Мёртвый язык
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мёртвый Брюгге» ( Bruges-la-Morte ) — символистская повесть бельгийского писателя Жоржа Роденбаха . Опубликована в 1892 году в февральских номерах парижской газеты «Фигаро» . Отдельное издание было проиллюстрировано фотографиями , чего ранее не встречалось в истории литературы.
На русский язык книга была переведена в 1910 году .
Главный герой произведения — Юг Виан, вдовец, безутешно оплакивающий свою рано ушедшую жену. Он поселяется в городе Брюгге , где живёт крайне замкнуто и уединённо. Постоянно вспоминая покойную, он создаёт вокруг её образа своеобразный культ, вновь и вновь переживая горечь невосполнимой утраты. Город Брюгге, утративший былое значение из-за потери статуса морского порта, представляется герою местом, в полной мере отражающего его личную меланхолию. Поэтому он мысленно называет город «мёртвым».
Однажды, бесцельно гуляя по улицам города, Виан встречает женщину, которая показалась ему ожившей женой. Позже он знакомится с ней ближе. Это Жанна, танцовщица, подрабатывающая в местном музыкальном театре в составе кордебалета . Необыкновенное сходство с умершей заставляет героя вступить с ней в связь. Однако, он не чувствует полного удовлетворения своей страсти. Виан одновременно испытывает влечение к Жанне и чувство вины перед своей умершей женой.
Постепенно весь город узнаёт об этой связи и осуждает Виана. Отношения между ним и Жанной приобретают всё более болезненный характер. Так, например, он уговаривает её примерить платья своей покойной жены. Виану подбрасывают анонимные письма, в которых обвиняют Жанну в моральной нечистоплотности, а его старая служанка, не способная пережить готовящегося визита Жанны в хозяйский дом, покидает службу. После этого наступает кризис в отношениях Виана и Жанны. В порыве отчаяния герой убивает свою любовницу.
«Мёртвый Брюгге» считается образцовым произведением декадентства конца XIX века . В повести затрагиваются многие темы, будоражившие в то время умы: кризис европейской культуры, одиночество, упадок и смерть, соотношение обыденной реальности и творческой фантазии. В гюисмансовской традиции повесть переполнена образами угасания, деградации. Большое значение для эстетики произведения имеют интерес к патологическим состояниям психики, определенный физиологизм, обращение к религиозной тематике.