Кабелино Андраде, Максвелл
- 1 year ago
- 0
- 0
Ма́ксвелл А́ндерсон (правильнее Ма́ксуэлл А́ндерсон , англ. Maxwell Anderson ; 15 декабря 1888 , , Пенсильвания — 28 февраля 1959 , Стамфорд , Коннектикут ) — американский драматург и теоретик театра.
Максуэлл Андерсон был старшим из 8 детей Уильяма Линкольна Андерсона. На момент рождения Максуэлла Уильям Андерсон работал лесорубом, позднее стал работать пожарным на железной дороге и баптистским проповедником. Из-за того, что проповедник Андерсон часто менял приходы, его семье пришлось попутешествовать по всему Среднему Западу США . Андерсоны жили бедно и голодно, уже в 13 лет Максуэллу пришлось пойти работать подёнщиком на ферму. Мальчик посещал порядка 10 школ в различных местах Среднего Запада, учиться получалось урывками, однако книги он читал запоем.
Отклонив предложение отца пойти по его стопам и стать духовным лицом, в 1908 году Максуэлл поступает в университет Северной Дакоты , находившийся в городке Гранд-Форкс . Здесь он впервые посещает театральный спектакль — пьесу Ибсена « Гедда Габлер », главную роль в которой исполняла известная русская актриса Алла Назимова . По окончании университета Андерсон женится и в течение 2 лет преподаёт английский язык и литературу сначала в школе городка , затем в Сан-Франциско , где параллельно с преподаванием продолжает обучение в Стэнфордском университете , по окончании которого получает степень магистра в области английской литературы. В это время он публикует в журналах свои первые статьи и стихи.
Осенью 1917 года будущий писатель получает место преподавателя в калифорнийском колледже Уиттера, однако вследствие занятой им твёрдой позиции пацифиста в условиях вступления США в войну в Европе подвергается травле со стороны руководства колледжа и увольняется. Затем он работает в редакциях газеты « Сан-Франциско кроникл », нью-йоркских « Нью рипаблик » и «Нью-Йорк уорлд». В последней кроме всего прочего он был ответственен за театральную рубрику, и это определило его будущую деятельность. В 1920 году он пишет свою первую, стихотворную, пьесу «Белая пустыня». В 1923 году пьеса была поставлена и имела средний успех, но благодаря ей на автора обратил внимание — журналист, коллега Андерсона по «Нью-Йорк уорлд», предложивший ему написать вместе антивоенную пьесу и ставший затем соавтором нескольких его драм. Поставленная в Нью-Йорке осенью 1924 года пьеса «Цена славы» вызвала скандал, мэрия Нью-Йорка собиралась подать на авторов в суд, однако зрители приняли спектакль восторженно. «Цена славы» выдержала более 400 представлений и сделала своих авторов знаменитыми.
Две следующие пьесы, написанные Андерсоном совместно со Столлингом, успеха не имели, и их творческий дуэт распался. Однако созданная им в 1927 году комедия «Дети субботы» и особенно написанная вместе с драма « », посвящённая судебному процессу, невинно осудившему на смерть рабочих-революционеров Сакко и Ванцетти , были весьма успешными. «Громовержцы», показавшие расправу буржуазного государства над революционерами- анархистами , предвосхитили появление социальных пьес левых американских драматургов в 30-е годы XX века.
В самом начале 20-х годов Андерсон покупает участок земли с фермой близ городка , где селится и много работает. Он создаёт в том числе и исторические драмы — «Королева Елизавета» (написана белым стихом ), «Мария Шотландская», «Вэлли Фордж» (о войне американцев за независимость). В 1933 году появляется пьеса «Оба ваши дома», едкая сатира на нравы в американском Конгрессе , за которую Андерсон был удостоен Пулитцеровской премии . В 1935 году ставится вторая часть «Громовержцев» — трагедия «Воцарение зимы», удостоенная Премии кружка театральных критиков за 1935/36 год. Год спустя Андерсон был удостоен этой премии второй раз — за пьесу «Хай Тор» (за 1936/37 год).
В 1933 году в США приезжает эмигрировавший из нацистской Германии композитор Курт Вайль , с которым у Андерсона устанавливаются дружеские отношения. В 1935 году они вместе создают музыкальную комедию «Праздник голландских поселенцев». К 1954 году «Сентябрьская песенка» из этой комедии принесла драматургу денег больше, чем все другие его пьесы, вместе взятые.
Во время Второй мировой войны Андерсон занимает иную позицию, нежели в 1917 году. О необходимости борьбы и победы над фашизмом он пишет в пьесах «Канун дня святого Марка» (1942) и, в особенности, в «Свече на ветру» (1941), действие которой происходит в оккупированной Франции .
В послевоенный период драматург пишет несколько исторических драм — «Жанна Лотарингская» (о Жанне д´Арк ), «Тысяча дней Анны Болейн », «Босоногий в Афинах» (о последних месяцах жизни Сократа ). Последнюю трагедию автор писал более 6 лет и возлагал на неё особые надежды, поэтому её театральный провал воспринял с непониманием и обидой. Вслед за этим он пишет и ставит на Бродвее в 1954 году пьесу-триллер «Дурное семя» (которую сам же называет халтурой), имевшую шумный и скандальный успех.
Максвелл Андерсон был первым (и единственным — если не считать Артура Миллера , выпустившего книгу «Трагедия и простой человек») американским драматургом, работавшим над теорией трагедии. В 1947 году выходит сборник Андерсона «В стороне от Бродвея. Очерки о театре» ( Off Broadway, Essays about the Theater ), в которой он обобщает свой опыт драматурга, пишет о роли театра в обществе.
Максвелл Андерсон также работал в кино. Его сценарий фильма « На Западном фронте без перемен » по одноимённому роману Ремарка (реж. Льюис Майлстоун , 1930) номинировался на « Оскар » . Многие из его пьес были экранизированы известными режиссёрами ( Рауль Уолш , Джон Форд , Джон Хьюстон , Рубен Мамулян и другие).