Критика Википедии
- 1 year ago
- 0
- 0
Библейская критика — рациональные методы и суждения, применяемые для изучения текста Библии с целью установления оригинального текста, авторства и времени написания, установления литературных особенностей текста . Различные направления библейской критики (текстуальная критика или библейская текстология , историко-литературная критика или критика источников, историческая критика, литературная критика) рассматриваются в качестве отдельных дисциплин исагогики .
Выделяют четыре основных направления библейской критики :
Библейская критика появилась как отрасль богословия. В иудаизме её представителями были Филон Александрийский , Хиви аль-Балхи ( ) и Авраам ибн Эзра . Если Филон защищал истинность библейского вероучения путём аллегорического толкования спорных мест, то Хиви и ибн Эзра часто выступали со скептических и неортодоксальных позиций.
В христианстве библейская критика появилась в самые ранние времена его существования, одновременно с формированием библейского канона . Зачинателем библейской текстологии в христианстве был Ориген , который в своём масштабном труде «Гексапла» («Гексаплы») впервые сличил еврейские «оригиналы» Ветхого завета с несколькими (греческими) переводами и предложил собственную (греческую) его редакцию. Другими первохристианскими библейскими критиками были Дионисий Александрийский , Августин Блаженный , Иероним Стридонский .
В эпоху раннего Средневековья христианская библейская критика пришла в упадок. На западе её возродителем выступил Абеляр , признавший роль автора и исторических условий в написании священных текстов .
Начало нового периода в истории библейской критики произошло в эпоху Реформации , когда протестанты и католики использовали Библию для защиты своих учений. Протестантский анализ Писания впервые представил Мартин Лютер , а антипротестантский — монах Ришар Симон .
Бенедикт Спиноза подверг сомнению Моисеево авторство Пятикнижия . Первым такие сомнения высказал Авраам ибн Эзра , живший на рубеже XI—XII веков. Спиноза развил его идею и применил подобную критику с целью выяснения авторства к другим книгам Библии в « Богословско-политическом трактате » (1670 г.) .
Ряд исследователей считает, что историчность Исхода археологическими данными не подтверждается .
В XVIII веке протестант X. Б. Виттер и католик Ж. Астрюк по отдельности друг от друга выдвинули предположение, что в основе Пятикнижия находится несколько источников. Эта гипотеза в дальнейшем развивалась другими исследователями, из которых наиболее известны К. Г. Граф и Юлиус Велльгаузен . В итоге их исследований была сформулирована в частности Документальная гипотеза происхождения Пятикнижия. Согласно этой гипотезе в основе Пятикнижия лежат четыре источника, которые постепенно развивались в разных традициях (J, Е, D и Р) .
Подобным образом изучалось происхождение и книг Нового Завета. Так, в результате изучения происхождения Евангелий сформировалась гипотеза происхождения Евангелий от Матфея и от Луки от источника Q (наряду с Евангелием Марка) . Q-источник называют также логиями Иисуса. Намек на существование этого источника многие исследователи усматривают в свидетельстве Папия , который сообщил, что евангелист Матфей записал речения Иисуса на еврейском (или, возможно, арамейском) языке, и позднее они вошли в версию Евангелия на греческом .
Первым предположил, что авторы, писавшие Евангелия от Матфея и от Луки, использовали логии Иисуса (помимо Евангелия от Марка), Шлейермахер . В дальнейшем эта гипотеза была обоснована протестантским теологом Хольцманном. Сейчас она называется теорией двух источников и является наиболее распространённой теорией происхождения синоптических Евангелий . Гипотеза источника Q является её частью.
Особое место в истории библейской критики занимают попытки различных авторов интерпретировать Новый Завет вне веры в сверхъестественное и вне традиционной церковной доктрины. Первым рационалистом, который отрицал сверхъестественное откровение в Новом Завете, был Герман Реймарус . Свои идеи он изложил в труде «Апология, или оправдательное сочинение Богопочитателя, опирающегося на разум». Этот труд не публиковался при жизни автора. И только после его смерти были опубликованы отрывки этого труда под заголовком «Фрагменты вольфенбюттельского Анонима». В этом труде впервые была предпринята попытка на основании евангельских историй рассматривать Иисуса Христа как человека без божественной природы .
Спорным вопросом современной историографии раннего христианства был вопрос историчности Иисуса Христа . В вопросах соответствия так называемого «догматического Иисуса» реально существующему «историческому Иисусу» существовали разные взгляды, от полного отождествления до полного отрицания существования Иисуса Христа как реальной личности.
В рамках либерального направления в протестантизме сформировались два основных направления в неортодоксальной историографии: мифологическая школа и историческая школа. Как самостоятельные школы они сложились в конце 19 — начале 20 века на почве идей авторов книг об Иисусе Христе Давида Штрауса и Эрнеста Ренана , а также идей представителей Тюбингенской школы . Представители этих школ поставили своей целью отделить исторические факты от наслоений мифов и «очистить» образ Иисуса от всего сверхъестественного . Позднее это направление развивали такие теоретики либеральной теологии как Альбрехт Ричль и Адольф Гарнак , отказавшиеся от догмата о богочеловечестве в его традиционной форме . Завершил эту эпоху поисков исторического Иисуса Альберт Швейцер , создавший труд о поисках исторического Иисуса под названием «От Реймаруса до Вреде».
Результатом поисков исторического Иисуса некоторыми исследователями стало заключение, что историческими методами обнаружить действительный образ Иисуса практически невозможно, и что евангельские сказания отражают лишь верования христиан апостольской церкви [ источник не указан 3834 дня ] .
Либерально-протестантская школа экзегезы открыла путь для развития «мифологической теории» Историческое существование Иисуса, с точки зрения Давида Штрауса , предстает в Новом Завете настолько закрытым мифами, что может рассматриваться как несущественное для христианства. Представители мифологической школы стали рассматривать Иисуса в качестве мифической личности, а не исторической .
Идеи мифологической школы в 20 веке получили наибольшую популярность в среде протестантов Германии. Большую популярность получили книга Артура Древса «Миф о Христе», которая только в Германии к 1924 г. выдержала 14 изданий. Книга была переведена на многие языки, в том числе и на русский, но в дореволюционной России она не увидела света: по решению царской цензуры перевод был сожжен .
В соответствии с методологическим указанием В.И. Ленина работы Древса с купюрами неоднократно издавались в СССР в 20-х годах как произведения, частично отвечающие задачам советской антирелигиозной пропаганды.
«Миф о Христе» оказал существенное влияние на советскую историографию раннего христианства и на формирование взгляда на данную проблему ряда советских ученых, сделав их приверженцами мифологической теории происхождения христианства. Аргументация Древса против историчности Иисуса Христа была в дальнейшем повторена и поддержана такими его советскими последователями как: Н. В. Румянцев , А. Б. Ранович , Р. Ю. Виппер , С. И. Ковалёв , Я. А. Ленцман , И. А. Крывелев . В Советском Союзе авторы рассматривали вопрос происхождения христианства и историчности Иисуса в тесной связи с концепциями научного атеизма и учения Маркса и Ленина о социальной сущности христианского учения. В 30-40-е годы 20 века мифологическая школа безраздельно господствовала в советской исторической науке. Находка кумранских рукописей и других манускриптов способствовали практическому отмиранию советской мифологической школы .
Немецкий протестантизм накануне прихода к власти нацистов находился под сильным влиянием националистических и антисемитских идей. Получили распространения расовые идеи Чемберлена об арийцах и евреях, поднимался вопрос о национальном происхождении Иисуса Христа , популяризировались идеи о принадлежности Иисуса к арийской расе. Реформы в немецком протестантизме рассматривались как продолжение реформ Лютера , его книга « О евреях и их лжи » использовалась нацистами для оправдания антисемитизма. В 30-е годы 20 века представители религиозного движения « Немецкие христиане » в результате церковных выборов полностью захватили власть в Немецком евангелическом церковном союзе. Они провозглашали идеи о мифичности традиционного образа Иисуса Христа, отображенного в Новом Завете, настаивали на необходимости отбросить всё «семитское» в Библии, включая Ветхий Завет, представляли Иисуса в образе арийца Позже они способствовали одобрению нацистских расовых законов, «нового немецкого порядка» и сотрудничеству с Гитлером .
В XX — начале XXI вв. аргументы в пользу неисторичности Иисуса высказывают такие американские и британские историки и филологи, как Джордж Альберт Уэллс ( англ. George Albert Wells ) , Эрл Доэрти ( англ. Earl Doherty ) , Д. М. Мёрдок (Acharya S), Тимоти Фрик ( англ. Timothy Freke ) и Питер Гэнди ( англ. Peter Gandy ) , такие теологи, как Роберт Прайс ( англ. Robert M. Price ) и Томас Томпсон ( англ. Thomas L. Thompson ) , математик и логик Бертран Рассел .
Идеи демифологизации в библеистике разрабатывались в рамках рационализма и либерально-протестантской теологии . При этом к мифу в Библии относили все, что не находило научного объяснения. Но рационалисты рассматривали миф как простой вымысел, отражающий донаучное мышление, а либеральные экзегеты — как глубокую символику религиозно-нравственного характера . Штраус считал вымыслом все, что имело мессианский характер или выходило за пределы научно познаваемого .
Результатами подходов либеральной школы богословия к исследованию библейских текстов стали подрыв понимания Писания как прямого откровения со стороны Бога и отказ от буквального понимания библейского текста в пользу аллегорического. . На этом основании отвергнуты были основополагающие христианские доктрины: учения о Троице , божественности Иисуса Христа, боговоплощении и непорочном зачатии, смерти Иисуса на кресте во искупление человеческих грехов, его телесное воскресение , реальности чуда Пятидесятницы и других чудес , а также учения о сотворении Богом мира и человека, грехопадении и первородном грехе .
По мнению Карла Барта , который отказался от позиций школы либеральной теологии , либеральный подход к библейским исследованиям — это новая форма идолопоклонства , и что в действительности «Слово Божье воспринимается во всей глубине только верой, которая пробуждается в человеке Богом» .
В ответ на поиски либеральной школы теологии Рудольф Бультман в рамках школы неоортодоксии ( диалектическая теология ) предложил осуществить такую «демифологизацию» Нового Завета, которая отделит « керигму » (ядро, основу благовестия) от « мифа » (не относящихся к сути благовестия элементов, связанных с историческим восприятием людей) . «Если старые либералы использовали критику для упразднения мифологии Нового Завета, — писал он, — наша цель сегодня использовать её для того, чтобы истолковать эту мифологию» . Эту мифологию он истолковывал в терминологии экзистенциальной философии . Бультман так и назвал свою герменевтику «демифологизацией, то есть экзистенциальной интерпретацией Нового Завета» .
Программа демифологизации, которую предложил Бультман, имела апологетический характер и создавалась с целью сделать откровение доступным современному человеку и соответствующим современной науке. Программа демифологизации Бультмана коснулась вопроса о месте откровения в меняющейся человеческой культуре . Бультман использовал метод критики форм. Идея заключалась в том, что между смертью Иисуса и появлением евангелий высказывания Иисуса и рассказы о нём распространялись устно или через не сохранившиеся тексты. При этом на формирование христианской традиции оказывали влияние реалии ранних христиан. Бультман стремился вычленять в евангелиях единицы текста ( перикопы ) и в соответствии с их жанрами находить их функцию («место в жизни») в ранних христианских общинах .
Большинство исследователей приняли основное положение Бультмана о том, что евангелия приобрели окончательную форму под влиянием ранней христианской общины . Консенвативные оппоненты Бультмана, однако, критиковали вывод, что духовная традиция, которая легла в основу Нового Завета, оказывалась результатом творчества общин, так что узнать о реальном Иисусе возможным очень мало . Критика форм стала отдельной школой, и этот метод применяется как к Новому, так и к Ветхому завете .
{{
citation
}}
:
Неизвестный параметр
|lastauthoramp=
игнорируется (
|name-list-style=
предлагается) (
справка
)
{{
citation
}}
:
Неизвестный параметр
|lastauthoramp=
игнорируется (
|name-list-style=
предлагается) (
справка
)