Существо (альбом)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мифическое или легендарное существо , также сказочное существо или сказочный зверь — тип мифологических персонажей, сверхъестественное животное / растение , нередко гибрид , иногда антропоморфное (например, сирены ), существование которого не доказано или не может быть доказано, и описанное как в мифологических или фольклорных источниках, так и некоторых исторических документах вплоть до современной эпохи .
В период Античности чудовища, такие как циклоп и минотавр , фигурируют в героических эпосах , где главный герой должен уничтожить этих тварей. Другие существа, такие как единороги или василиски , упоминались в трудах по естествознанию различными учёными древности . Свидетельства о ряде легендарных существ происходят из традиционной мифологии, а описанные вымышленные существа долгое время считались реально существующими, например драконы , грифоны и единороги. Другие представления были основаны на встречах с реальными, но увиденными впервые животными, описания которых были искажены, такие как баранец — ягнёнок, «вырастающий из стебля растения» .
Множество мифических животных фигурируют в литературе и искусстве Античной эпохи . Например, в сюжете « Одиссеи » важную роль играют такие существа как циклоп , Сцилла и Харибда , которым предстоит противостоять герою Одиссею . В других мифах Горгону Медузу побеждает Персей , Минотавра — Тесей , а Гидра погибает от рук Геракла в ходе выполнения одного из его подвигов , Эней сражается с гарпиями . Таким образом, основная роль этих монстров в сюжете — подчёркивать величие главных героев .
Нередко существа, имеющие сходную внешность и особенности фигурируют в мифологии совершенно различных культур и народов. Так, к примеру, кентавры , химеры , тритоны и пегасы встречаются и в мифологии индийцев . Сфинксы также появляются в качестве крылатых львов в индийском искусстве, а птица паяса — в мифологии индейцев Северной Америки .
В средневековом искусстве животные, как реальные, так и мифические, играли важную роль. Они включались в декоративные формы средневековых украшений, иногда с замысловатым переплетением конечностей. Порой изображения животных использовались для придания объектам юмористического смысла или, напротив, величия. В христианском искусстве животные несли символическое значение, например, ягнёнок символизировал Христа , голубь — Святого Духа , классический грифон — хранителя мёртвых. Средневековые бестиарии включали описания и изображения различных животных независимо от доказанности их существования; василиск олицетворял дьявола , а мантикора символизировала искушение .
Одной из функций мифических животных в Средние века была аллегория . Единороги , например, описывались как необычайно быстрые и неуловимые с помощью традиционных методов охоты животные . Считалось, что единственный способ поймать этого зверя — это привести к его жилищу деву. Единорог должен был «запрыгнуть к ней на колени и заснуть», после чего охотник мог, наконец, поймать его . С точки зрения символики, единорог был метафорой Христа. Единороги олицетворяли идею невинности и чистоты. В Библии короля Иакова в Псалме 92:10 говорится: « Возвысь рог мой, как рог единорога ». Переводчики короля Иакова ошибочно перевели еврейское слово « re'em » как «единорог» . В более поздних версиях этот термин переведён как «дикий бык» . Маленький размер единорога означает смирение Христа .
Ещё одним распространённым легендарным существом, выполнявшим аллегорические функции в Средние века, был дракон . Драконов отождествляли со змеями, хотя их атрибуты были значительно модифицированы. Предполагалось, что дракон был гораздо крупнее всех других животных . Считалось, дракон не обладал ядом, но мог убить всё живое, к чему прикасался и без всякого яда. Библейские писания описывают дракона как слугу дьявола , а образ дракона использовался для обозначения греха в целом . Считалось, что драконы обитали в таких местах, как Эфиопия и Индия . Эти заключения основывались, очевидно, на выводах о постоянном тёплом климате этих областей.
Физиологические особенности не были в центре внимания художников, изображающих мифических животных, а средневековые бестиарии не задумывались в качестве трудов по биологической систематике . Такие существа, как единорог и грифон, не попадали в отдельный «мифологический» раздел средневековых бестиариев , поскольку именно символизм, а не достоверность, имел первостепенное значение. При изображении и описании животных, существование которых к настоящему времени подтверждено учёными, также применялся фантастический подход. Вероятно, религиозное и моральное значение этих животных было намного более важным, чем правдоподобие. Писательница, исследователь роли мифических существ в средневековом искусстве Нона К. Флорес указывает: « К десятому веку художники все больше были связаны аллегорической интерпретацией и отказались от натуралистических изображений » .