Беньямин, Эмилия
- 1 year ago
- 0
- 0
Элиезер бен-Илия Ашкенази (1512—1585) — египетский талмудист , раввин , врач и учёный, распространявший в Европе своё философское учение, имевшее египетские корни . Учредил погребальное братство в Праге (« хевра каддиша ») .
Родился в 1512 году в семье, происходившей из Германии (« ашкенази »). Сын некоего Илии («бен-Илия») и родственник Иосифа Колона . Образование получил y каббалиста Йосефа Тайтацака в Салониках , где был товарищем Моисея Алшеха и где изучал философию и физику.
Сначала он занял место раввина, вероятно, в Фустате (Египет), где благодаря учёности и богатству быстро получил известность .
Обстоятельства заставили его покинуть Египет и уехать на Кипр , где два года был раввином в Фамагусте . Отказавшись затем от должности, он отправился в путешествие: сначала в Венецию , однако ссора с раввинами Меиром Падуа и его сыном заставила его переселиться в другой город. Будучи в Венеции, вынес решение , по которому можно понудить мужа дать развод, если он безнравственным поведением восстановил против себя жену . Это решение, по всей вероятности, и было причиной вражды к нему вышеупомянутых венецианских раввинов.
Переселившись в Прагу (1561), он стал первым раввином, подписавшим постановление об учреждении погребального братства . Покинув Богемию и направляясь дальше на Восток вплоть до Крыма , он вернулся в Италию не ранее 1570 года. В Кремоне издал сочинение «Josef Lekach» (комментарий на Эсфирь ).
В 1574 году принял раввинский пост в Познани . Такие учёные, как Иосеф Каро , Моисей Иссерлес и Соломон Лурия , считали его равным себе; когда решения старых раввинов находились в противоречии со здравым смыслом, Ашкенази никогда не прибегал к софизмам для объяснения правильности их взглядов, как практиковалось особенно в Польше.
В 1584 году переселился в Краков . Существовал запрет роше-иешивот (глав академий) ученикам учреждать новые академии в близком расстоянии от их собственных, но Aшкенази отказался подчиниться требованию; в письме к Иосифу Гершон , краковскому «рош-иешиве», он указывает, что, хотя постановление польских раввинов и основано на авторитете Маймонида , оно, однако, не соответствует свободе учения в раввинской среде. В последовавшем ответе краковский раввин Иосиф Гершон подробно отстаивал точку зрения Маймонида.
Умер в Кракове 13 декабря 1585 года . Похоронен на Старом еврейском кладбище .
В несохранившемся суперкомментарии к Нахманиду , известном по цитатам, у Элиезера Aшкенази встречаются оригинальные мысли: он, например, утверждал, что рассказы Талмуда и Мидрашей принадлежат к области вымысла, написаны для нравственного назидания и поучения; то же самое можно сказать, продолжал он, и про материалы пророческих книг ( Невиим ), за исключением Пятикнижия и агиографов ( Ктувим ) .
На вопрос, почему небесные светила при миросотворении были созданы в четвёртый день, отвечал, что до этого дня были вызваны к жизни существа, не одарённые зрением .
Порицал приёмы некоторых комментаторов, которые во вступлении к объяснениям библейского или агадического текста предварительно указывали на несообразности в данном рассказе и, нагромождая, таким образом, вопросы на вопросы, старались толкованием сгладить все шероховатости. Ашкенази не одобрял этого метода, так как не все поставленные вопросы находили удовлетворительное разрешение в предложенном автором объяснении, так что слушатель или читатель часто сожалел, что y него возникли подобные вопросы.
Едва ли он повлиял на последующие поколения евреев, но сама его личность была необычайна для его эпохи. ЕЭБЕ называет его «последним из могикан наиболее блестящего периода в истории сефардов ». В то время как в Германии и Польше запутанная диалектика Якова Поллака пользовалась успехом, когда в Египте и Палестине мистицизм Исаака Лурии стал смущать людей, Элиезер Ашкенази сохранил полную независимость мысли.
Йосеф Дельмедиго , применив к Aшкенази следующие стихи: «Ты привёз виноградную лозу из Египта, прогнал язычников и насадил её» ( Пс. ) , отмечал, что Элиезер Aшкенази остался непонятым поляками .
Его суперкомментарий к Нахманиду и критические заметки — до одной тысячи — к сочинению Иосефа Kapo « » не сохранились .
Сын Ашкенази, Илия, издал сборник молитв «Zibche Schelamim» и написал элегию на смерть отца; элегия эта помещена на могильной плите Элиезера Aшкенази .