В
Российской империи
на законодательном уровне чётко разделялось
инославное
население (неправославные христианского исповедания
) и
иноверческое
население (исповедовавшее нехристианские религии). Закон выделял среди «терпимых религий» инославные вероисповедания (римско- и армяно-католическое, армяно-григорианское,
евангелическо-лютеранское
и
евангелическо-реформатское
) и иноверные (
мусульманство
,
иудаизм
,
буддизм
(
ламаизм
) и
язычество
)
. «
Словарь Академии Российской
» определял
иноверие
как отличающиеся от других вера и закон, а также как отличное от других
богослужение
. «
Словарь церковно-славянского и русского языка
» называл
иноверием
несходство
догматов
и
обрядов
определённого вероисповедания с господствующим
. Некоторые православные богословы того времени, как например
протоиерей
Г. М. Дьяченко
считали, что
инославным
является тот, кто «держится другого исповедания, иноверный», а под
иноверием
понимал «чуждую, не правую веру»
.
В. И. Даль
определял
иноверие
как учение и обряды иного (не господствующего) исповедания или веры
,
инославие
объяснял как противоположность православию
.
П. Е. Стоян
определял
инославного
как неправославного
.
XX — начало XXI веков
Схожей терминологии придерживается и современная
Русская православная церковь
. Позиция РПЦ в отношении инославия сформулирована в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»
, принятом в
2000 году
на
Архиерейском Соборе
РПЦ.
В современных
толковых словарях
под
иноверным
обычно понимается человек другого (не господствующего) вероисповедания
, а под
инославным
человек не православного вероисповедания.
.
Этимология
Как
инославие
, так и
иноверие
являются
кальками
др.-греч.
«превратное мнение, ложное суждение» (от
«другой, иной» +
«мнение, представление»)
.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
отмечал, что слово
инославный
является
неправильным
переводом с греческого языка на русский слова
έτεροδόξος
(
έτερος
«другой»,
δόξα
«слава, мнение»), что «означает человека, иначе мыслящего о предметах веры, не единоверного»
.
, Инославными называют христианские, как правило, культурообразующие церкви или конфессии, которые при всех своих отклонениях от Истины Православия всё же имеют веру в Святую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия, и сохраняют хоть какую-то генеалогическую преемственность с ранней, неразделенной Церковью. В самом расширительном смысле, помимо римо-католиков и протестантов, инославными можно назвать и членов внелитургических постпротестантских традиционных деноминаций и сект, таких как методисты, баптисты и консервативные евангелики, с. 42.
, Под термином „инославие“ понимаются отличные от православия христианские вероисповедания и их церкви. Это Армянская апостольская церковь, Ассирийская церковь Востока, католицизм, протестантизм в его разных формах, с. 2.
, На основании всего вышесказанного можно установить, как определяется отношение Православия к другим христианским исповеданиям. Прежде всего, Православие сознает себя истинною Церковью, находящейся в обладании полноты и чистоты церковной истины в Духе Святом. Отсюда вытекает основное его отношение ко всем другим исповеданиям, как отколовшимся — непосредственно или посредственно — от церковного единства: оно может стремиться лишь к одному — оправославить весь христианский мир так, чтобы все исповедания влились в единое русло вселенского православия… Основанием же для такого движения является то, что все церковные общины, как бы далеко они не разошлись на своем церковном пути, сохраняют в себе значительную часть вселенского предания и, следовательно, причастности к Православию. Все они имеют зерно Православия..
Дорская, А. А.
от 17 июля 2015 на
Wayback Machine
: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.01 — Теория и история права и государства. - СПб., 2001.
, Иноверие, -рия, с. ср. 2 скл. Содержание другой веры или закона, особливый от других образ богослужения, с. 1150.
, Догматы и обряды вероисповедания не сходного с господствующим., с. 132.
, с. 223.
,
Иноверие, иноверство ср. ученье и обряды другого, не господствующего где-либо исповеданья, веры. Иноверный, к иноверию относящ., принадлежащий.
Иноверец м. -верка ж. кто исповедует иную, различную с кем или негосподствующую в государстве веру.
Иноверческий, к иноверцам относящ. Иногородний, из другого города, или к иному городу приписанный, принадлежащий..
, Иноверный, ая, ое (книжн. устар.). 2. Принадлежащий к другому вероисповеданию. Иноверное население..
, Иноверие ср. устар. Иная - обычно по сравнению с господствующей - вера, религия..
, Иноверие-я; ср. Устар. Иная по сравнению с чьей-л. вера, религия; принадлежность к иному вероисповеданию. Преследовать за и..
, Иноверие -я, ср. устар. Иная по сравнению с чьей-л. вера, религия; принадлежность к иному вероисповеданию..
, Иноверец, -рца, м. (устар.). человек другой веры, иной религии. ii ж. иноверка, -и. ii прил. иноверческий, -ая, -ое..
, Инославный, ая, ое (церк. офиц. устар.). Принадлежащий к какому-н. иному, не православному христианскому вероисповеданию..
Например, 14 правило
IV Вселенского собора
: «Понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступали в брак: то определил святый собор, чтобы никому из них не было позволено брате себе в жену иноверную (
греч.
ἑτερόδοξον
): чтобы родившие уже детей от такового брака, и прежде сего уже крестившие их у еретиков, приводили их к общению с католическою церковью: а не крестившие не могли крестити их у еретиков, ни совокупляти браком с еретиком, или иудеем, или язычником: разве в таком токмо случае, когда лице, сочетающееся с православным лицем, обещает прейти в православную веру. А кто преступит сие определение святого собора: тот да подлежит
епитимии
по правилам.»
,
ἑτερο-δοξέω
быть особого мнения, судить иначе или превратно Plat.
ἑτερο-δοξία ἡ
превратное мнение, ложное суждение Plat.
ἑτερό-δοξος
2 инакомыслящий (в отличие от ὁμόδοξος) Luc., Sext..
,
ἑτερο-δοξέω
иначе думать или судить, т. е. ложно
ἑτερο-δοξία
иномыслие, ложное мнение, с. 537.
Инославный — неправильный перевод
греч.
έτεροδόξος
(
έτερος
«другой»,
δόξα
«слава, а также мнение»): означает человека, иначе мыслящего о предметах веры, не единоверного. См.:
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1890—1907. — Т. 13. — С. 225.
Верт П.
Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи / Перевод с англ. Наталии Мишаковой, Михаила Долбилова, Елизаветы Зуевой и автора; научный ред. перевода М. Долбилов.. —
М.
:
Новое литературное обозрение
, 2012. — 280 с. —
ISBN 978-5-86793-956-4
.
— СПб.:
Изд-во П. П. Сойкина
, 1913. 1 том 946 с. (Электронная версия: Богословская энциклопедия. — М.:
, 2005. — 21600 с.)