Иммерсел, Йос ван
- 1 year ago
- 0
- 0
Йос ван Клеве , настоящее имя Йос ван дер Беке ( нидерл. Joos van Cleve, Joos van der Beke ; 1485, Везель — ок. 1540, Антверпен ) — нидерландский живописец . Член большой семьи художников из Антверпена эпохи Северного Возрождения . Художник- романист , он обогатил традиционную нидерландскую школу живописи новыми влияниями .
Одним из основоположников художественной семьи был Виллем ван Клеве Старший из Антверпена, который стал членом местной Гильдии Святого Луки в 1518 году . Сыном Виллема был Йос ван Клеве по прозванию Йос ван дер Беке (1485— ок. 1540), родившийся в городе Везель в Северной Германии. Второй сын Виллема Старшего — живописец Мартен ван Клеве Старший (ок. 1527—1581). В семье Виллема Старшего были ещё два сына, оба художники: Хендрик ван Клеве Третий и Виллем ван Клеве Младший .
Сын Йоса ван Клеве — Корнелис ван Клеве (1520—1567) — живописец, работал в Антверпене и в Англии. Во время проживания в Англии Корнелис заболел психическим заболеванием, и поэтому его называли «Безумный Клиф» (Sotte Cleef) . Сын Мартена Старшего — Мартен ван Клеве Младший (ок. 1560—1604) — также был живописцем. Многие произведения члены семьи выполняли, как это было принято в Нидерландах того времени, совместно. Под фамилией ван Клеве известны и другие художники, но их родственные связи недостаточно ясны .
Предположительно Йос ван Клеве мог родиться в городке под названием Клеве , Северный Рейн-Вестфалия , Германия, от которого и произошло его прозвание, а его настоящее имя: ван дер Беке (или Бек). Он начал своё художественное обучение около 1505 года в мастерской вместе с Бартоломеусом Брейном Старшим . Ван Калькару он помогал в росписи главного алтаря Николаикирхе в городке Калькара , Северный Рейн-Вестфалия (1506—1509).
Считается, что Йос ван Клеве переехал в Брюгге между 1507 и 1511 годами, поскольку ранний стиль его живописи аналогичен стилю школы Брюгге. Позднее он переехал в Антверпен, а в 1511 году стал свободным мастером aнтверпенской Гильдии Святого Луки . Он был «со-дьяконом» гильдии в течение нескольких лет.
Поскольку нет никаких записей о его пребывании в Антверпене между 1520 и 1534 годами, вполне возможно, что он отправился в путешествие, направляясь, в частности, в Италию , посетил Геную , где написал алтарь для церкви Санта-Мария-делла-Паче, ныне находящейся в Лувре . Затем он посетил Германию, Францию , о чём свидетельствуют его картины и должность художника при дворе короля Франциска I в Фонтенбло , и Англию.
В 1528 году он купил у родителей жены дом в Антверпене. Из сохранившихся документов следует, что он был ещё жив 10 ноября 1540 года и умер в Антверпене 4 февраля 1541 года .
Йос ван Клеве был одним из главных создателей новой антверпенской школы живописи , которую благодаря своим путешествиям он обогатил многими влияниями и заимствованиями. Йос известен главным образом религиозными произведениями и портретами , в том числе портретами членов королевской семьи. Его искусство сочетает в себе традиционные приёмы ранней нидерландской живописи с влиянием новаций мастеров итальянского Возрождения . Поэтому Йоса ван Клеве относят к художникам- романистам . В его приёмах мягкой моделировки объёмов чувствуется отголосок сфумато Леонардо да Винчи , тем не менее, историки искусства отмечают также влияния Ханса Мемлинга и Квентина Массейса .
Отдельные произведения Йоса ван Клеве имеют характерные черты антверпенского маньеризма , другие представляют собой вариации стиля ранних нидерландских мастеров. В результате путешествий живописная культура художника обогатилась многими элементами: от характерных ликов Мадонн Леонардо да Винчи и Рафаэля , до Иоахима Патинира , вдохновлявшего его пространственностью своих пейзажей, и Альбрехта Дюрера , у которого он позаимствовал тонкую тональную моделировку лиц на портретах. Именно в портрете он оставил некоторые из своих самых известных произведений, например, портреты короля Франциска I и Элеоноры Габсбургской, датируемые 1530 годом, когда художник останавливался в Фонтенбло .
Йос руководил большой мастерской, в которой работало как минимум пять учеников и других помощников . На четырёх из его наиболее значительных картин помещена монограмма «JB», предположительно «Йоос ван дер Беке». В трёх других среди второстепенных фигур помещен автопортрет .
С XII по XIX века имя Йоса ван Клеве затерялось. Долгое время он был известен под условным именем «Мастер триптиха смерти Марии» ( нем. Tod Mariä ), по названию главного произведения его раннего творчества (1515), ныне находящегося в Музее Вальрафа-Рихарца в Кёльне . Но в 1894 году было обнаружено, что на оборотной стороне триптиха имеется монограмма «JB» и принадлежит она Йосу ван дер Беке . Творчество художника было реконструировано в 1920-х и 1930-х годах Максом Якобом Фридлендером и Людвигом фон Бальдассом . В настоящее время ему и его мастерской приписывают более трёхсот произведений, которые значительно различаются как по качеству, так и по стилю. Главные произведения Йоса ван Клеве — два алтарных триптиха с изображением Смерти Девы Марии (в настоящее время находятся в Кёльне и Мюнхене ), которые ранее приписывали неизвестному « Мастеру жития Марии ».
Алтарная картина «Смерть Марии» из Старой пинакотеки в Мюнхене некогда находилась в кёльнской церкви Девы Марии и была заказана представителями нескольких богатых, родственных кёльнских семей. Триптих имеет две боковые створки с изображениями святых-покровителей заказчиков. Центральная створка представляет наибольший интерес. Карел ван Мандер писал о художнике: «Он был лучшим колористом своего времени, произведениям своим он умел придавать очень красивую рельефность и чрезвычайно верно передавал цвет тела, пользуясь при этом только одной телесной краской. Его произведения ценились любителями искусств очень высоко, чего они вполне заслуживали» .