Interested Article - Синергия (богословие)
- 2020-01-08
- 1
Синерги́я, синерги́зм ( греч. συνεργός , лат. cooperatio «сотрудничество, согласованное действие») — концепция в христианском богословии, согласно которой спасение достигается при помощи сотрудничества между божественной благодатью и свободой человека . Противоположной концепцией является монергизм , распространённый в раннем протестантизме и восходящий к учению Аврелия Августина . Августин отрицал возможность всякого содействия, в противоположность учению пелагианства и полупелагианства , согласно которому вера есть акт человеческой воли :
В пылу полемики с учением Пелагия Августин сформулировал доктрину о суверенности благодати в том ригористичном виде, который известен как учение о предопределении святых и предосуждении грешников; именно в этом пункте мнение Августина содержит наибольшее число спорных положений и должно корректироваться суждениями других отцов Церкви, выработавших доктрину о синергии (прежде всего св. Иоанна Кассиана ).
— // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 93-109. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
В православии
Синергизм — это совместное действие (взаимодействие) Бога и человека в деле спасения человека. Человеку невозможно спастись без Бога, и Богу невозможно спасти человека без воли самого человека. Термин «синергизм» вошёл в богословие XVI веке в дискуссиях между католиками и протестантами по вопросу спасения, , а затем пришёл в православие [ источник не указан 3215 дней ] . Подобная дискуссия велась ранее в неразделённой церкви, в IV-V веках, между Августином и Пелагием , причём их спор был решён [ уточнить ] Иоанном Кассианом в духе синергизма. [ источник не указан 3914 дней ]
В протестантизме
Взглядов Августина придерживался и Лютер , но Меланхтон и его последователи признавали волю искони присущею человеку способностью содействовать божественной благодати ; это учение перешло и в лейпцигский интерим (см.), его же придерживался В. Штригель ; лишь после того, как в Лейпциге в своем сочинении «De libero arbitrio» ( 1555 ) также примкнул к этому учению, Амсдорф и Флациус в Йене возбудили в 1558 г. так назыв. «синергистический спор». Жители Виттенберга приняли сторону Пфеффингера, но герцогский двор официально отверг учение синергизма (в так назыв. «Konfutationsbuch», 1559 ); защитники его, Штригель и , были посажены в тюрьму (в 1559 г.). В 1560 г. на диспуте в Веймаре Флациус объявил, что первородный грех есть сущность человека. Спор закончился составлением формулы конкордии . В XIX веке Лютеранство вновь приблизилось к синергизму, с той оговоркой, что содействие человека при исправлении происходит не с помощью его естественных сил, а с помощью сил, дарованных ему благодатью.
Примечания
- . Дата обращения: 21 апреля 2013. Архивировано из 17 октября 2007 года.
- . Дата обращения: 21 апреля 2013. 14 мая 2021 года.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-01-08
- 1