Interested Article - Первозданная история
- 2021-03-02
- 1
Первозданная история — название, данное учёными-библеистами первым 11 главам книги Бытия , описывающим историю первых лет существования мира . В ней рассказывается, как Бог создаёт мир и всех его обитателей и помещает в Эдемском саду первых мужчину и женщину ( Адама и Еву ), как первая человеческая пара изгоняется от лица Божественного, о последовавшем вскоре первом убийстве и решении Бога уничтожить мир и спасти только праведного Ноя и его сыновей. Потом от них произойдёт и распространится по всему миру новое человечество, но, хотя оно будет таким же грешным, как древнее, Бог решил никогда не уничтожать его вновь через потоп. История заканчивается на Фарре, отце Авраама , от которого произойдёт богоизбранный народ .
Структура и содержание
Повествование содержит некоторые из самых известных историй Библии, а также ряд родословных, помещенных после повторяемой 5 раз формулы Толдот («вот родословие…»): • "Вот родословие неба и земли (Бытие 1:1-4:26)
- — Повествовании о творении книги Бытия (1 и 2 главы)
- — Повествовании об Эдеме (история Адама и Евы и их изгнания из Рая) — Каин и Авель и первое убийство
• Книга Родословия Адама (5:1-6:8) (на иврите включает в себя слово «книга»)
- — первая из двух родословных книги Бытия повествует о Кенеях — потомках Каина, которые придумали различные аспекты цивилизованной жизни
- — вторая родословная — потомки Сифа , третьего сына Адама, от которого впоследствии произошли Ной и Авраам
- — Сыны Божии , которые сочетались с «дочерьми человеческими»; Исполины , «славные люди», из-за которых Бог уничтожил мир (первое повествование)
• Родословие Ноя (6-9:28)
- — Причины, по которым Бог наслал потоп (второе повествование), его предупреждение Ною, и строительство Ковчега
- — книги Бытия — мир разрушен и создан заново
- — Завет Бога с Ноем , в котором Бог обещает никогда не уничтожать мир водой
- — Ной Виноградарь (изобретение вина), его пьянство, три сына, и проклятие Ханаана
• Родословие сыновей Ноя (10:1-11:9)
- — Таблица народов ( сыновей Ноя и родоначальников народов мира), и как они оказались рассеяны по всей Земле вследствие )
• Родословие Сима (11:10-26)
История составления
Источники книги Бытия
Большинство ученых сходятся во мнении, что Тора, собрание из пяти книг, первой из которой является книга Бытия, приняла подобный современному вид в V в. до н. э [ источник не указан 2117 дней ] . Книга Бытия составлена из ряда различных «источников», среди которых принято выделять Священнический кодекс , Яхвист и Элохист — последние два зачастую именуются «не-священническими», однако Элохист отсутствует в Первозданной истории, поэтому в отношении Первозданной истории термины «не-священнический» и «Яхвист» могут использоваться взаимозаменяемо.
Отношения Первозданной истории к Бытие 12-50
1-11 главы книги Бытия почти не связаны с остальной частью книги. Например, имена героев и место действия — Адам (человек) и Ева (жизнь), Земля Нод («блуждающая»), и так далее, — носят скорее символический, чем реальный характер. Большая часть повествования состоит из списков вещей, произошедших в первый раз: первое убийство, первое вино, первый строитель империи. Примечательно, что почти никто из людей, мест или историй, упомянутых в ней, не встречается нигде больше в Библии. Это заставило некоторых ученых предположить, что введение было добавлено к книге Бытия и Пятикнижию впоследствии в композиционных целях. Как поздно это произошло остается предметом для дискуссий: одни считают, что это произошло в эллинистическую эпоху, то есть не раньше, чем в первые десятилетия 4 века до н. э.; с другой стороны, некоторые ученые, в частности, , датируют Яхвист временем Вавилонского плена (6 век до н. э.) именно потому, что Первозданная история содержит значительные следы влияния вавилонской мифологии.
Мифы Месопотамии (и Египта) и Первозданная история
В Первозданной истории отражены многочисленные Месопотамские (и один Египетский) мифы. Миф об Атрахасис, например, был первой записью масштабного потопа, и является источником рассказа о . В нижеследующей таблице перечислены мифы, являющиеся источниками различных библейских сюжетов.
Библейская история
|
Миф Месопотамии (Египетский)
|
---|---|
Повествование о творении 1 главы книги Бытия | Вавилонский миф о творении Энума Элиш , очень схож с началом 1 главы книги Бытия. В нём есть апелляция к таким терминам, как «глубина» (евр. Техом), и в целом приводится очень похожая на Быт. 1:6 космология, а также аналогичным образом проводит связь между исчислением времени и творением небесных светил. Сотворение Богом человека по Своему образу также напоминает Месопотамские мифы, как и верховное положение человека над природой. Кроме того, как Бог творит через слово, сказанное в 1 главе книги Бытия, так и в «Мемфисской теологии» Бог Птах творит мир посредством речи. |
Повествование о творении 2 главы книги Бытия | В эпосе Атрахасис повествуется о том, как боги создали людей из праха. |
Сад Эдема | Бог и богиня Энки и Нинхурсаг наслаждались Древом жизни. Образ библейского змия является схожим с образом бога Апсу в Энума Элиш. |
Каин и Авель | Образ Каина и Авеля схож с богами Думузи и Энкимду. |
Родословные | Шумерский список царей , как и список потомков Каина, объясняет происхождение элементов цивилизации. Образ Еноха , седьмого потомка по линии Адама, взятого на небо Богом, схож с образом царя Энмердуранки и мудрецом Уту’абзу, также седьмыми в их линии, которые были взяты на небо, чтобы обитать вместе с богами. |
Повествование о потопе в книге Бытия | Повествование о великом потопе к началу 2 тысячелетия до н. э. существует в нескольких вариациях; как и позднейший миф книги Бытия, они рассказывают о том, как человечество смогло выжить благодаря одному герою и его семье. |
Вавилонская башня (Бытие 11) | Хотя не существует месопотамских мифов, связанных с Вавилонской башней, ученые сходятся во мнении о том, что за этой историей стоят Вавилонские зиккураты , или башни-храмы. |
Тематический и богословский аспекты
Творение, разрушение и воссоздание заново
История рассказывает о том, как Бог создает мир, который «хорош» (каждый акт творения 1 главы книги Бытия заканчивается тем, что Бог отмечает, что это — «хорошо»), и как зло поражает его через непослушание (история Эдема) и насилие (Каин и Авель) .
Хронология
Повествование книги Бытия о творении служит отправной точной библейской хронологии, разработанной системой временных отрезков, как скрытых, так и явных, охватывающей фиктивную 4000-летнюю историю мира . Начиная со дня творения и до Авраама, время считается путем сложения друг с другом возраста патриархов на момент рождения первого сына . Представляется возможным, что время потопа не планировалось включать в хронологию, — например, Шем, рожденный за 100 лет до потопа, «зачал» своего первенца за два года до этого, в связи с чем, его возраст должен был составлять 102 года, однако Быт. 11:10-11 отмечает, что ему было только 100, указывая на то, что время приостановилось. Период с рождения сына Шема до переселения Авраама в Ханаан составлял 365 лет. Длина этого периода дублирует временной промежуток жизни Еноха, который также составлял 365 лет (количество лет равно количеству дней в году). От Адама до Потопа жили 10 патриархов, и между Потопом и Авраамом жили также 10 патриархов. Септуагинта добавляет ещё одного предка, делая, таким образом, число представителей второй группы равным 10, начиная со времен Потопа до Фарры. Ной и Фарра имели по три сына каждый, из которых первенец считался наиболее важным.
Комментарии
- See John Van Seters, "Prologue to History: The Yahwist as Historian in Genesis (1992), pp.80, 155-56.
- Насколько исторически достоверным является сюжет, описываемый в книге Бытия? Ввиду того, что действие Первозданной истории не вписывается в научную картину истории человечества и имеет множество отсылок к древней мифологии, едва ли можно говорить об историчности её повествования.
Примечания
- , p. ix.
- , p. 1.
- , p. 4.
- , p. 301 and fn.35.
- ↑ , p. 2.
- , p. 301.
- , p. 240—241.
- , p. 6.
- , p. 1.
- , p. 2—3.
- , p. 53—54.
- Blenkinsopp, Joseph, 1927-. . — London. — xii, 214 pages с. — ISBN 9780567372871 .
- (англ.) . — Oxford: Oxford University Press, 2004. — xxiii, 2181, 9 pages p. — ISBN 9780195297515 .
- Ruiten, Jacques T. A. G. M. Primeval History Interpreted: The Rewriting of Genesis 1-11 in the Book of Jubilees. — BRILL, 2000. — С. 123.
Литература
- Alter, Robert. . — W. W. Norton & Company, 1997. — ISBN 978-0393070262 . от 9 апреля 2016 на Wayback Machine
- Blenkinsopp, Joseph. . — New York : Bloomsbury T&T Clark, 2011. — ISBN 978-0-567-37287-1 . от 22 мая 2018 на Wayback Machine
- Carr, David M. . — Westminster John Knox Press, 1996. от 22 мая 2018 на Wayback Machine
- Carr, David M. Genesis, Book of // . — Eerdmans, 2000. от 22 мая 2018 на Wayback Machine
- Davies, Philip R. . — Westminster John Knox Press, 2008.
- Day, John. . — Bloomsbury, 2014. от 22 мая 2018 на Wayback Machine
- Enns, Peter. . — Baker Books, 2012. от 22 мая 2018 на Wayback Machine
- Gertz, Jan Christian. The Formation of the Primeval History // . — Eisenbrauns, 1994. от 22 мая 2018 на Wayback Machine
- Gmirkin, Russell E. . — Bloomsbury, 2006. от 22 мая 2018 на Wayback Machine
- Guillaume, Philippe. Tracing the Origin of the Sabbatical Calendar in the Priestly Narrative // . — Gorgias Press, 2007. от 23 января 2014 на Wayback Machine
- "I Studied Inscriptions from Before the Flood": Ancient Near Eastern, Literary, and Linguistic Approaches to Genesis 1-11. — Winona Lake, Indiana : Eisenbrauns, 1994. — Vol. 4. — ISBN 0-931464-88-9 .
- Hughes, Jeremy. Secrets of the Times: Myth and History in Biblical Chronology. — A&C Black, 1990. — ISBN 9780567629302 .
- Kugler, Robert; Hartin, Patrick (2009), , Eerdmans от 22 мая 2018 на Wayback Machine
- Kvanvig, Helge. . — BRILL, 2011. от 22 мая 2018 на Wayback Machine
- Levenson, Jon D. Genesis: introduction and annotations // . — Oxford University Press, 2004. — ISBN 9780195297515 .
- Matthews, K.A. . — B&H Publishing Group, 1996. от 15 октября 2017 на Wayback Machine
- Najm, S. Jubilee Calendar Rescued from the Flood Narrative // / S. Najm, Ph. Guillaume. — Gorgias Press, 2007. от 21 июня 2015 на Wayback Machine
- Ruiten, Jacques T. A. G. M. . — BRILL, 2000. от 15 октября 2017 на Wayback Machine
- Sailhamer, John H. . — InterVarsity Press, 2010. от 22 мая 2018 на Wayback Machine
- Thompson, Thomas L. Narrative Reiteration and Comparative Literature // . — Routledge, 2014. от 22 мая 2018 на Wayback Machine
- 2021-03-02
- 1