Interested Article - Эльсхаймер, Адам

А́дам Э́льсхаймер , Э́льсхеймер , Э́льсгеймер ( нем. Adam Elsheimer ; 18 марта 1578 , Франкфурт-на-Майне 11 декабря 1610 , Рим ) — немецкий живописец , рисовальщик и гравёр , один из влиятельных художников эпохи северо-европейского барокко (наряду с Иоганном Лиссом ) . Более известен как романист , пейзажист , и мастер « ночных сцен ».

Биография

Адам Эльсхаймер родился во Франкфурте-на-Майне, в центральной Германии, был одним из десяти детей портного. Ученик . Испытал в юности значительной влияние нидерландских живописцев, эмигрировавших из Нидерландов в протестантскую Германию: Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха .

Посетил Страсбург в 1596 году. Затем работал во Франкфурте . С 1598 года — в Венеции, где усвоил традиции венецианской ведуты (городского пейзажа). В 1600 году переехал в Рим . Был дружен с Питером Паулем Рубенсом и Паулем Брилем .

В Риме Эльсхаймер усвоил традиции романизма (увлечения иностранных художников изображениями античного и современного Рима). Он писал римские пейзажи на небольших медных пластинах. Своей необычайно тонкой, «ювелирной» манерой письма и изысканной техникой с эффектами светотени он, в свою очередь, оказал влияние на Карло Сарачени , голландских романистов и, в определённой мере, на Рембрандта . Его последователем в этом жанре был Мозес ван Эйтенбрук .

Эльсхаймер оставил немного картин, которые тем не менее высоко ценились ещё при его жизни художниками и коллекционерами, особенно за мастерство тончайшей разработки эффектов освещения из скрытых источников света в жанре «ночных сцен». Однако в начале XX века в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона приведена поверхностная, типичная для того времени, характеристика творчества художника: « Картины Э. ещё недавно мало ценились любителями искусства и только в последнее время возбудили интерес к себе и стали быть разыскиваемы для музеев » . И далее:

« Писал преимущественно небольшие, тщательно оконченные картины на темы из священной истории и мифологии, давая в них одинаково важную роль и человеческим фигурам, и пейзажу, и стремясь точно воспроизводить разнообразные эффекты красок, воздушной перспективы и света. Кроме пейзажей с фигурным, иногда очень обильным стаффажем, из-под его кисти изредка выходили картинки, изображающие сцены в закрытых помещениях, с красиво разыгранным освещением. Старание Э. передавать впечатления природы точно и поэтично при тесной связи пейзажных мотивов с фигурами было новизной в тогдашней живописи, а потому этот мастер не замедлил обратить на себя необыкновенное внимание в кругу римских художников и, заняв среди них видное место, оказал большое влияние как на многих из их числа, так и на посещавших Рим нидерландских живописцев, а через них и на голландскую школу XVII столетия »

« Бегство в Египет »

Бегство в Египет . 1609. Медь, масло. Старая пинакотека , Мюнхен

Адам Эльсхаймер является одним из первых художников, точно и даже педантично передавших особенности ночного неба . С большой вероятностью можно сказать, что 16 июня 1609 года около 21.45 он наблюдал в окрестностях Рима звёздное небо в подзорную трубу. Свои наблюдения он запечатлел в картине « Бегство в Египет », которая находится в мюнхенской Старой пинакотеке . Это выяснили в 2005 году специалисты Немецкого музея в Мюнхене . Луна и звёзды Млечного Пути , изображённые на картине, в точности соответствуют их видимому расположению на широте города Рима.

«Пожар Трои»

Пожар Трои . Ок. 1600. Медь, масло. Старая пинакотека , Мюнхен

В этой картине небольшого формата, написанной на медной доске, представлена сцена бегства Энея с семьёй из захваченной и пылающей огнём Трои по мотивам эпической поэмы « Энеида » Вергилия . В ночной мгле, озарённой факелами в руках спасающихся беглецов, можно различить очертания крепости, храмов, деревянного коня греков. Поразительный драматический эффект достигнут мерцанием, вспышками тревожного света в чёрной непроглядной тьме, охватившей землю. Особенностью пейзажей Эльсхаймера является иллюзия огромной протяжённости пространства, возникающая от тесного сопоставления ближнего и дальнего планов. Так, захватывает своей грандиозностью усеянное звёздами небо с пролетающей кометой, отразившееся в глади реки, бескрайнее, бездонное, раскинувшееся над уснувшей землёй, над маленькой группой греющихся у костра людей на берегу. Уютный мирный огонь, светящийся во тьме, и холодное свечение звёзд в вышине сопоставлены и прочувствованы в своей особенной красоте великого и малого, конечного и вечного. Благодаря светотени Эльсхаймер достигает редкого живописного единства и поэтического настроения в своих произведениях.

В Санкт-Петербургском Эрмитаже хранятся три картины Эльсхаймера: «Святой Христофор», «Лес» и «Посмеяние Цереры», однако их атрибуция (в особенности двух последних) находится под вопросом.

Галерея

Примечания

  1. , с. 553; , с. 223–224 и др..
  2. , с. 363.
  3. // Элоквенция — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 8—9. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 49).
  4. / Rüdiger Klessmann // Neue Deutsche Biographie : [ нем. ] : in 28 Bd. / hrsg. von der Historischen Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. — Berlin : Duncker & Humblot, 1985. — . — S. 688–690. — XV, 784 S. — OCLC .

    L. war nach Adam Elsheimer der bedeutendste deutsche Barockmaler, der — wie dieser — sein Hauptwerk in Italien geschaffen hat.

  5. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 213
  6. , с. 555.
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Литература

Очерки жизни и творчества
Словари и энциклопедии
  • Власов В. Г. Эльсхаймер Адам // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 553, 555. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
  • Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 20, 21, 223–224. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1 . — OCLC .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1904. — Т. XLa. — С. 687.
  • / А. Н. Донин // Шервуд — Яя. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 363. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6 .
  • Bellini P. Dizionario della stampa d'arte : Calcografi, silografi, litografi, stampatori, editori, movimenti artistici, scuole regionali e naz., riv. ill., tecniche : [ итал. ] / Paolo Bellini. — Milano : Vallardi, 1995. — P. 187. — IX, 769 p. : ill., ritr. — ISBN 88-11-91710-7 . — OCLC .
  • / Ernst Holzinger // Neue Deutsche Biographie : [ нем. ] : in 28 Bd. / hrsg. von der Historischen Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. — Berlin : Duncker & Humblot, 1959. — . — OCLC .
Справочные указатели
  • Freitag W. M. : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. . — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 3227–3236. — ISBN 0-8240-3326-4 . — LCCN . — OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Эльсхаймер, Адам