Война пятой коалиции
- 1 year ago
- 0
- 0
«Снятие пятой печати» (или «Видение святого Иоанна» ) — картина Эль Греко , написанная в последние годы его жизни. Современное название получила в 1908 году: его предложил искусствовед Мануэль Коссио, усомнившийся в правильности предыдущего — «Любовь земная».
Согласно данным Метрополитен-музея картина не завершена и серьёзно повреждена .
Картина была написана для придела церкви Госпиталя Иоанна Крестителя рядом с Толедо . Она предположительно являлась частью триптиха, две другие части которого изображали «Благовещение» (ныне в Центральном госпитале, Мадрид) и «Крещение» (ныне в церкви Иоанна Крестителя, Толедо). В инвентории его мастерской, составленной в 1614 году после его смерти, картина фигурирует как «Святой Иоанн Евангелист видит тайны Апокалипсиса».
Сюжет картины, по предположению Коссио, взят из главы 6 « Откровения Иоанна Богослова » ( ), описывающей видения апостола Иоанна во время снятия Агнцем пятой печати.
Картина изображает момент открытия пятой печати, когда Иоанн узрел души мучеников, взывающих к Всевышнему о возмездии своим мучителям. На полотне доминирует экзальтированная фигура Иоанна, вздевающего руки к небесам; за ним видны терзающиеся обнажённые души, которым ангелы приносят одежды Спасения.
В верхней части предположительно находился алтарь и Агнец.
Значительная часть верхней половины картины была отрезана. Вероятно, она имела сходство с другой работой Эль Греко « Концерт ангелов », написанной для той же церкви и так же отрезанной сверху. Считалось, что на обеих картинах в сохранившихся нижних половинах показана Любовь земная, а в утраченных верхних — Любовь небесная .
В XIX веке картина принадлежала премьер-министру Испании Антонио Кановасу дель Кастильо . Около 1880 года Кановас, не удовлетворённый плохим состоянием полотна, решил провести его реставрацию. «Реставраторы» отрезали как минимум 175 сантиметров верхней части, оставив апостола Иоанна в выразительной позе смотрящим в никуда. Возможно, именно эта несуразица в композиции заинтриговала более поздних зрителей и способствовала распространению славы картины в модернистских кругах.
После смерти Кановаса в 1897 году картину приобрёл за 1000 песет художник Игнасио Сулоага , сыгравший важную роль в возрождении интереса к Эль Греко. Он изобразил «Снятие пятой печати» на фоне своей картины «Мои друзья» ( Mis amigos ) с портретами нескольких знаменитых участников Поколения 98 года . Известно, что Сулоага показывал картину Пикассо и Рильке . Он заявлял, что «Снятие пятой печати» обладает визионерской силой и является предтечей модернизма . В 1956 году музей Сулоага продал картину Метрополитен-музею в Нью-Йорке, где она и хранится по сей день.
Предполагается, что «Снятие пятой печати» послужило источником вдохновения для ранних кубистских работ Пабло Пикассо и что особенно это отразилось в экспрессионистской угловатости « Авиньонских девиц », которых он написал после знакомства с картиной Эль Греко в студии Сулоаги . Стилистические сходства и взаимосвязь мотивов между картинами были выявлены в начале 1980-х годов искусствоведом Роном Джонсоном . По словам британского искусствоведа Джона Ричардсона: «Авиньонские девицы» говорят о себе немного больше, как только мы понимаем, что у Эль Греко они позаимствовали не меньше, чем у Сезанна " . Взаимосвязь между картинами обосновывается, например, наличием одетой фигуры слева и обнажённых справа, что соответствует композиции «Снятия пятой печати» и может символизировать противопоставление земной и небесной любви , хотя по другой версии картина Пикассо является развитием первоначального эскиза, изображающего студента-медика с черепом или книгой в руках, заходящего в комнату с матросом, сидящим в окружении раздетых девиц . Морфологические параллели между картинами также обнаруживаются в экспериментах Пикассо с перевёрнутыми треугольными формами.
Согласно искусствоведу Эфи Фондулаки «начатый Пикассо диалог с Эль Греко через посредство Сезанна в итоге вылился в кубизм» . Джон Ричардсон считает, что в апокалипсисе на картине Эль Греко Пикассо увидел способ впитать духовную энергию великого религиозного художника для решения собственных творческих задач — апокалиптическое видение, которому художник следовал всю свою жизнь .