раздавал яйца боярам и всем чинам до последнего. Яйца государь раздавал гусиные, куриные и деревянные точеные, по три, по два и по одному, смотря по знатности лиц. Эти яйца были расписаны по золоту яркими красками в узор, или цветными травами, «а в травах птицы и звери, и люди» .

Петру I при подготовке к коронации Екатерины I в 1724 году предложили убрать из собора Мономахов трон. Он ответил « Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские Государи, на нём стояли ». Трон был оставлен, с него сняли дверцы (позднее они были возвращены на место), внутри его обложили золотой парчой, а верх украсили золотой бахромой.

К коронации Николая II в ходе реставрационных работ Успенского собора были проведены работы по очистке от старых слоёв лака барельефов Мономахова трона, что нашло своё отражение в специально изданном отчёте Коронационной комиссии.

В современной истории

В 1992 году вице-президент Александр Руцкой привёл в Успенский Собор юного Г. М. Гогенцоллерна-Романова и попытался провести его на Царское место. Этому воспротивилась пожилая музейная служительница, и он сказал ей: «Это наш будущий Царь» , на что она ответила: «Вот когда будет, пусть идёт», так что претенденту не удалось посидеть на Царском месте .

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Забелин И. Е. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». М. , 1990, с. 239
  3. . Дата обращения: 13 декабря 2018. Архивировано из 12 апреля 2016 года.
  4. Б. А. Успенский. «Царь и Патриарх. Харизма власти в России». М., 1998, с. 22
  5. . Дата обращения: 13 декабря 2018. 1 февраля 2014 года.
  6. . Дата обращения: 13 декабря 2018. 27 октября 2019 года.
  7. Снегирёв И. М. Успенский собор в Москве. — М. : Тип. А. Семёна, 1856. — С. 25.
  8. Дорофеев В. П. Успенский собор в Москве. Собрание фототипических снимков, издаваемых по случаю совершившегося обновления Успенского собора. — М. , 1896. — С. 16.

Литература

Источник —

Same as Мономахов трон