Гонсалес, Диего Абрахам
- 1 year ago
- 0
- 0
Абрахам ха-Яхини ( ивр. אברהם יכיני ) — константинопольский раввин XVII века , один из наиболее активных сторонников Шабтая Цви . Сын Петахии из Константинополя. Родился, предположительно, 8 сентября 1611 (по другим сведениям 1617 ). Учился каббале у Йозефа ди-Трани и Мордехая из Германии.
Когда Шабтай Цви прибыл в Константинополь в 1653 , Яхини вёл с ним долгие беседы и оказал ему поддержку. Он поддержал его также в его мессианских притязаниях, и, обладая непревзойдёнными ораторскими способностями, способствовал признанию Шабтая Цви в Константинополе в 1665 году .
По мнению Саспортаса , наиболее упорного борца с саббатианством, именно Абрахам Яхини передал Шабтаю Цви книгу, написанную архаичными буквами, в которой содержалось пророчество о приходе Шабтая как Мессии. Глава, называющаяся «Великая мудрость Соломона», начиналась со слов
Я, И я Авраам, после того как уединялся в течение целого года, предавался созерцанию великого крокодила, наполняющего собою реку Египетскую, и размышлял, когда наступит чудесный конец, и я услышал голос моего друга: и родится сын y Мордехая Цеви, в 5386 г. (1626), и назовут его Саббатай Цеви, и он победит великого крокодила и лишит силы змею лютую. Он и есть истинный мессия. Воевать он будет не силою рук человеческих, пока не вознесется река. Его царство будет вечным, и кроме него нет избавителя y Израиля. Встань на ноги и услышь про силу сего человека, хотя он с виду слабый и исхудалый. Он любим мною, он мил мне... и он будет восседать на престоле моем". Затем следует туманно-запутанный фантастический рассказ ο появившемся маленьком карлике, вышиной в локоть, который перевернул с корнем гору гигантскую, что должно было воочию показать, что не в материальном могуществе сила. Заканчивается это пророчество так: "И этот человек, ο котором я говорил тебе, будет много трудиться над познанием Бога, и ο нем пророчествовал Хабаккук
Исследователи полагают, что данный текст сфабрикован Яхини, который мастерски владел архаичным языком и мог вполне писать в апокалиптическом стиле. Однако некоторые считают, что текст составил Натан из Газы . Шабтай Цви очень ценил это свидетельство, а позднее в Смирне присвоил Яхини ранг короля в его будущей всемирной империи.
Яхини поддерживал Шабтая Цви, организовывал ему встречи, а когда он попал под арест в замке Абидос и добился принятия в раввинском совете Константинополя про-саббатианских решений.
Он принял в Константинополе двух высших польских раввинов, которых убедил в мессианстве Шабтая Цви.
Отречение Шабтая Цви прекратило его агитационную деятельность, но он остался верен Шабтаю и стал возглавлять саббатианскую общину в Константинополе. Продолжал вести активную переписку с Шабтаем Цви, Натаном из Газы, Кардозо, и помогал переписывать брошюры.
Умер предположительно в 1682 году .
Потеряв пост проповедника, он стал заниматься переписыванием старинных рукописей еврейских и караимских писателей для любителей древности. Крымчаки до сих пор упоминают его имя в заупокойной молитве в Йом-Киппур .
Написал немало теоретических работ и генеалогических исследований.