Interested Article - Иллюстрации Уильяма Блейка к книге Иова
- 2020-09-29
- 2
Иллюстрации Уильяма Блейка к библейской «Книге Иова» — это, в первую очередь, серия из двадцати двух гравюр , опубликованных Блейком в 1826 году . К ним также относятся две более ранние серии акварелей Блейка на ту же тему ( 1806 и 1821 ), а несколько отдельных работ, созданных в разные годы. Серия гравюр к Иову считается высочайшим достижением Блейка в области книжной графики и одним из мировых шедевров гравировального искусства .
История создания
Истоки
Ещё в 1785 г. Блейк набросал несколько эскизов иллюстраций к «Книге Иова». В 1793 году Блейк выполнил гравюру на основе этих рисунков, которую он предложил для продажи, и в своём «Обращении к публике» объявил её цену: двенадцать шиллингов . Хотя и не была включена в окончательную серию 1826, она ближе всего соответствует характеру илл. № 10 Друзья Иова порицают его . Вместе с гравюрой «Пророк Иезекииль » они остались единственными образцами целой серии гравюр на темы из Библии, которую Блейк задумал, но так и не довёл до конца. Блейк сделал новый вариант этих гравюр между 1800 и 1825 годами.
Следующей иллюстрацией была темпера «Иов и его дочери» (1800), выполненная по заказу Томаса Баттса (см. галерею ниже) . Она имеет некоторое сходство с иллюстрацией № 20 из поздней серии гравюр.
В 1819 Джон Линнелл познакомил Блейка со своим учителем художником-акварелистом и астрологом Джоном Варли (1778—1842), который заинтересовался видениями Блейка, решив, что они связаны с астрологическим миром духов. Он, как и Блейк, увлекался физиогномикой и побудил Блейка зарисовать свои видения являвшиеся ему в его воображении, главным образом, по ночам. Таким образом, возникла большая серия (более сотни) карандашных рисунков под условным названием «Головы призраков» («Visionary Heads») с портретами множества исторических, библейских, мифологических и литературных персонажей, среди которых был также и Иов (ок. 1823, см. иллюстрацию выше).
Акварели
Поздняя серия гравюр основана на двух сериях акварелей, выполненных по заказам Томаса Баттса ( 1805 -6) и Джона Линнелла ( 1821 ).
Первая серия, первоначально состоящая из 19 акварелей, ныне находится в коллекции Библиотеки и Музея Моргана , Манхэттен , Нью-Йорк .
Вторая серии состоит из 21 акварели (Блейк добавил к обеим сериям № 17 и 20, «Видение Христа» и «Иов и его дочери», см. гравюры № 17 и 20). Работы этой серии по большей части находятся теперь в коллекции музея , Гарвард , США .
Существует и третья, так называемая, «новозеландская серия» акварелей, поначалу считавшихся работами Блейка, но затем их подлинность была подвергнута сомнению такими исследователями, как Мартин Батлин и Бо Линдберг , поскольку они не содержат никаких оригинальных деталей и, скорее всего, являются копиями, сделанными кем-то из круга Джона Линнелла.
В своей композиции Блейк следует в общих чертах библейской истории Иова, но также включает множество дополнительных мотивов, отражающих его собственную интерпретацию. Так, по Блейку, в начале Иов и его семья воспринимают только букву, а не дух Божественного закона. Иов тем самым попадает в руки Сатаны из-за своего ложного представление о Боге. Страдания Иова показаны в первой половине серии, и кульминацией их оказывается его кошмарное видения Дьявола-Бога в одиннадцатой иллюстрации. Духовное преобразование и телесное выздоровление Иова показаны во второй половине серии. В предпоследней иллюстрации, Иов рассказывает свою историю своим дочерям. В последней иллюстрации вся семья возвращается к жизни и процветанию. Некоторые критики и биографы трактуют эту серию, как персональный отчёт Блейка о своих собственных невзгодах и духовном мире, найденным им в конце жизни. Другие критики, находя такой подход привлекательным, всё же выражают сомнения из-за более ранней датировки серии акварелей, выполненной для Баттса, и ставшей основой всех более поздних версий .
Гравюры
В 1823 году Блейк получил от Линнелла заказ на серию гравюр к «Книге Иова» для предполагаемой публикации. Для этой серии был выбран метод глубокой печати ( интальо ), в отличие от метода рельефной гравюры, разработанного Блейком для печати своих собственных книг.
Блейк получил за всю эту работу от Линнелла 150 фунтов, 19 шиллингов и три пенса (на 50 фунтов, 19 шиллингов и три пенса больше, чем было предусмотрено контрактом) .
300 экземпляров «Иллюстраций к Книге Иова», 22 гравюры ин-кварто, изд. Уильяма Блейка совместно с Джоном Линнелом, было отпечатано и вышло в 1826 году. При жизни Блейка, однако, было продано из них всего 20 экземпляров. Только спустя 48 лет Линнелу потребовался дополнительный тираж, и в 1874 году он напечатал ещё 100 экземпляров. 68 из них оставались в собственности наследников Линнелла до 15 марта 1918 года, когда они были распроданы на аукционе Кристис .
Это последняя из работ Блейка, доведённых до конца, так как следующая работа, иллюстрации к «Божественной комедии» Данте , также заказанная Линнелом, осталась незавершённой из-за смерти Блейка.
Отличие гравюр от оригинальных акварелей заключается, главным образом, в сложном оформлении рамки, обрамляющей центральный рисунок, куда включены библейские цитаты и парафразы, а также дополнительные изображения перекликающиеся с основной иллюстрацией и, тем самым, углубляющие его смысл и символику.
В 1826 году после завершения серии гравюр Блейк написал ещё одну темперу на тему «Книги Иова»: Сатана поражает Иова проказой .
Наброски к серии гравюр
Сохранилась книга набросков, содержащая 32 эскиза к серии гравюр для «Книги Иова», выполненных карандашом, чернилами и акварелью. Ныне находится в коллекции Музея Фицуильяма , Кембридж , Англия . Эти наброски, дающие представление о процессе работы над серией, представляют собой уменьшённые подготовительные эскизы для гравюр. Нумерация в правом верхнем углу, вероятно, принадлежат Линнеллу или кому-то из членов его семьи .
-
1. Иов и его семья
-
2. Сатана перед троном Господним
-
3. Сыновья и Дочери Иова погубленные Сатаной
-
4. Вестник сообщает Иову о его несчастье
-
5. Сатана отходящий от лица Господня, и Иов, творящий милостыню
-
6. Сатана поражает Иова проказой
-
7. Утешители Иова
-
8. Отчаяние Иова
-
9. Видение Елифаза
-
10. Друзья Иова порицают его
-
11. Страшные сны Иова
-
12. Гнев Елиуя
-
13. Господь отвечал Иову из бури
-
14. При общем ликовании утренних звезд
-
15. Бегемот и левиафан
-
16. Падение Сатаны
-
17. Видение Христа
-
18. Жертва Иова
-
19. И дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу
-
19а. И дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу
-
20. Иов и его дочери
-
21. Возвращение и процветание семьи Иова
Таблица иллюстраций
Блейк не снабдил гравюры названиями, и названия здесь даны условные, объясняющие тему и характер изображения, и часто основанные на цитатах из самой «Книги Иова». Ниже даются эти цитаты, а также ссылки на их источники.
Примечания
- Шёнхерр 1997, с. 41
- Эссик 1980, с. 234
- в коллекции Тейт Британия .
- Эрдман 1988, с. 692-3
- от 17 сентября 2008 на Wayback Machine , в коллекции .
- Батлин 1981, с. 409-10
- Пейли — Paley, Morton D. (Nov. 1987) Untitled review in The Burlington Magazine , Vol. 129, No. 1016 , с. 747—748
- ↑ .
- Бентли 2001, с. 399 прим.
- Бентли 2001, с. 400 прим.
Литература
- Бентли — Джералд Идс Бентли (младший) / G. E. Bentley, Jr. The Stranger from Paradise: A Biography of William Blake. Yale University Press, 2001/03 — 532 pages ISBN 0-300-08939-2 (bbk — тв. обложка) / ISBN 0-300-10030-2 (pbk — бум. обложка)
- Блум — Bloom, Harold ; Northrop Frye , et al. (неопр.) / Harold Bloom. — , 2006. — (Bloom's Biocritiques). — ISBN 0-7910-8571-6 .
- Батлин — Butlin, Martin. The Paintings and Drawings of William Blake . 2 vols. New Haven, CT: Yale University Press, 1981.
- Дэймон — ISBN 0-87451-241-7 . Blake's Job: William Blake's Illustrations of the Book of Job (англ.) . — Hanover, New Hampshire: , 1966. —
- Ивз — Eaves, Morris (Editor). The Cambridge Companion to William Blake (неопр.) . — New York: Cambridge University Press , 2003. — ISBN 0-521-78677-0 .
- Эрдман — Harold Bloom . The Complete Poetry and Prose of William Blake (англ.) . — New York: Random House , 1988. — ISBN 0-385-15213-2 . ;
- Эссик — Essick, Robert N. (неопр.) . — Princeton, N.J.: Princeton University Press , 1980. — ISBN 0-691-03954-2 .
- Шёнхерр — Schoenherr, Douglas E. Lines of Enquiry: British Prints from the David Lemon Collection (англ.) . — Ottawa, Ontario: National Gallery of Canada, 1997. — ISBN 0-88884-674-6 .
См. также
Ссылки
- 2020-09-29
- 2