Interested Article - Поцелуй украдкой

«Поцелуй украдкой» ( фр. Le bassier à la dérobée ) — картина из собрания Эрмитажа в Санкт-Петербурге ( инв. ГЭ-1300), традиционно атрибутируемая как произведение французского живописца рококо Жана-Оноре Фрагонара . Несущая влияние живописи « малых голландцев », картина изображает сценку между двумя возлюбленными — популярный сюжет в среде дореволюционной французской аристократии.

В прошлом «Поцелуй украдкой» принадлежал последнему монарху Речи Посполитой Станиславу Августу Понятовскому и находился в его летней резиденции в Варшаве Лазенковском дворце . В начале XIX века картина стала частью художественных коллекций российских императоров после приобретения Лазенковского дворца Александром I ; в 1895 году она поступила в экспозицию Эрмитажа, где и остаётся в настоящее время.

Традиционная атрибуция датируемой концом 1780-х годов картины — одного из самых известных полотен эпохи рококо в современном собрании Эрмитажа — как произведения Фрагонара восходит к указанию на его имя, с которым она была опубликована в виде офорта вскоре после своего создания. В то же время полотно несёт черты живописной манеры, более характерной для свояченицы и ученицы Фрагонара Маргерит Жерар ; в этой связи часть авторов считает картину исключительно работой Жерар, либо совместной работой Фрагонара и Жерар.

Композиция

На картине изображена сценка, происходящая между двумя влюблёнными: молодой мужчина, стоя в балконных дверях, украдкой целует юную девушку, оставившую на короткое время своих подруг, сидящих в соседней комнате — их видно из-за приоткрытой двери в другую комнату. Подобные романтические сюжеты были популярны во французской живописи до Французской революции . Композиционно картина решена сложным образом, в ней господствует диагональ , образованная наклонённой девушкой и длинным платком в её руках; пространство жестко ограничено и уравновешено двумя четкими вертикалями дверей балкона и комнаты. Яркое белое платье девушки также ограничено двумя светлыми пятнам дверей и гармонирует с тёмно-розовым цветом занавеси и светло-коричневым цветом небольшой тумбы. Девушка имеет портретное сходство с дочерью художника Розалией, но однозначно утверждать, что изображена именно она, нельзя .

История

Картина датируется концом 1780-х годов; в своём каталоге французской живописи XVIII века (1982) сотрудница Эрмитажа выводила эту датировку из технологических и стилистических особенностей работы: эмалевидности поверхности, слитности мазков и «голландского» типа композиции в целом, а также некоторой близости к работам Маргерит Жерар — свояченицы и ученицы Фрагонара . Другие исследователи — в частности и Жан-Пьер Кузен — также относили картину к концу 1780-х годов.

Первое упоминание композиции относится к лету 1788 года, когда в нескольких парижских изданиях, в том числе журнале Mercure de France , было сообщено о поступлении в продажу гравюры Николы Франсуа Реньо с «Поцелуя украдкой»; гравюра Реньо была заявлена как парная к работе « Задвижка » . Некоторое время спустя «Поцелуй украдкой» оказался в собрании последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского в Лазенковском дворце в Варшаве ; предположительно, она была приобретена во время распродаж дворянских ценностей, имевших место во время революции во Франции. Понятовский высоко ценил «Поцелуй украдкой» и хотел вывезти его из Варшавы в Санкт-Петербург, куда переехал после своего отречения .

Замысел Понятовского остался неосущеcтвлённым, и картина осталась в Лазенковском дворце, последовательно переходившего по наследству к племянникам короля: военачальнику Юзефу Понятовскому и позднее к его сестре ; последняя в 1817 году продала Лазенковский дворец с находившимися там произведениями российскому императору Александру I . В 1895 году, десятилетия спустя после приобретения Лазенковского дворца, «Поцелуй украдкой» и четыре других картины из бывшей коллекции Понятовского были перевезены в Санкт-Петербург и вошли в состав экспозиций Эрмитажа , чему предшествовала рекомендация хранителя императорских коллекций Андрея Сомова ; последний обосновал своё предложение соображениями сохранности и доступности произведений .

После советско-польской войны «Поцелуй украдкой» стал предметом споров в связи с реализацией условий Рижского договора : польская сторона требовала вернуть картину как часть коллекции Лазенковского дворца; также требование получить работу в свою коллекцию поступало из московского Музея изящных искусств . По итогам переговоров стороны согласились на сохранении картины Фрагонара в составе Эрмитажа; польской стороне был предложен соответствующий эквивалент — картина « Полька », традиционно приписываемая Антуану Ватто (ныне эта работа находится в Национальном музее в Варшаве ) . В настоящее время «Поцелуй украдкой» выставляется в Зимнем дворце в зале 288 .

В 1913 году на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге по проекту была изготовлена ваза- кратер , в оформлении которой был использован «Поцелуй украдкой» (автор росписи Яков Горяев. Крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка, золочение; 55,2 × 42 × 38 см); эта ваза также находится в собрании Эрмитажа (инв. Мз-И-2030) .

В 1984 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки — 10 копеек (№ 5574 по каталогу ЦФА ).

Примечания

  1. , с. 288.
  2. , с. 288; , с. 92.
  3. , p. 320.
  4. , p. 334.
  5. , p. 320; , с. 288.
  6. Joanna Ciemińska. (польск.) . www.lazienki-krolewskie.pl . Дата обращения: 28 сентября 2019. 28 сентября 2019 года.
  7. , с. 55; , с. 17.
  8. , с. 57–58.
  9. , p. 260; , с. 14–15.
  10. , с. 55.
  11. Дата обращения: 24 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.

Литература

На русском языке
  • Государственный Эрмитаж. Отдел западноевропейского искусства : Каталог живописи : в 2 т. / Научный редактор В. Ф. Левинсон–Лессинг ; редакторы А. Е. Кроль и Ю. А. Русаков. — Л.–М. : Искусство, 1958. — Т. 1 : [Италия ; Испания ; Франция ; Швейцария]. — С. 349. — 479 с.
  • Агратина Е. Е. Фрагонар : Грани рококо / Елена Агратина. — М. : БуксМАрт, 2022. — 335 с. : ил., цв. ил., портр. — 300 экз. ISBN 978-5-907043-82-4 .
  • Андросов С. О. Екатерина II и Станислав Август. Два просвещенных правителя = Catherine the Great and Stanisław August. Two enlightened monarchs : каталог выставки, [Санкт-Петербург, 7 декабря 2015 — 21 мая 2016 года / вступ. слово: Михаил Пиотровский ; авт. ст.: С. О. Андросов и др. авт. аннот.: С. О. Андросов и др.]. — СПб : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2016. — 310, [1] с. : ил., цв. ил., портр. — ISBN 978-5-93572-639-3 . — OCLC .
  • Бенуа А. Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа / А. Н. Бенуа; Послесл. Ю. К. Золотов . — 2-е изд., доп. — М. : Изобразительное искусство, 1997. — С. 92–93. — 304 с. — ISBN 5-85200-213-5 .
  • Бенуа А. Н. : в 4 т. / Александр Бенуа. — СПб. : ИД «Нева», 2004. — Т. 4. — С. 374. — 448 с. : ил. — ISBN 5-7654-1889-9 . — ISBN 5-7654-3988-8 (т. 4). — OCLC .
  • Даниэль С. М. Французская живопись : Взгляд из России : альбом: 514 ил. / автор-составитель С. М. Даниэль. — СПб : Аврора, 2002. — С. 134, 141. — 278, [10] с. : ил., цв. ил. — (Национальные школы живописи). — Ил. 246. — ISBN 5-7300-0713-2 .
  • Даниэль С. М. Рококо : От Ватто до Фрагонара / Сергей Даниэль. — [2-е изд.] — СПб. : Азбука-Классика , 2010. — 330, [3] с. : ил. — ( Новая история искусства / Л. И. Акимова [и др.]). — ISBN 978-5-9985-0651-2 . — OCLC .
  • Журналы заседаний Совета Эрмитажа. Ч. 2 : 1920-1926 годы / Государственный Эрмитаж. — СПб : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009. — С. 876, [3]. — (Страницы истории Эрмитажа / Под общ. ред. чл.-корр. Рос. акад. наук М. Б. Пиотровского ; вып. 3).
  • Золотов Ю. К. Фрагонар : [Фр. художник 18 в.]. — Москва : Искусство, 1959. — С. 17. — 35 с., 18 л. ил.
  • Лившиц Н. А. . Ж. О. Фрагонар. «Поцелуй украдкой» // Эрмитаж : [Альбом репродукций] / Под общ. ред. и со вступ. статьей проф. М. И. Артамонова . — Советский художник, 1964. — № 132.
  • Лившиц Н. А. . Жан-Оноре Фрагонар. — М. : Искусство, 1970. — С. 88. — 99 с. : ил.
  • Французская живопись XVIII века в Эрмитаже : научный каталог / И. Немилова. — Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1982. — С. 288–289. — 296 с. : ил., цв. ил. — № 350. — OCLC .
  • Немилова И. С. Французская живопись. XVIII век / автор И. С. Немилова; редакционная коллегия: Б. Б. Пиотровский и др.; текст каталога доработан и подготовлен к изданию А. С. Кантор-Гуковской. — Л. : Искусство, 1985. — 492 с. : ил. — (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи : в 16 т. ; т. X). — № 48. — OCLC .
  • Биография Эрмитажа = The Hermitage : The Biography of a Great Museum / Джеральдин Норман; пер. Марины и Александра Козыревых. — М. : Слово, 2006. — 397, [1] с., 16 л. ил. : цв. ил. — 9100 экз. ISBN 5-85050-850-3 .
  • Свирида И. И. : Художник в культурном пространстве, XVIII — середина XIX вв. : Очерки / И. И. Свирида. — Москва : ОГИ, 1999. — 358 с. : ил. — ISBN 5-900241-16-5 . — OCLC .
  • Шарнова Е. Б. Скромное очарование Маргерит Жерар : феномен женщины-художника во французской живописи конца XVIII — начала XIX века / Е. Шарнова // Мир музея. — 1998. — № 4. — С. 38-43. — ISSN .
  • Шарнова Е. Б. Гаэтано Гандольфи в России / Е. Б. Шарнова // Век Просвещения = Le siècle des Lumières / [Рос. акад. наук и др.; отв. ред. С. Я. Карп]. — М. : Наука, 2011. — Вып. 3 : Западноевропейское искусство в России XVIII века : тексты, коллекции, мастера. — С. 190–200. — 422, [1] с. : ил. — ISBN 978-5-02-037594-9 .
На других языках
  • Ananoff A. Propos sur les peintures de Marguerite Gerard : [ фр. ] // Gazette des Beaux-Arts. — 1979. — Vol. 44 (décembre). — P. 211–218.
  • Bailey C. B. : Masterpieces of French Genre Painting : [ англ. ] : published in conjunction with an exhibition held at the National Gallery of Canada, Ottawa, June 6-Sept. 7, 2003, the National Gallery of Art, Washington, D.C., Oct. 12, 2003-Jan. 11, 2004, and the Staatliche Museum zu Berlin, Gemäldegalerie, Feb. 8-May 9, 2004 / Colin B. Bailey, Philip Conisbee, Thomas W. Gaehtgens ; edited by Colin B. Bailey. — New Haven, London : Yale University Press in association with the National Gallery of Canada, Ottawa, 2003. — IX, 412 p. — ISBN 0-88884-767-X . — LCCN . — OCLC .
  • Borzęcki J. The Soviet-Polish Peace of 1921 and the Creation of Interwar Europe / Jerzy Borzęcki. — New Haven, London : Yale University Press, 2008. — P. 260. — 418 p. — ISBN 978-0-300-12121-6 . — JSTOR . — LCCN . — OCLC .
  • Cuzin J.-P. Fragonard : Life and Work : [ англ. ] = Fragonard : Vie et Œuvre : Complete Catalogue of the Oil Paintings / Jean-Pierre Cuzin; translated from the French by: Anthony Zielonka (text) and Kim-Mai Mooney. — New York : Harry N. Abrams, 1988. — P. 223, 224, 231, 334. — 382 p. — Cat. no. 383. — ISBN 0-8109-0949-9 . — LCCN . — OCLC .
  • Deryabina E. / Ekaterina Deryabina // : [ англ. ] / The Hermitage, Leningrad; introduction by Tatyana Kustodieva. — Leningrad : Aurora Art Publishers, 1989. — P. 411. — 422 p. — Ill. 268. — ISBN 5-7300-0066-9 .
  • Descargues P. The Hermitage Museum, Leningrad : [ англ. ] / By Pierre Descargues. — New York : Harry N. Abrams, 1961. — P. 65, 176–177. — 320 p., [8] p. fig. — OCLC .
  • : [ фр. ] : ouvrage couronné par l'Académie des inscriptions et belles-lettres en 1859 / par L. Dussieux. — Troisième ed. — Paris, Lyon : Lecoffre, 1876. — P. 533. — II, 643 p. — OCLC .
  • Landon C. P. : recueil de pièces choisies parmi les ouvrages de peinture et de sculpture exposés au Louvre le 14 octobre 1808, et autres productions nouvelles et inédites de l'Ecole française; gravées au trait, avec l'explication des sujets, un examen général du Salon, et des notices biographiques sur quelques artistes morts depuis la dernière exposition : [ фр. ] / par Charles-Paul Landon, peintre, ancien pensionnaire de l'Academie de France à Rome, membre de plusieurs Sociétés savantes et littéraires. — Paris : C. P. Landon, 1808. — Tome premier. — P. 9. — 112 p.
  • Nolhac P. de. : [ фр. ] / Pierre de Nolhac. — Paris : Goupil & cie, 1906. — P. 124. — 171 p., 62 p. fig. — OCLC .
  • Podczaszynski B., Kaniewski X. : [ фр. ] / par B. Podczaszynski et X. Kaniewski // / publiée par M. Paul Lacroix (Bibliophile Jacob) et M. C. Marsuzi de Aguirre. — 1856. — T. 3. — P. 44–63. — P. , № 152 (77).
  • Portalis R. : sa vie et son oeuvre : [ фр. ] / Baron Roger Portalis. — Paris : J. Rothschild, 1889. — P. , . — 348 p. — OCLC .
  • Réau L. / Louis Réau // Bulletin de la Société de l'histoire de l'art français : publication trimestrielle. — Paris : Armand Colin, 1928. — P. 167–314. — P. 188, № 102.
  • Rosenberg P. Fragonard : [ фр. ] : [catalogue de l'exposition], Galeries nat. du Grand Palais, Paris, 24 sept. 1987-4 janv. 1988, The Metropolitan Museum of Art, New York, 2 févr.-8 mai 1988 / Par Pierre Rosenberg. — Paris : Min. de la culture et de la communication Éd. de la Réunion des musées nat., 1987. — 633 p. — ISBN 2-7118-2145-5 . — OCLC .
  • Musée de l'Ermitage : la peinture française de Poussin à nos jours : [ фр. ] / Texte de Charles Sterling; translated by Christopher Ligota. — Paris : Cercle d'Art, 1957. — P. 52. — 243 p. — OCLC .
  • : [ англ. ] : Biographical and Critical Study / by Jacques Thuillier; translated from the French by Robert Allen. — Geneva : Skira, 1967. — 163 p. — (The Taste of Our Time / collection planned and directed by Albert Skira). — Distributed in the U.S. by the World Pub. Co., Cleveland. — LCCN . — OCLC .
  • Treue W. : The fate of works of art in war and unrest : [ англ. ] / Wilhelm Treue; translated from the German by Basil Creighton. — New York : John Day Co., 1961. — P. 135, 138. — 264 p. — LCCN . — OCLC .
  • : Complete Edition : [ англ. ] / by Georges Wildenstein. — London, New York : Phaidon, 1960. — P. , . — 339 p. — № 523, pl. 124. — LCCN . — OCLC .
  • : [ англ. ] / by R. H. Wilenski. — Boston : Hale, Cushman & Flint, 1931. — P. 155, 160–161. — 350 p. — LCCN . — OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Поцелуй украдкой