Подольцы (Львовская область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Оброшино ( укр. Оброшине ) — село во Львовском районе Львовской области Украины . Административный центр Оброшинской сельской общины . Село расположено в 8 км от Пустомыт и в 2 км от железнодорожной станции Оброшино на линии Львов — Самбор .
Первое упоминание о селе относится к 1431 году .
В XV веке его много раз опустошали татары, что, конечно же, не могло не отразиться на благосостоянии посёлка. Народная этимология выводит название «Оброшин» от слова «оборіг» ( стог , скирда ), аргументируя это тем, что вокруг поселения всегда было много сенокосов и соответственно скирд. Исследователь исторического наследия приводит более 18 сёл Львовской области с аналогичными названиями — Сопошин, Мацошин, Кротошин и прочие. Все они, по мнению исследователя, произошли от фамилий или прозвищ владельцев, а также с вторым корнем от слова «двор» или «посад». Так как однокоренных слов «обор, обр» древнерусские источники не зарегистрировали, то, скорее всего, мы имеем дело с каким-то личным названием.
Кроме этого, обрами в « Повести Временных Лет » названы авары — тюркские племена, с которыми дулебы и волыняне вели долгие и тяжелые войны в 5 — 7 столетиях. Как утверждает Василий Лаба, между этими племенами и названием Оброшин может быть некоторая общность. Археологического подтверждений этому пока что нет
В 1456 году король Казимир Ягеллончик передал этот фольварк как королевские владения под залог каштеляну (Piotr Szamotulski) за долг, который остался у монарха ещё с прусской кампании. Через 10 лет поселение выкупил у Шамотульского львовский архиепископ — . С 1466 по 1939 гг. Оброшино будет принадлежать львовским римокатолическим архиепископам.
Апогея своего развития Оброшин достиг только в начале XVIII века , когда курию возглавил Ян Скарбек (умер в 1733 году ), который прославился постройкой новых и реставрацией старых галицких костёлов. При его жизни Оброшин был обычным , основательно потрёпанным шведами в 1704 -ом. Он решил создать здесь летнюю резиденцию в довесок к постоянному местообиталищу архиепископов в Дунаеве .
Согласно к памятникам архитектуры в Оброшине относятся: усадьба ( 1730 г., № 477-0), дворец (№ 477-1), хозяйственные флигели (№ 477-2), каменная ограда с парадными и хозяйственными воротами (№ 477-3) и парк ( XVIII век , № 477-4).
Теперишнее здание было построено ещё в 1730 году по проекту . Планировалось эклектически соединить в экстерьере и интерьере здания польские традиции магнатских дворов XVII — начала XVIII столетий, а также добавить немного французской элегантности. Ян Скарбек успел увидеть завершенную постройку, но обживали и обставляли мебелью помещения уже при (умер в 1757 году ), в то же время и была достроена чудесная дворцовая часовенка, где в предбаннике была установлена памятная мраморная табличка. На ней, ниже латинских инициалов можно прочитать дату — 1 ноября 1738 года , а под ней: « Микола Игнаци из Выжиц, Выжицкий архиепископ, митрополит Львовский, просит милости Вашей пред милосердием Божим за себя и за души в чистилище, которые остались без какого-либо спасения… об одном… Благодатная Дева Мария, радуйся… » Над входом в зал, напротив часовни в стену вмурованная другая таблица, из похожего камня, украшенная гербом « Абданк » и инициалами архиепископа Скарбка, память про которого сохранил Выжницкий. Отделочные работы затянулись вплоть до времени, когда архиепископом стал Вацлав Сераковский (умер в 1780 году ), он уделял Оброшине недостаточно внимания, предпочитая бывать в Дунаеве . В то же время возникли и чудесные оранжереи с экзотическими растениями, они же и предопределили судьбу поместья в советское время. Сераковский получал доходы с Оброшине, Ставчан и Рясной, эти деньги и шли на декорацию здания, а в 1765 году подарил войтовство в Ставчанах и Оброшине Кафедральной Капитуле при условии, что собственник не будет занимать должность война пожизненно. Последний прожил до смерти архиепископа , а позже произошли события, оставившие Оброшин исключительно во власти львовского архиепископства.
В завещании Сераковский пишет «картины (несколько сотен полотен во Львове , Оброшине, Дунаеве ), библиотеку , оранжерею Оброшинского парка, созданную на мои деньги, собранную в коллекцию из сотни деревьев, алоэ , трав иноземных и цветов, которые оставляю своему последователю, а все остальные завещаю продать». Он был творцом не только оранжерей, в его письмах остались упоминания и о реконструкции , обновление дворцов в Дунаеве и Оброшине, где в 1768 году был выложен мозаикой пол.
Если Сераковский почти всё своё время проводил в Дунаеве, сменивший его был влюблён в жительницу Оброшине и посему жил здесь постоянно. Возле посёлка он основал фольварок , названный Фердинандовка , а также приложил максимум усилий к оформлению дворцового парка. Архиепископ Кицкий создал в Оброшине приход, построил каменный костёл, освященный в 1791 году , где и был погребён в 1797 . Занявший его место , почивший в 1812 году , также испытывал привязанность к Оброшине. Он похоронен там же. У большинства посещавших тогдашний дворец сохранились воспоминания о парке и коллекции портретов львовских архиепископов. Ещё перед войной картины находились в здании, а среди них оригинальное изображение первого Кристина из Острова.
Особенно сильно пострадало здание во времена Первой мировой войны , российские войска, пройдя здесь в 1915 году , унесли всё, что посчитали ценным. Вышеупомянутая коллекция портретов должна была быть перенесена во Львов , вместе со старинной мебелью, но судьба распорядилась по-иному. Вмурованный в стену архив унести было нельзя, поэтому его сожгли. Позднее дворец занимали немцы, которые использовали часовню как столовую. После них дворец перешёл к австрийцам, устроившим тут лагерь для турецких военных беженцев. Последними тут были надднепровские казаки, которые вынесли из дворца то, что осталось после предшественников. Здание стояло без окон, дверей, с разрушенными каминами и выломанными паркетинами. По странному стечению обстоятельств крыша осталась неповреждённой.
В 1920-х годах , по решению курии, в усадьбе провели генеральный ремонт с 1922 по 1925 года . Руководили работами архитектор и реставратор . Непонятно, почему Виктор начал декорировать строение новыми элементами, а не восстанавливать старые. Он даже придумал для этого новый стиль — восточно-малопольский. Следы его фанатизма особенно заметны на парковом фасаде здания. Колонны , путти (фигурки детей) и порталы — работа Виктора. Частично были также изменены интерьеры дворца: перенесли вправо центральную лестницу в вестибюле, раньше она была строго по центру. Фасадам придали модерновый вид, со стороны парка сделали балкон на спиральных столбиках, добавили декоративные тумбы на террасах со ступенями (есть фото в моём альбоме). Общественность не оценила потуг Бронислава Виктора, его раскритиковали.
Всех пришедших встречает портал — ворота в стиле барокко , которые плавно переходят в два флигеля . В четырёхтомнике « » указано, что они были построены одновременно с дворцом, основная их реконструкция прошла в тех же 1820-х годах. Эти небольшие одноэтажные здания оформлены со стороны двора двухколонными портиками с фронтонами . К ним примыкают шестиугольные в плане пристройки, которые служили каретными сараями. Шатровые крыши каретных завершались скульптурами . Одна из них — статуя Атласа — сохранилась на здании, стоящем справа от ворот. Кстати, один из экипажей чудесным образом дожил до нашего времени и украшает сейчас фойе Национального Музея во Львове . Каретные образовывали боковые стены замкнутого двора, тыльной стороной был сам дворец, а в местах, где между зданиями образовывались «окна», их прикрывала простая мурованная стена. Передний карниз усадьбы венчали характерные для рококо каменные фонари, использовавшиеся при оформлении почти всех святынь Львова в XVIII веке .
Пятиугольный двор окружен стенами ( XVIII век ). Во двор ведут двое ворот: главные и хозяйственные. Главные ворота охраняют две скульптуры, развёрнутые, как ни странно, лицами в сторону дворца, а не гостей. Одна из фигур изображает старца в театральном свободном одеянии, вторая — женщину, стоящую в очень грациозной позе. Обе скульптуры «хрестоматийны» для салонного стиля рококо и вышли из-под резцов львовских мастеров. В круглой клумбе на данный момент расположен бюст Ивана Франко . Углы здания напоминают башни оборонных усадеб XVII — XVIII века . Крыша здания — мансардного типа. Стилистически дворец наиболее близок к французскому позднему барокко и рококо , где скромные фасады сочетаются с пышностью интерьеров. Наиболее близок оброшинскому красавцу в Варшаве , созданный тем же архитектором. Двор и окружающие его стены формируют настоящий «cour d’ honneur» (круг почета — фран.), позволяя каретам того времени въезжать на него, проплывать мимо главного входа, а затем исчезать в каретных помещениях. Проект был выполнен от начала до конца в один и тот же период времени, что позволило придать ему целостности и завершенности.
Во дворцах той эпохи бесполезно было уже использовать ворота как оборонную структуру, поэтому им старались придать эстетическую нагрузку. В усадьбе Оброшина башенки возносятся симметрично по обе стороны от ворот. В одной из башенок сейчас зияет дыра на месте совершенного механизма производства основателя Первой национальной фабрики башенных часов . Если посмотреть на ансамбль, стоя на центральной аллее, то становится заметно, что двор фактически замкнут и изолирован от внешнего мира. Стиль рококо стремился к созданию таких вот микрокосмов , и все усилия архитекторов в нём были направлены на внутреннее декорирование, тогда как внешняя часть оставалась, можно сказать, скромной.
Осью основного здания стало восьмиугольное фойе , в те времена такая форма часто использовалась и не была экзотикой. Широкие ступени, которые сохранились и до нашего времени, ведут в обширный зал на втором этаже, а уже оттуда можно было попасть в гостевые покои. Комнаты для обслуги находились в левом крыле здания (там сейчас расположены администрация и библиотека). В правой части находилась часовенка, украшенная лепниной и круглыми витражными окошками. Высота потолков в часовне равнялась суммарной высоте партера и верхнего этажа. Также в правом крыле располагаются небольшие комнаты с дополнительными лестницами. Из окон задней части дворца открывается вид на парковую зону усадьбы.
Мы сейчас не можем увидеть то оригинальное внутреннее убранство, бывшее действительно основным в оформлении этого здания. От богатства эпохи Людовика XV , от шикарных обоев , осветительных элементов, паркета , лепнины и мебели не осталось ничего, кроме жалких «осколков» решеток. Немного орнамента видно на камине в партерной комнате, а на верхнем этаже есть печь со скромным декором. Восстановление оригинального интерьера считается невозможным, хотя по летописям известно, что в ещё в 1768 году внутренние стены покрыли мозаичной декорацией , видимо, они представляли собой различные сценки.
Дендропарк «Оброшине» занимает 5 гектаров , и ко времени распада СССР в нём насчитывалось 30 видов деревьев и кустарников . На данный момент в усадьбе размещён . От эпохи архиепископов на территории остались обломки старых оранжерей и 280-летний ясень . А в парке находится небольшой зоопарк местного значения, где обитают более 30 видов водоплавающих птиц: белые шипуны , чёрные австралийские и черношеии парагвайские лебеди , утки мандаринки (в том числе белая и коричневая мутации), нырки , огари , американские, африканские (в том числе и египетские) и европейские виды гусей , казарки и многие другие; также там можно увидеть 17 видов фазанов , павлинов , домашних и диких голубей ( горлиц ), венценосных журавлей , степных журавлей-красавок , серых журавлей , декоративные породы кур . Из млекопитающих представлены дальневосточные пятнистые олени , несколько пород овец (мериносы, карликовые и камерунские овцы), лошадь , кролики (рексы) и (небольшой олень).
Список львовских католических архиепископов, проживавших в Оброшине, и периодов их деятельности во главе местной церкви