Кастильон-Фьорентино
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мадонна во славе» («Мадонна с Младенцем и ангелами») — картина итальянского художника эпохи Возрождения Россо Фьорентино из собрания Государственного Эрмитажа .
Картина демонстрирует ряд совершенно новаторских решений в живописи Возрождения: как отмечала ведущий специалист Эрмитажа , «эрмитажная картина — своего рода манифест нового направления во флорентийском искусстве, маньеризма » . В этой работе художник решительно порывает с уже сложившимся каноном Высокого Возрождения и предлагает вниманию весьма экстравагантную для того времени композицию картины.
Мадонна сидит на облаке, опираясь ногами на ангелов- путти , её взгляд направлен в сторону от Младенца, вообще взгляды всех персонажей картины направлены в абсолютно разные стороны, демонстрируя полную эмоциональную разобщённость. Сам Младенец, в нарушение всех традиций, изображён в виде уже сформировавшегося ребенка лет пяти-шести. Мадонна испускает холодное голубовато-зелёное сияние, а снизу её и ангелов освещает тёплый оранжевый свет. В верхних углах картины клубящиеся сине-зелёные облака формируют призрачные абрисы чьих-то лиц, создавая тревожное настроение.
Подавляющее большинство исследователей (в том числе и хранители Эрмитажа) признают авторство Россо, за исключением Лонги и Костаманьи , которые считают автором Педро Мачуку . Время создания картины также не установлено, однако Россо только в 1517 году вступил в гильдию флорентийских живописцев, и считается, что его работы до этого времени неизвестны. Ряд исследователей считает, что картина была создана в период 1519—1523 годов , в Эрмитаже придерживаются аналогичной датировки .
Картина была написана на доске, ранняя история её владения невыяснена, куплена в Париже для Эрмитажа в 1810 году при посредничестве директора Лувра барона Доминика Виван-Денона . Поскольку доска была сильно изъедена жуком-точильщиком то в 1862 году картина прошла первую реставрацию и была переведена с дерева на холст .
В начале XXI века картина опять прошла реставрацию, по окончании которой 14 февраля 2018 года была выставлена в Аполлоновом зале Зимнего дворца ; тогда же было уточнено официальное название картины — «Мадонна во славе» (ранее в каталогах Эрмитажа она значилась как «Мадонна с Младенцем и ангелами» . В процессе реставрационных работ за счет снятия старого загрязненного лака и расчистки от позднейших неумелых реставрационных записей была существенно изменена колористика картины, на голове одного из путти выявился лавровый венок, контуры фигур и детали стали гораздо чётче .