Дональд Джадд
(
англ.
Donald Judd
;
3 июня
1928
,
,
Миссури
—
12 февраля
1994
,
Нью-Йорк
,
Нью-Йорк
) — американский
скульптор
и
искусствовед
, один из выдающихся представителей
минимализма
.
Биография
Дональд Джадд (имя при рождении — Дональд Кларенс Джадд) родился
3 июня
1928
в
,
Миссури
.
Художник
служил в армии Соединенных Штатов в
Корее
. Он изучал философию, а затем историю искусств в
Колумбийском университете
в
Нью-Йорке
, а также работал в качестве художественного критика между 1959 и 1965 для ARTnews, Arts Magazine, и Art International.
Первая персональная выставка Джадда состоялась в 1957 в Panoras Gallery,
Нью-Йорк
.
Начиная с 1960-х, Джадд регулярно выставлялся в галереях
США
,
Европы
и
Японии
. При жизни художника наиболее значительные выставки Джадда прошли в
Whitney Museum of American Art
,
Нью-Йорк
(1968, 1988);
Национальной галереe Канады
,
Оттава
(1975); Van Abbemuseum,
Эйндховен
,
Нидерланды
(1987);
Сент-Луисский художественный музей
(1991). Последние крупные выставки художника прошли в Музее современного искусства,
Саитама
,
Япония
(1999); Walker Art Center,
Миннеаполис
(2001);
Tate Modern
,
Лондон
(2004).
Джадд женился на танцовщице Джулии Финч (Julie Finch) в 1964 (позднее они развелись), имел двух детей — сына Flavin Starbuck Judd (1968) и дочь Rainer Yingling Judd (1970). Сохранив дом в
Нью-Йорке
на 101 Spring Street, Джадд переехал в город
Марфа
,
Техас
, в 1972, где жил и работал до своей смерти 12 февраля 1994.
Дональд Джадд — один из самых значительных американских художников послевоенного периода. Работая в
Нью-Йорке
в 1960-х, Джадд стал известен как один из ключевых представителей минимализма, хотя сам художник не относил себя к данному стилю
.
Однако, говоря о Джадде нельзя не обратиться к истокам минимализма. Минимализм, как течение, возник в Нью-Йорке, в период 1960-70-х годов. Наряду с концептуализмом он проводит черту между искусством первой и второй половины XX века. В происхождении минимализма важную роль сыграла книга Камиллы Грей об искусстве советского авангарда, вышедшая в свет в 1962 году. Формы, используемые в минимализме, просты - это пространственные геометрические фигуры с монохромной поверхностью, в большинстве своем нейтрального цвета. Материалы для создания произведений были промышленного происхождения: использовались фанеры, плексигласа и металла. Другие создавались из наборных элементов: кирпича, неоновых трубок и т.д. Определив такие предметы как «специфические объекты», Дональд Джадд писал о них следующее:
«Специфический объект становился функцией пространства, света и зоны видимости зрителя»
.
Д. Джадд отказывается от вековой традиции живописи и скульптуры, провозглашающей эмоциональный подтекст и символическое наполнение главными в произведениях искусства, и сосредоточивается на материальности объектов. В своих произведениях и пространстве вокруг них он задается целью исследовать понятие прямоты. Отвергая условности, обращаясь к промышленным материалам, он создавал крупные полые объекты, в основном в форме разнокалиберных «коробок», размещая их в определенной геометрической последовательности
.
Дональд Джадд начал свою карьеру как арт-критик Arts Magazine. Как художник он поначалу (в конце 1940-50-х) работал как живописец. В начале 1960-х Джадд начал добавлять трехмерные элементы на поверхность своих работ, поначалу создавая рельефы, а затем перейдя к полностью автономным структурам, которые он называл «конкретными объектами» (specific objects).
Стоит отметить, что в это время представители минимализма разными путями стремились к одному и тому же: они пытались превратить окружающую их физическую среду в искусство, что шло в разрез с существующей традицией. Свои первые работы в направлении минимализма художник создавал еще в 1950-60-х, когда в Америке постепенно приходил в упадок абстрактный экспрессионизм. Данное направление характеризуется большим вниманием к личности художника, ярким жестам и экспрессивными движениями кисти, которые передают энергию и движение создателя вокруг холста. Именно от этого Джадд хотел избавиться
. Он также считал, что художнику и вовсе не нужно притрагиваться к произведению. Придумывая свой объект, Джадд создавал чертеж и отправлял его на производство. Готовые экземпляры устанавливались в музее или галерее. Во главенство всего Джадд ставил только идею, чистый замысел. Демистифицируя свои произведения, он идейно ставит себя по другую сторону от популярного тогда
абстрактного экспрессионизма
.
Так, Д. Джадд, в своем раннем произведении минимализма, делает акцент на усилении взаимодействия между зрителем, произведением и пространством и создает алюминиевый прямоугольный параллелепипед, покрытый эмалью в 1968 году . Изготовленный из промышленных материалов, он притягивает взгляд. Созданный им прямоугольный параллелепипед акцентирует внимание зрителя прежде всего на физической природе объекта. И хотя фигура не создана предметом быта или массового потребления, в ней проявляется идея, высказанная еще
М. Дюшаном
в «
Фонтане
» 1917 года. Уилл Гомперц писал о его идее так:
«Он был уверен, что изобрел новую форму скульптуры, подразумевающую, что художник выбирает предмет массового производства без сколь-либо очевидных эстетических достоинств и лишает его функционального предназначения, — иными словами, делает бесполезным, — после чего, присвоим имя и изменив контекст и ракурс, превращает в настоящее произведение искусства»
.
Таким образом, Д. Джадд отказывается от живописи и провозглашает, что «объемное произведение искусства по своей природе мощнее и конкретнее, чем краска на плоскости»
. В дальнейшем Д. Джадд создает множество скульптур, подобных прямоугольному параллелепипеду, изучая соотношение форм и пространства вокруг них. Отметим, что во многих работах он применял математическую последовательность Фибоначчи
.
В 1963 он сформулировал основной «словарь» форм — «стопки», «коробки» и «прогрессии», с которыми работал последующие тридцать лет. Поначалу Джадд работал в дереве, промышленно изготовленные металлические ящики появились в конце 1960-х. В начале 1970-х его работы приняли форму инсталляций, Джадд начал выставлять работы на открытом пространстве. В это же время он переехал в
Техас
, где превратил военную базу в личную студию. Используя промышленные материалы для создания абстрактных произведений, которые подчеркивают чистоту цвета, формы, пространства и материалы, Джадд описывал собственную работу как «простое выражение сложной мысли».
Джадд заложил новые основы в исследовании объема, интервала, пространства и цвета. Он отверг традиционные формы и средства, используя промышленные материалы, такие как оргстекло, листовой металл и фанера, а с середины 1960-х его работы производились промышленным способом.
Персональные выставки
-
2009 Colored Plexiglas, L&M Arts, Нью-Йорк
-
2008 Woodcut Prints, Paula Cooper Gallery, Нью-Йорк
-
2007 Architekturgalerie e.V., Мюнхен
-
2006 Art & Public, Женева
-
2005 The Barbara Krakow Gallery, Бостон
-
2005 Gallery Shilla, Daegu
-
2005 Работы с 1967 по 1989, Galería Elvira González, Мадрид
-
2004 Дональд Джадд в Аделаиде, Art Gallery of South Australia, Аделаида
-
2004 Large-Scale Works, PaceWildenstein, Нью-Йорк
-
2004 Museum für Gegenwartskunst, Emanuel Hoffmann-Stiftung, Базель
-
2004 Kunstmuseum Basel, Базель
-
2004 Annemarie Verna Gallery, Цюрих
-
2004 For the Pleasure of Seeing, Peter Freeman, Нью-Йорк
-
2004 K20 Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen — am Grabbeplatz, Дюссельдорф
-
2004 Tate Britain, Лондон
-
2003 Sprüth Magers London, Лондон
|
-
2003 Simon Lee Gallery, Лондон
-
2003 The Barbara Krakow Gallery, Бостон
-
2003 Ранние работы, 1956—1968, The Menil Collection, Хьюстон
-
2002 50 x 100 x 50 / 100 x 100 x 50, PaceWildenstein, Нью-Йорк
-
2002 Prints — Galerie Bugdahn und Kaimer, Дюссельдорф
-
2001 The essential Donald Judd, Walker Art Center, Миннеаполис
-
2000 Stellan Holm Gallery, Нью-Йорк
-
2000 Late Works, PaceWildenstein, Нью-Йорк
-
2000 Musee d´Art Moderne et d`Art Contemporain Nice, Ницца
-
2000 Luhring Augustine Gallery, Нью-Йорк
-
2000 Farbe —
Кунстхаус Брегенц
, Брегенц
-
2000 16 untitled plywood wall works, 1976, The Chinati Foundation, Марфа, Техас
-
1999 Untitled, 1976, Dia Art Foundation: Нью-Йорк
-
1999 16 untitled plywood wall works, 1976, The Chinati Foundation, Марфа, Техас
-
1998 Galerie du Jour agnès b, Париж
-
1998 Early Fabricated Work, PaceWildenstein, Нью-Йорк
|
-
1997 Lisson Gallery, Лондон
-
1997 Galerie Bugdahn und Kaimer, Дюссельдорф
-
1997 Xavier Hufkens, Брюссель
-
1997 Early Woodcuts and Sculpture, Brooke Alexander Editions, Нью-Йорк
-
1996 Le Consortium, Дижон
-
1996 Museum Wiesbaden, Висбаден
-
1994 The Last Editions, Brooke Alexander Editions, Нью-Йорк
-
1993 Museum Wiesbaden, Висбаден
-
1993 Galerie Greta Meert, Брюссель
-
1991 Galerie Greta Meert, Брюссель
-
1991 Victoria Miro Gallery, Лондон
-
1991 currents 47: мебель Дональда Джадда,
Сент-Луисский художественный музей
, Сент-Луис, Миссури
-
1987 Kunsthalle Düsseldorf, Дюссельдорф
-
1986 Sculpture/Furniture, Rhona Hoffman Gallery, Чикаго
-
1981 Orange County Museum of Art, Ньюпорт Бич
-
1979 Lisson Gallery, Лондон
-
1977
Quadrat Bottrop
— Josef Albers Museum, Bottrop
-
1975 Lisson Gallery, Лондон
-
1975 Galerie Daniel Templon, Париж
|
Публичные коллекции
-
-
Art Gallery of South Australia, Аделаида,
Австралия
-
Kunsthaus Bregenz,
Брегенц
,
Австрия
-
Neue Galerie Graz am Landesmuseum Joanneum
,
Грац
,
Австрия
-
Albertina,
Вена
,
Австрия
-
Museum Moderner Kunst Stiftung Ludwig,
Вена
,
Австрия
-
Museum für angewandte Kunst,
Вена
,
Австрия
-
Museum voor Hedendaagse Kunst Antwerpen, Антверпен,
Бельгия
-
Musée d´Art Moderne Bruxelles, Брюссель, Бельгия
-
Stedelijk Museum voor Actuele Kunst, Гент, Бельгия
-
National Gallery of Canada, Оттава, Канада
-
Art Gallery of Ontario, Торонто, Канада
-
Vancouver Art Gallery, Ванкувер, Канада
-
Kiasma — Museum of Contemporary Art, Хельсинки, Финляндия
-
FRAC — Nord-Pas de Calais, Дюнкерк, Франция
-
Espace de l’art concret, Муан-Сарту, Франция
-
Musée d’Art moderne de Saint-Etienne,
Сент-Этьен
,
Франция
-
Musée d’Art de Toulon,
Тулон
,
Франция
-
Neues Museum Weserburg Bremen
,
Бремен
,
Германия
-
Kolumba
,
Кёльн
,
Германия
-
K20 Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen — am Grabbeplatz,
Дюссельдорф
,
Германия
-
Museum Folkwang Essen,
Эссен
,
Германия
-
Museum für Moderne Kunst, Франкфурт-на-Майне,
Германия
-
Hamburger Kunsthalle
,
Гамбург
,
Германия
-
Zentrum für Kunst und Medientechnologie Karlsruhe
, Карлсруэ,
Германия
-
Pinakothek der Moderne, Мюнхен,
Германия
-
Städtisches Museum Abteiberg, Менхенгладбах,
Германия
-
Kunsthalle Weishaupt, Ульм,
Германия
-
Kunstsammlungen zu Weimar — Neues Museum, Веймар,
Германия
-
Museum Wiesbaden
, Висбаден,
Германия
-
Safn, Рейкьявик,
Исландия
-
Tehran Museum of Contemporary Art, Тегеран,
Иран
|
-
Museo D’Arte Contemporanea Donna Regina, Неаполь,
Италия
-
Gallerie d´Arte Moderna di Udine, Удине,
Италия
-
Hiroshima City Museum of Contemporary Art, Хиросима,
Япония
-
Shizuoka Prefectural Museum of Art, Сидзуока,
Япония
-
Hara Museum of Contemporary Art, Токио,
Япония
-
Leeum — Samsung Museum of Art, Сеул,
Корея
-
Kunstmuseum Liechtenstein, Вадуц, Лихтенштейн
-
Stedelijk Museum Amsterdam, Амстердам, Нидерланды
-
Stedelijk Van Abbemuseum, Эйндховен, Нидерланды
-
Kröller-Müller museum, Otterlo, Нидерланды
-
Museum Boijmans van Beuningen, Роттердам, Нидерланды
-
Berardo Museum, Collection of Modern and Contemporary Art, Лиссабон
-
Museu d´Art Contemporani de Barcelona, Барселона, Испания
-
Centro de Artes Visuales Helga de Alvear, Касерес, Испания
-
Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Мадрид
-
Centro Galego de Arte Contemporánea, Сантьяго-де-Компостела
-
Moderna Museet, Стокгольм
-
Kunstmuseum Basel, Базель
-
Museum für Gegenwartskunst — Emanuel Hoffmann-Stiftung, Базель
-
Kunstmuseum Bern, Берн
-
Hallen für neue Kunst, Шафхаузен
-
Migros Museum für Gegenwartskunst,
Цюрих
-
Tate Britain,
Лондон
-
Tate Modern,
Лондон
-
Akron Art Museum,
Акрон
,
Огайо
-
University Art Museum , Олбани,
Нью-Йорк
-
University of Massachusetts — Amherst Fine Arts Center,
Амхерст (Массачусетс)
-
Addison Gallery of American Art,
Эндовер
-
Austin Museum of Art, Остин,
Техас
|
-
The Baltimore Museum of Art,
Балтимор
-
, Beacon,
Нью-Йорк
-
Berkeley Art Museum and Pacific Film Archive,
Беркли
-
Cranbrook Art Museum, Блумфилд Хиллз
-
MIT List Visual Arts Center,
Кембридж
,
Массачусетс
-
,
Чикаго
-
Museum of Contemporary Art Chicago,
Чикаго
-
The Cleveland Museum of Art,
Кливленд
-
Dallas Museum of Art,
Даллас
-
The Dayton Art Institute,
Дейтон
-
Des Moines Art Center,
Де-Мойн
-
El Paso Museum of Art,
Эль-Пасо
-
The Contemporary Museum Honolulu,
Гонолулу
-
Museum of Fine Arts Houston,
Хьюстон
-
Indianapolis Museum of Art,
Индианаполис
-
The Nelson-Atkins Museum of Art,
Канзас
-
Sheldon Memorial Art Gallery,
Линкольн
-
Los Angeles County Museum of Art,
Лос-Анджелес
-
MOCA Grand Avenue,
Лос-Анджелес
-
от 24 февраля 2015 на
Wayback Machine
,
Марфа
,
Техас
-
The Margulies Collection,
Майами
-
,
Милуоки
,
Висконсин
-
Walker Art Center,
Миннеаполис
-
Storm King Art Center, Mountainville
-
Dia Art Foundation: Chelsea,
Нью-Йорк
-
от 5 апреля 2012 на
Wayback Machine
,
Нью-Йорк
-
,
Нью-Йорк
-
Smith College Museum of Art,
Нортгемптон (Массачусетс)
-
The West Collection,
-
Joslyn Art Museum,
Омаха
-
Norton Simon Museum of Art,
Пасадена
-
Laumeier Sculpture Park,
Сент-Луис
,
Миссури
-
Сент-Луисский художественный музей
,
Сент-Луис
,
Миссури
-
The McNay Art Museum,
Сан-Антонио
,
Техас
-
,
Сан-Франциско
-
Seattle Art Museum,
Сиэтл
-
Palmer Museum of Art, University Park,
Пенсильвания
-
The Rose Art Museum,
Уолтем (Массачусетс)
-
(недоступная ссылка)
,
Вашингтон
|
Примечания
-
↑
(нидерл.)
-
↑
(англ.)
—
OUP
, 2006. —
ISBN 978-0-19-977378-7
-
(англ.)
-
↑
-
↑
(нидерл.)
-
↑
Сьюзи Ходж.
Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления, техники. / Ольга Киселева. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — С. 152-153. — 224 с. —
ISBN 978-5-00117-015-0
.
-
(неопр.)
.
ART УЗЕЛ
. Дата обращения: 28 августа 2019.
28 августа 2019 года.
-
↑
Сергей Гущин, Александр Щуренков.
Современное искусство и как перестать его бояться. — Москва: АСТ, 2018. — С. 26-27. — 240 с. —
ISBN 978-5-17-109039-5
.
-
Уилл Гомперц.
Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси.. — Москва: Синдбад, 2018. — С. 20-21. — 464 с. —
ISBN 978-5-906837-42-4
.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|