Николо-Урюпино
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола Микетти ( итал. Nicola Michetti ; 7 декабря 1675 , Рим — 12 ноября 1759 ) — итальянский архитектор, работавший в Риме и Санкт-Петербурге . В 1719—1723 годах был главным придворным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его пригородах.
Долгое время учился у Карло Фонтаны , крупнейшего мастера римского барокко, работал у него помощником на строительстве базилики Святых Апостолов . После смерти Фонтаны достраивал спроектированный последним большой комплекс «San Michele a Ripa» в Риме.
В числе самостоятельных проектов этого времени: не принятый проект для Фонтана Треви ( 1704 год ; использован проект Никола Сальви), исполнил заказ на алтарь и отделку часовни Sacripante в церкви Sant’Ignazio di Loyola a Campo Marzio в Риме, 1712 год .
В 1715 году Никола Микетти принял участие, вместе с Филиппо Юварра , Антонио Каневари и другими в конкурсе для сакристии Собора Святого Петра .
B тех же годах он построил часовню l’Oratorio della Dottrina Cristiana для церкви Санта Марии в Транспонтине ( Traspontina ) в Риме и капеллу Роспильози ( Rospigliosi ) в церкви Сан-Франческо-а-Рипа .
Между 1718 и 1723 годами Микетти работает в России, куда был приглашен царем Петром I в качестве придворного архитектора. Ю. И. Кологривов , которому Пётр поручил устроить в Риме первых русских пансионеров-архитекторов и велел, при случае, сыскать итальянца «поискуснее», прислал в 1718 году следующее письмо:
Всемилостивейший Государь. По указу вашего Величества Архитектора нанял, называется Николай Микети, которому было приказано (то есть поручено строить) здание святого Михаила, по смерти кавалера Фонтаны, однако же оной Архитектор Микети с фундаменту зачел быв товарищем с помянутым Фонтаною, какой величины и сколко покоев все наши знают кто был в риме, а паче вручено было ему то здание за ево искусство в механике ибо ради разных мануфактур художеств которыя делают в том доме нужны машины и мельницы, и кроме того что он доброй Архитектор и искусной в механике, пишет живописное гораздо нехудо, а паче перспективу, сколко мог о нем осведомился; спрашивал кардиналов, Сакрипаития И оттобония и оне не толко меня уверили о его добром состоянии но еще хотят донести вашему Величеству о его искусстве, и понеже он был Папской Архитектор в других (местах) здания строил с чего имел довольный доход того ради с великим трудом уговорился с ним за четыре тысячи Ефимков и дом свободной, чтоже умедлил по се поры договорится с ним, с великою трудностию жена склонилася чтобы он ехал, и по договоре не может прежде убратся шестаго надесяти числа апреля ибо многия монастыри и домы строил, и еще болше… Из Рима апреля 7 1718 Юрья Кологривов
По приезде в Петербург Микетти был обласкан Петром, а с 1719 года, после смерти Ж.-Б. Леблона , он занял положение, каким пользовался тот, и получал те же 5000 рублей, — которые на наши нынешние деньги составляли огромную сумму, — и был таким же главным архитектором всех строительных работ в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Он оказал Петру много услуг по выписке из Италии различных художественных произведений, особенно мраморных статуй, которых надобно было множество для только что заведенных дворцов, парков и садов.
Прежде всего, ему поручают продолжить работы, начатые архитектором Леблоном: в Летнем саду он заканчивает Грот , который был в дальнейшем перестроен архитектором Росси в Кофейный домик , и оранжереи; в Петергофе он заканчивает Монплезир , продолжает Марли и строит Эрмитаж , с 1720 года начинает возводить дворец в Стрельне .
Из его построек одна сохранилась целиком, это — Екатеринентальский дворец (Кадриорг) в Ревеле , который он, впрочем, только начал, поручив его достраивать своему ученику Михаилу Земцову , так как сам был, как водится, завален петербургскими делами. Здесь он «ликвидировал» архитектурное наследство Леблона, оканчивая и изменяя то, что было им начато, и делая совершенно новые проекты для построек, оставшихся после Леблона только на бумаге.
Проект Екатеринентальского дворца был первым, который пришлось сделать Микетти. Он должен был засесть за него тотчас же по приезде из Италии, так как 22 июля Петр уже осматривает с ним в Ревеле место и «размеривает фундаменты». Начиная с весны 1721 года, всю постройку ведет один Земцов, который её и довел до конца.
Его основные работы этих лет — парк и фонтаны в Петергофе около Санкт-Петербурга. В Петергофе сохранились выполненные по его проектам :
Его проект монументального маяка на Чёрном Море никогда не был исполнен. Многие из его проектов русского периода хранятся сегодня в Эрмитаже.
В 1723 году Микетти взялся лично съездить по поручению царя на свою родину и отправился, взяв свыше трех тысяч рублей на первые расходы, но обратно не вернулся. Таким образом, Микетти пробыл в Петербурге, самое большое, пять лет.
Вернувшись в Рим, в 1725 году Микетти подключился к строительству части Академии Святого Луки и был назначен архитектором Апостольской Палаты ( La Camera Apostolica ) и Ордена Театинцев .
В последующие годы он выполняет один из его самых важных заказов, такой как перестройка Палаццо Колонна (1731—1735 годы). Дворец Колонна — один из самых обширных и великолепных в Риме. Микетти спроектирован корпус (Appartamenti nuovi) смотрящий на Piazza Apostoli с длинным низким фасадом с более высокими угловыми флигелями . Такая композиция фасада служит тому, чтобы не отнимать солнечный свет у остальных трёх корпусов дворца и затенять двор, который, возможно, является самым большим в Риме и который служил манежем. Также Микетти создал фасад на улицу della Pilotta . С этой стороны дворец связан четырьмя элегантными арками с садом виллы Колонна.
Кроме того, в этот период им исполнялись различные мелкие заказы и театральная сценография .