Interested Article - Селларс, Питер

Питер Селларс ( англ. Peter Sellars , род. 27 сентября 1957 года , Питтсбург , штат Пенсильвания , США ) — американский театральный и оперный режиссёр, прославившийся неоднозначными интерпретациями классики.

Биография

Питер Селларс родился 27 сентября 1957 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) в состоятельной и интеллигентной семье (родители — продюсер на радио и преподаватель английского языка ) . Классической музыкой заинтересовался в раннем детстве. В возрасте пяти лет получил от отца в подарок дирижёрскую палочку и особый пульт, с которого «дирижировал» записями симфоний Людвига Бетховена в исполнении Артуро Тосканини . Другим увлечением мальчика была зоология , он подрабатывал в питтсбургском зоопарке и в Музее естественной истории, где его особо привлекали змеи. Был учеником в кукольном Lovelace Marionette Theatre , но в силу малого возраста (десять лет) был допущен до актёрской работы с куклами только на четвёртый год учёбы и долгое время его обязанности ограничивались подъёмом и опусканием занавеса .

В возрасте 18 лет, проживая в Париже , вступил в Международный Союз деятелей театра кукол — Union International de la Marionettes. Побывал на конгрессе этой организации в Москве , где на него сильное воздействие оказал театр Сергея Образцова и он познакомился с национальными традициями кукольного театра народов СССР .

Учился в элитной Академии Филлипса в Массачусетсе . Окончил Гарвардский университет в 1981 году . В юности испытывал большое влияние российского авангарда 20-х годов XX века : Владимира Маяковского , Велимира Хлебникова , Казимира Малевича , Всеволода Мейерхольда , Сергея Эйзенштейна (но дипломная исследовательская работа Селларса была посвящена последнему году творчества Константина Станиславского ). Своим учителем в Гарварде режиссёр считает известного слависта Юрия Штридтера. В его выпускной постановке пьеса Уильяма Шекспира « Антоний и Клеопатра » разыгрывалась в плавательном бассейне. Ещё будучи студентом, поставил версию « Кольца нибелунга » Рихарда Вагнера для кукольного театра .

После окончания колледжа Селларс путешествовал по Индии , Китаю и Японии с целью знакомства с азиатским театром.

В 26 лет стал режиссёром Американского Национального Театра в Вашингтоне .

Первым серьёзным опытом обращения к музыкальному театру опытом режиссёр считает свои полусценические постановки кантат И. С. Баха в церкви Святого Эммануила в Бостоне. Эта церковь предоставляла убежище бездомным, каждую субботу тут проходили встречи Общества анонимных алкоголиков . Церковь разрешила молодому режиссёру, не имеющему средств на аренду помещения, устроить здесь репетиционную базу и показывать постановки публике. Сам Селларс считает, что общение с этой аудиторией, которая становилась первым зрителем его постановок, изменило его взгляды на оперный театр .

Селларс осуществил постановки оперных спектаклей на сценах Метрополитен-опера , Королевского театра в Мадриде , Глайндборнского фестиваля , Мариинского театра , Пермского театра оперы и балета Королева индейцев » Генри Пёрселла, эта незаконченная опера композитора стала совместной постановкой Пермского театра, Королевского театра в Мадриде и Английской национальной оперы ), Лирической оперы Чикаго , Финской Национальной оперой , Парижской национальной оперы , Оперы Сан-Франциско . Ставил оперные спектакли для Зальцбургского фестиваля , для Международного фестиваля в Манчестере , для фестиваля «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге Тристан и Изольда » Рихарда Вагнера в Концертном зале Мариинского театра ), для музыкального фестиваля в Охай ( Калифорния ), Эдинбургского театрального фестиваля .

Работает с крупнейшими дирижёрами: Валерием Гергиевым , Эсой-Пекка Салоненом , Теодором Курентзисом , Уильямом Кристи , Густаво Дудамелем .

Интересными были признаны полусценические интерпретации режиссёром ораторий эпохи барокко , особый успех выпал на постановку оратории Г. Ф. Генделя « Феодора » (2000 год, дирижёр Уильям Кристи , Glyndebourne Festival Opera) и оратории И. С. Баха « Страсти по Матфею » с Берлинским филармоническим оркестром (2010 год, дирижёр Саймон Рэттл ).

Питер Селларс был руководителем крупнейших фестивалей: Фестиваль искусств в Лос-Анджелесе (в 1990 и 1993 годах), фестиваль искусств в Аделаиде ( Австралия , в 2000 году) и театральный фестиваль в Венеции ( Италия , в 2003 году ), New Crowned Hope (Вена, Австрия , 2006 год ) в честь 250-летия В. А. Моцарта.

Режиссёр активно сотрудничает с современными композиторами. Он осуществил в разное время постановки опер Кайи Саариахо , Освальдо Голихова , Оливье Мессиана , Дьёрдя Лигети , Джорджа Крама , почти всех опер Джона Адамса .

Селларс продолжает работать над театральными постановками. В 1994 году он с успехом поставил « Венецианского купца » Шекспира в театре Бобиньи в Париже, а затем в 2009 году « Отелло », где все роли играли чернокожие артисты, только заглавного героя играл чиканос . Режиссёр намеренно пытался вызвать у зрителей ассоциации с судьбой Барака Обамы . Интересной была признана его постановка пьесы Тони Моррисон «Дездемона» в 2011 году . Идею пьесы писательнице предложил сам Селлерс. В ней история Отелло рассказывается с точки зрения Дездемоны. Действие постановки происходит во время африканского ритуала поминовения усопших и сопровождается хором малийских девушек .

Питер Селларс является профессором кафедры Мирового искусства и культуры Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Является почётным членом Американской Академии искусств и наук .

Сотрудничество с Джоном Адамсом

Работа Селларса с композитором началась в 1985 году . Первым опытом их сотрудничества стала постановка в Хьюстоне в октябре 1987 года оперы « Никсон в Китае » («Nixon in China») на либретто Алисы Гудман о встрече Ричарда Никсона с Мао Цзэдуном , состоявшейся в феврале 1972 года . Она была копродукцией Houston Grand Opera, Бруклинской академии музыки, Нидерландской оперы и Вашингтонской оперы. Идея оперы принадлежит Селларсу, который предложил её ещё в 1985 году. Тогда Адамс встретил предложение неодобрительно, но затем оценил по достоинству. Сначала в мае 1987 года была представлена концертная версия и организована публичная дискуссия в антракте , копия либретто была предусмотрительно послана и самому бывшему президенту Никсону ( продюсеры опасались негативной реакции на политическую трактовку событий в опере). Только после одобрительной реакции зрителей и официальных властей была показана уже готовая к тому времени сценическая версия. Позднее опера была представлена в Нью-Йорке и Вашингтоне , а также в оперных театрах Европы. В 1990 году Селларс сделал новую редакцию оперы, чтобы учесть изменение отношений США и Китая после событий на Тяньаньмэнь .

Следующим плодом сотрудничества Адамса и Гудман стала опера «Смерть Клингхоффера» («The Death of Klinghoffer») на сюжет о захвате круизного судна « Achille Lauro » палестинскими террористами 1985 году . Идея оперы снова была предложена Селларсом, он же выступил и в качестве режиссёра-постановщика. Спектакль стал копродукцией Королевского театра де ла Монне, Оперы Сан-Франциско, Лионской оперы, Лос-Анджелесского фестиваля, Глайнбурнского фестиваля, Бруклинской академии музыки. Премьера постановки Селларса состоялась в Королевском театре де ла Монне ( Брюссель ) в марте 1991 года . Хотя авторы заявляли о своей нейтральной политической позиции, в адрес Адамса, Селларса и Гудман раздавались обвинения в антисемитизме .

В 1995 году Селларс осуществил постановку оперы Адамса «I Was Looking at the Ceiling and Then I Saw the Sky». Действие оперы разворачивается после землетрясения в Лос-Анджелесе 1994 года . Герои оперы — представители различных общественных слоёв и этносов США.

Селларс в декабре 2000 года поставил премьеру следующей оперы Адамса «Младенец Христос» («El niño») в Театре Шатле в Париже. Питер Селларс выступил на этот раз в качестве соавтора либретто, автора идеи создания оперы и режиссёра-постановщика, ему же Адамс и посвятил саму оперу . Действие оперы в постановке происходит на фоне киноэкрана, на котором Рождество Христово соотносится с историей молодой пары латиноамериканцев и рождением их ребёнка, а волхвами оказываются бродяги. Опера исполняется на испанском и английском языках с вкраплением латинских текстов. В либретто Селларса были использованы произведения Хильдегарды Бингенской , Хуаны Инес де ла Крус , Габриэлы Мистраль , Розарио Кастелланос, Висенте Уидобро , Рубена Дарио .

Опера «Атомный доктор» («Доктор Атом»), поставленная в октябре 2005 года в Опере Сан-Франциско , повествует о событиях создания атомной бомбы. Она посвящена личности Роберта Оппенгеймера и рассказывает о его роли в осуществлении Манхеттенского проекта . Снова Селларс выступил в качестве либреттиста и режиссёра-постановщика , хотя начинала работу над либретто Алис Гудман, затем вышедшая из проекта в связи с несогласием с трактовкой событий. Большая часть текста оперы была взята из рассекреченных правительственных документов США и переписки между учеными, государственными деятелями и генералами, которые были вовлечены в проект. Использованы также были стихи Шарля Бодлера , Джона Донна , цитаты из Бхагавадгиты и традиционные песни индейцев-пуэбло .

В ноябре 2006 года состоялась премьера (в венском MuseumsQuartier Hall) оперы Адамса «A Flowering Tree» на сюжет южно-индийской легенды, напоминающей « Волшебную флейту » Моцарта . Селларс выступил в качестве либреттиста и режиссёра-постановщика.

Последнее по времени сотрудничество — «Евангелие от другой Марии» («The Gospel According to the Other Mary»). Премьера была подготовлена Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Густаво Дудамеля. Премьера была дана 8 марта 2013 года в Лос-Анджелесе, а 20 марта показана на Люцернском музыкальном фестивале . Селларсу принадлежит либретто и постановка оперы . Кроме канонических текстов он использовал мемуары Дороти Дэй , сочинения Примо Леви , Рубена Дарио, Розарио Кастелланоса и других поэтов.

Работа в кино

Режиссёр испытывает интерес к художественному кино. В 1987 году он снялся в фильме Жана-Люка Годара «Король Лир» (в этом фильме выступил и как сценарист, но в титрах не указан) . В том же году он сыграл эпизодическую роль Гостя в фильме Джона Эвилдсена «С Новым годом». Селларс неоднократно появлялся в эпизодических ролях в телесериалах: «Уравнитель» (The Equalizer, в роли Woody, 1 эпизод, 1988 год), « Полиция Майами: Отдел нравов » (в роли Dr. Ohara, 1 эпизод, 1985 год), где режиссёры эксплуатировали его необычный имидж.

В 1991 году Питер Селларс снял фильм «Кабинет доктора Рамиреса» (копродукция Франции, Германии, США и Великобритании ) с участием Михаила Барышникова , сыгравшим роль сомнамбулы Сезара . В создании фильма приняли участие и другие культовые фигуры: музыка к фильму принадлежит Джону Адамсу (которая дополняется мелодиями Тибета ), главную женскую роль сыграла Джоан Кьюсак , главную мужскую — Питер Галлахер , художником-постановщиком фильма выступил Георгий Цыпин , оператором Дэвид Уоткин , одним из продюсеров стал Дэвид Линч . Сам фильм является вольной интерпретацией классического сюжета фильма Роберта Вине « Кабинет доктора Калигари » (Германия, 1920 год ). Действие фильма перенесено в современность, оно происходит на Манхеттене во время финансового кризиса. Отдавая дань немому оригиналу, персонажи фильма не произносят ни одного слова, передавая друг другу по ходу действия только пророческие записки сомнамбулы, которые и выполняют роль немногочисленных титров к фильму. Фильм был представлен на кинофестивале «Сандэнс» , на Стокгольмском международном кинофестивале и участвовал в конкурсной программе этого фестиваля в номинации Лучший режиссёр . Сам Селлерс так описывает фильм :

«Фильм состоит из ряда параллельных эпизодов, которые будут по-разному интерпретированы каждым зрителем. Они связаны миром чистого цвета, звука, света, эмоций и человеческого присутствия».

Фильм вызвал интерес кинокритиков, но широкая аудитория его проигнорировала.

Селларс принимал участие в съёмках эпизода телесериала «Independent Lens» (2008 год), где выступил с рассказом о постановке оперы Джона Адамса «Атомный доктор».

Творчеству Питера Селларса посвящён документальный фильм «Питер Селларс: портрет» (Россия, Канада , 1998 год , режиссёр Марина Голдовская ) . Селларс был одним из художественных руководителей международного кинофестиваля в Теллуриде .

Особенности творчества

Для Селларса характерен экспериментальный, часто шокирующий зрителя, подход к оперным и театральным постановкам. Он свободно переносит действие пьесы или оперы в настоящее время или даже в будущее, осовременивает её содержание. За это он неоднократно подвергался критике, в том числе и со стороны самих композиторов, оперы которых он ставил. Так Дьёрдь Лигети резко негативно оценил постановку своей оперы «Le Grand Macabre» в Зальцбурге в 1997 году . Вместе с тем у прессы возникло подозрение, что критикой постановки композитор (в ходе репетиций находившийся в зале и не выражавший недовольства) пытался привлечь повышенное внимание к ней. Восторженные отзывы о постановках своих опер «Любовь издалёка» и «Альма Матер» режиссёром дала Кайя Саариахо.

Вот что утверждает сам Питер Селларс о своём творчестве :

«Я хочу сохранить интимность, нежность, поэзию, особенно в век интернета, когда люди в наше время прикасаются только к пластиковым клавишам на компьютере. В музыке интимность кажется мне особенно важной, когда человек, например, касается пальцем струны лютни. Это напряжение так чувственно, так красиво, пробуждаются ощущения, и ты чувствуешь эту невероятную интимность прикосновения. Поэтому для меня очень важно то, как персонажи касаются друг друга на сцене, как возникает истинный человеческий контакт. Не только момент прикосновения, но и эмоции, которые разделяют люди».

Работа с российскими театрами

  • «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера. В 2003 году дирижёр Эса-Пекка Салонен выступил с проектом необычной постановки оперы. К проекту в качестве режиссёра подключился Питер Селларс. Видеоинсталляция была заказана Биллу Виоле . Она была создана Студией Билла Виолы в сотрудничестве с Парижской Национальной оперой, Филармонической ассоциацией Лос-Анджелеса, Линкольн-центром , Галереей Джеймса Кохана и Haunch of Vension (London). Премьера состоялась в 2004 года в Walt Disney Concert Hall (Лос-Анджелес) , а затем в апреле 2005 года в Париже в Opera de Bastille . Зрелищность действия была сведена к минимуму, темп движений артистов замедлен, само действие проходило на фоне образов огня и воды, использованных в гигантской инсталляции. С осени 2005 года спектаклями стал дирижировать вместо Салонена Валерий Гергиев, который привлёк солистов, оркестр и хор Мариинского театра. В этой версии спектакль был показан в Роттердаме . В 2008 году два спектакля постановки прошли с большим успехом в Концертном зале Мариинского театра. Главные партии исполняли Гари Леман, Сьюзен Фостер и Рене Папе . Для исполнения в Санкт-Петербурге была сделана упрощенная полусценическая версия постановки Селларса . Питер Селларс специально для буклета к спектаклю в Санкт-Петербурге подготовил собственное изложение сюжета оперы, отличающееся от традиционного .
  • « Иоланта » Петра Чайковского и «Персефона» Игоря Стравинского . Копродукция 2012 года Королевского театра в Мадриде с Большим театром . Дирижёр — Теодор Курентзис, Художник-постановщик — Георгий Цыпин. Предполагалось, что сначала постановка пройдёт в Мадриде , а затем будет показана на московской сцене в 2014 году. «Иоланта» была поставлена предельно аскетично, персонажи одеты в одежду чёрного цвета современного покроя. «Персефона» трактовалась как мистерия , к её исполнению была привлечена труппа танцоров из Камбоджи . Обе оперы шли в одних и тех же декорациях .
  • «Королева индейцев» Генри Пёрселла в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского. Дирижёром и художественным руководителем постановки выступил Теодорос Курентзис, художником-постановщиком — Гронк. Питеру Селларсу принадлежит новая концепция оперы : вокальные номера с оригинальным текстом Джона Драйдена дополняются декламацией отрывков из романа современной писательницы из Никарагуа Розарио Агиляр «Затерянные хроники terra firma». В незаконченная композитором оперу включены другие самостоятельные светские и духовные произведения Пёрселла. Спектакль удостоен двух Золотых масок. В 2013 году в номинации «Событие года» он стал лауреатом российской театральной премии Casta Diva .

Награды

  • 1983 год. Стипендия Мак-Артура за творческую деятельность и высокий творческий потенциал.
  • 1998 год. Премия Эразма за сочетание европейских и американских традиций в оперных и театральных постановках.
  • 2005 год. The Dorothy and Lillian Gish Prize за «выдающийся вклад в понимание жизни и красоты мира» .
  • 2014 год. Polar Music Prize (иногда называется Музыкальной нобелевской премией, денежное содержание премии — 1 000 000 шведских крон).
  • 2015 год. Золотая маска за лучший оперный спектакль и лично Питеру Селларсу за лучшую режиссуру оперного спектакля («Королева индейцев» Генри Пёрселла) .

Интересные факты

  • Режиссёр утверждает, что каждый день просматривает американские газеты Guardian , The New York Times , Democracy Now , французскую газету Le Monde diplomatique , чтобы иметь не только информацию о событиях в мире, но и широкий спектр мнений о них.
  • Питер Селлерс любит посещать секонд-хэнды , приобретая там для себя и своих друзей необычные и странные предметы гардероба, в первую очередь сорочки.
  • Режиссёр любит шокировать окружающих своим необычным внешним видом :

«Питер Селларс известен своей экстравагантностью. Я обратил внимание на необычно одетого человека ещё за несколько дней до спектакля-концерта. Он был в чём-то невообразимом и весь закутан огромной шалью до пола, которую носят очень старые бабушки, когда им холодно. Всё его одеяние (несвежая и пёстрая рубашка и жилет) было покрыто огромными и невероятно длинными бусами, а на голове красовалось нечто похожее на вертолётную площадку — это и был Селларс».

  • Хобби режиссёра — путешествия. Особое впечатление на него произвела Индия :

«Когда мне был двадцать один год, я поехал в Индию и в шесть часов утра на берегах Ганга в городе Варанаси (Священном городе) моя жизнь изменилась. В шесть часов утра. Это город, где сжигают трупы, где крематорий и дым. Мертвые тела плывут по реке и в то же самое время люди приносят сюда своих младенцев мыться. Младенцы рядом с телами мертвых, и небо темно от дыма крематория, и стервятники кружат над рекою, выискивая плоть. И ты — там, в начале и конце мира одновременно».

Примечания

  1. Дата обращения: 31 мая 2015. 7 июля 2013 года.
  2. Дата обращения: 31 мая 2015. 23 мая 2015 года.
  3. Дата обращения: 31 мая 2015. 16 июля 2015 года.
  4. Дата обращения: 6 июня 2015. 4 марта 2016 года.
  5. Дата обращения: 31 мая 2015. 6 марта 2016 года.
  6. Дата обращения: 31 мая 2015. 4 марта 2016 года.
  7. Дата обращения: 6 июня 2015. 10 августа 2015 года.
  8. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  9. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  10. Манулкина О. Б. от 3 января 2017 на Wayback Machine
  11. Дата обращения: 3 июня 2015. Архивировано из 10 мая 2015 года.
  12. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  13. Дата обращения: 3 июня 2015. 1 июля 2015 года.
  14. Дата обращения: 31 мая 2015. 29 марта 2015 года.
  15. Дата обращения: 3 июня 2015. 23 сентября 2015 года.
  16. Battle, Laura . от 9 октября 2015 на Wayback Machine
  17. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  18. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  19. Дата обращения: 1 июня 2015. Архивировано из 6 марта 2016 года.
  20. Дата обращения: 1 июня 2015. 8 октября 2014 года.
  21. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  22. Дата обращения: 6 июня 2015. 27 июня 2015 года.
  23. Дата обращения: 30 сентября 2017. 3 декабря 2018 года.
  24. Дата обращения: 2 июня 2015. 23 апреля 2015 года.
  25. Дата обращения: 2 июня 2015. 12 апреля 2016 года.
  26. Дата обращения: 2 июня 2015. 30 мая 2011 года.
  27. Селларс, Питер. Краткое содержание. В: Рихард Вагнер. Тристан и Изольда. Буклет к спектаклю. Спб. 2008. С. 2-4.
  28. Дата обращения: 2 июня 2015. 4 марта 2016 года.
  29. Дата обращения: 2 июня 2015. 25 марта 2016 года.
  30. Дата обращения: 31 мая 2015. 12 июня 2015 года.
  31. Дата обращения: 31 мая 2015. 29 марта 2015 года.

Литература

  • Freeman, John. The Greatest Shows on Earth: World Theatre from Peter Brook to the Sydney Olympics. Oxford. 2014.
  • Meyer-Thoss, Gottfried. Extrakte. Peter Sellars — Amerikanisches Welttheater. Berlin. Parthas Verlag. 2004.
Источник —

Same as Селларс, Питер