Джиральди, Франко
- 1 year ago
- 0
- 0
Джамбатти́ста Джира́льди ( итал. Giambattista Giraldi ), больше известный под именем Чи́нцио Джира́льди ( итал. Cinzio Giraldi ; 30 ноября 1504 , Феррара — 30 декабря 1573 , Феррара ) — итальянский учёный-гуманист, теоретик литературы и писатель.
Родился в 1504 г. в г. Феррара , где впоследствии учился в университете. В 1525 стал профессором натурфилософии , преподавал в Феррарском университете философию и медицину. Двенадцать лет спустя он сменил Челио Кальканьини на кафедре художественной литературы.
Затем состоял секретарём герцогов Феррарских . С 1542 по 1560 он был сначала секретарём при Эрколе II д’Эсте , а в дальнейшем и при Альфонсо II д’Эсте . В связи с литературной ссорой потерял покровительство своего патрона и был вынужден в 1560 г. покинуть город; до 1568 г. находился в Мондови , где преподавал литературу. Впоследствии, по приглашению сената Милана , он преподавал в Павии . Затем в 1572 г. вернулся в Феррару, где в 1573-м умер.
Своей практической и теоретической работами Джиральди Чинтио способствовал реформе итальянской трагедии в античном стиле . В теории он опирался на учение Аристотеля и практику греческой трагедии , однако первым образцом для него был Сенека . Теоретич. взгляды изложены Джиральди Чинтио в «Рассуждении о сочинении комедий и трагедий» (1543), а также в сопроводительных замечаниях к трагедии «Орбекка» (пост. 1541). Помимо этой трагедии (сюжет которой навеян «Тиестом» Сенеки), его перу принадлежит ещё 8 пьес («Клеопатра», «Дидона», «Альтила», «Селена», «Арренопия», «Антиваломени», «Эпития», «Эуфимия»). Сюжеты шести последних (как и «Орбекки») были предварительно разработаны им в новеллах. Пьесы эти очень несовершенны, действие едва намечено, персонажи условно-аллегоричны. Не достиг успеха Джиральди Чинтио и в своей эпической поэме «Геркулес» («Ercole», 1557); он написал только 26 песен из 48 задуманных. Налет монотонной дидактики скомпрометировал и те отрывки, которые не лишены поэтичности. Основным сочинением Джиральди Чинтио справедливо почитается сборник «Сто сказаний» («Ecatommiti», 1565). Часть новелл очевидно вдохновлены « Декамероном » Дж. Боккаччо . Наибольшей известностью пользуются две новеллы: 2-я второй декады — давшая сюжет трагедии «Орбекка», и новелла 7-я третьей декады, рассказывающая историю Венецианского мавра (лёгшую в основу шекспировского « Отелло »).