Соколов, Ипполит Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ипполит Васильевич Шпажинский (1844 или 1845 — 1917 ) — русский драматург.
Происходил из дворян Воронежской губернии , но родился в Тифлисе — в 1845 или 1844 году . Получив военное образование в Воронежском кадетском корпусе , а затем в Александровском военном училище в Москве, служил в уланском полку. После выхода в отставку прошёл на правах вольнослушателя полный курс юридического факультета Московского университета .
Под псевдонимом Ив. Везовский публиковал небольшие повести, рассказы и сцены в « Развлечении » Ф. Б. Миллера . В 1876 году было поставлено первое драматическое произведение Шпажинского — драма «Вопрос жизни», затрагивавшая психологические темы. Затем последовало большое количество сценических произведений всех жанров: трагедий, драм, комедий, а также отдельных сцен. Большинство из написанных им либретто немедленно ставились на «казённых сценах» (в императорских театрах) Петербурга и Москвы . В их числе: «Лакомый кусочек», «Упрёки прошлого», «Лёгкие средства», «В забытой усадьбе», «Дело житейское», «Прахом пошло», «Питомка», «Предел», «Ложь, да правды стоит», «Вольная волюшка», «Луч», «Простая история» и другие, собранные в двух томах ( М. , 1892). За драму «Две судьбы» Шпажинский получил Грибоедовскую премию , за несколько других пьес — премии Вучины .
Особенным успехом пользовались его драма «Майорша» (1878), комедия «Фофан» (1880), драма «Кручина» (1881), трагедия «Чародейка» (1884), драма «В старые годы» (1888) . «Майорша» и «Чародейка» были переведены на французский, немецкий и чешский языки, а драмой «Майорша» в постановке режиссёра Максимова началась история Рижского русского театра .
Стихотворная трагедия на историческом материале «Чародейка» стала основой известной оперы П. И. Чайковского , чьё знакомство со Шпажинским состоялось в январе 1885 года. Кроме ещё нескольких либретто для Чайковского Шпажинский написал либретто оперы « Тарас Бульба » для композитора В. Н. Кашперова . В 1886 году при повторной постановке А. Н. Островским « Воеводы » на музыку Кашперова содействовал приглашению Чайковского в качестве автора одного из явлений обновлённой оперы , воздавая этим дань Петру Ильичу, как автору первой версии, написанной им в 1869 году.
Пьесы Шпажинского посвящены изображению дореформенной помещичьей или городской жизни, преимущественно бедных классов. Нередко Шпажинский пытается быть психологом, разбирая пробуждение ненависти в покинутой женщине, благотворное влияние истинного, высокого чувства, роковое значение случайностей, муки и угрызения совести невольного преступника и проч. Пьесы Шпажинского в своё время имели успех. В них играли М. Г. Савина , П. А. Стрепетова , В. Ф. Комиссаржевская .
С 1890 года занимал должность председателя Общества русских драматических писателей и оперных композиторов . В Санкт-Петербурге вышло четырёхтомное собрание его произведений: «Драматические сочинения» ( СПб. , 1886—1890).
Поэт Георгий Чулков в своих « » называет Шпажинского своим «дядюшкой».
Литературовед Г. А. Бялый писал о Шпажинском:
Талантливый эпигон, даровитый представитель переходной поры, драматург без новаторских устремлений, Шпажинский дал театральной русской публике что мог, и получил от неё что заслужил: быстрый успех и быстрое забвение.
— Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. — Л. , 1973. — С. 148.
Скончался 2 (15) февраля 1917 года .
Сын — художник (картина «Каменные бабы» находилась в Третьяковской галерее ). В 1920-е годы работал театральным режиссёром в Крыму . В последние годы преподавал в Крымском художественном училище имени Н. С. Самокиша .
Также у писателя было двое внебрачных детей. Ипполит Шпажинский и Мария Райкова (урожденная фон Герта) быстро разошлись, и дети воспитывались матерью. Один из них, Борис Райков , впоследствии стал профессором, историком науки .