Interested Article - Дзэами Мотокиё

Дзэами Мотокиё ( яп. 世阿弥 元清 , ок. 1363 — ок. 1443 ) — японский актёр и драматург , автор учения об актёрском искусстве .

Биография

Дзэами Мотокиё родился в деревне Камидзима в Нагаоке в 1363 году . По своему происхождению он принадлежал к актёрской (по отцовской линии), самурайской (дед по отцовской линии) и священнической (по материнской линии ) среде. Его отцом был Канъами Киёцугу (1333—1384), вошедший в историю как создатель театра но . В раннем детстве он был отдан на обучение актёрскому мастерству в цех «Компару- дза ». С 1374 года, когда «Юсаки-дза», труппа Канъами, поступила под покровительство шестнадцатилетнего сёгуна Асикага Ёсимицу , Дзэами стал его пажом . При дворе у Дзэами появилась возможность получить качественное образование и воспитание. В развитии талантов юноши принял большое участие придворный поэт Нидзё Ёсимото . Однажды в своём дневнике он записал: «…во сне видел этого отрока, который показал себя искусным передо мною не только в саругаку , но и в игре в мяч кэмари и в сочинительстве стихов рэнга ». Ёсимото же дал ему артистическое имя Фудзивака, или Товака (букв. «отрок-глициния») . Дзэами стал непосредственным участником придворной жизни и он становился свидетелем многих ритуалов и церемоний .

После смерти отца Дзэами в 1384 году в возрасте 22 лет по цеховскому закону наследования возглавил труппу и получил титул Кандзэ-дайю II («Глава Кандзэ Второй»). Под его руководством труппа укрепилась и вобрала в себя несколько актёрских цехов, потеснив на второй план другие столичные труппы. Дзэами сам продолжал актёрскую деятельность, и в 1399 году после трёхдневного спектакля, прошедшего в присутствии сёгуна, он был официально провозглашён первейшим среди актёров. После смерти в 1408 году Ёсимицу, его покровителя, Дзэами из-за дворцовых интриг был лишён права выступать в столице. Дзэами продолжил выступать в провинции, и в 1413 году был снова назван лучшим актёром. Накануне своего 60-летия (примерно в 1422 году) он постригся в монахи , передал труппу своему старшему сыну и изменил имя на монашеское — Сиоки Киёси (букв. «в благоухании достигший старости»). Хотя он продолжал выступать, но делал это изредка и бо́льшую часть своего времени посвящал обучению актёрскому искусству сыновей и племянника. Именно в эти годы (вплоть до 1434 г.) Дзэами была написана наибольшая часть пьес и трактатов, темой которых было учение о ремесле актёра и сущности исполнительского искусства .

В 1432 году умер старший сын Дзэами — Мотомаса. По мнению некоторых исследователей, это была не естественная смерть, а убийство по политическому мотиву: со времён Канъами семья считалась оппозиционной по отношению к сёгунам Асикага . В возрасте 72 лет Дзэами был сослан на остров Садо , где он продолжил писать пьесы и трактаты . Через три года ему было разрешено вернуться в столицу. Последние годы жизни он провёл в доме зятя Компару Дзэнтику. Дзэами скончался в 1443 году и был погребён в храме Фугандзи провинции Ямато с посмертным именем Сио Дзэнмон .

Трактаты Дзэами Мотокиё

До появления учения Дзэами Мотокиё в японском театре не было разработанных воззрений на актёрское искусство . Идеи, изложенные в 24 трактатах (три из которых не сохранились), Мотокиё завещал хранить и тайно передавать только одному, самому талантливому актёру в каждом поколении . В своих работах он изложил историю саругаку , разработал основные идеи актёрского мастерства, рассмотрел проблематику отношений актёра и зрителя, дал рекомендации, касающиеся написания пьес, пластики движений, музыки, пения и декламации . Вплоть до XX века интерес к трактатам был распространён только в среде актёров, однако с момента первой публикации в 1909 году начались их всемирное признание и изучение .

Список трактатов Дзэами Мотокиё :

  • « Гоин » («Пять мелодий»)
  • « Гоинкёку дзёдзё » («Наставления о пяти мелодиях»)
  • « Дзэси рокудзю-иго саругаку данги » («Беседы о саругаку Дзэами после того, как он достиг 60-летия»)
  • « Какё » («Зерцало цветка»)
  • « Какусю дзёдзё » («Наставления об изучении цветка»)
  • « Касю » («Достижение цветка», не сохранился)
  • « Касю-но ути-но нукигаки » («Извлечения из [трактата] „Достижение цветка“»)
  • « Кинтосё » («Книга о золотом острове»)
  • « Кюи » («Девять ступеней»)
  • « Никёку сантай эдзу » («Книга с зарисовками о двух искусствах и трёх формах»)
  • « Нокакусё », или « Сандо » («Книга о том, как писать но», или «Три пути»)
  • « Мусэки исси » («Следы сна на листе бумаги»)
  • « Онкёку кудэн » («Устное предание о пении»)
  • « Роги » («Шесть принципов»)
  • « Сикадо » («Путь достижения цветка»)
  • « Ситидзю-иго кудэн », или « Кякурайка » («Устное предание, записанное после 70-лет», или «Возвращённый цветок»)
  • « Сюгёку токка » («Оставляю драгоценный камень и обретаю цветок»)
  • « Сюдосё » («Книга о достижении пути»)
  • « Тамбанкан » (не сохранился)
  • « Фукёкусю » («Применение голоса»)
  • « Фуси кадэн », или « Кадэнсё » (« Предание о цветке стиля »)
  • « Фусидзукэсё » («Книга об интонационных выделениях»
  • « Хинан » («Суждения», не сохранился)
  • « Югаку сюдофукэн » («Воззрение на стиль и на пути познания искусства югаку»)

Память о Дзэами

В честь Дзэами назван на Меркурии . В 1963 году американский композитор Алан Хованесс , бывавший в Японии и увлекавшийся театром но , написал «Размышление о Дзэами» для оркестра, Op. 207.

Комментарии

  1. Существует две версии относительно даты рождения Дзэами: 1363 и 1364 год. Большинство японских исследователей придерживается первого варианта .
  2. Мать Дзэами Мотокиё была дочерью буддийского священника .
  3. В течение жизни Дзэами получал ещё несколько артистических имён — Киямата, Мицуро, Хатаси, Дабуцу Дзэами (букв. «исправляющий и ублажающий мир магический будда») .
  4. В Японии ребёнок при рождении считается уже годовалым .

Примечания

  1. , с. 188.
  2. , с. 18.
  3. , с. 189.
  4. , с. 190.
  5. , с. 191.
  6. , с. 194.
  7. , с. 192.
  8. , с. 193.
  9. , с. 9—10.

Литература

Книги
  • Анарина Н. Г. История японского театра. Древность и средневековье: сквозь века в XXI столетие. — М. : Наталис, 2008. — 336 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-8062-0290-2 .
  • Анарина Н. Г. Японский театр но. — М. : Наука , 1984. — 216 с. — 10 000 экз.
  • Дзэами Мотокиё. Предание о цветке стиля: (Фуси Кадэн), или предание о цветке: (Кадэнсё) / Анарина Н. Г. (пер. со старояп., исслед. и коммент.). — Л. : Наука , 1989. — 199 с. — (Памятники письменности Востока. LXXXIX). — 10 000 экз. ISBN 5-02-016625-1 .
  • Hare T. B. . — Stanford University Press , 1986. — 336 p. — ISBN 978-0-8047-2677-1 .
  • Leiter S. L. Zeami Motokiyo // Historical Dictionary of Japanese Traditional Theatre. — Scarecrow Press , 2006. — P. 444—446. — 632 p. — (Historical Dictionaries of Literature and the Arts). — ISBN 0-8108-5527-5 .
  • Quinn S. F. . — , 2005. — 479 p. — ISBN 978-0-8248-2968-1 .
Статьи
  • Mckinnon R. N. (англ.) // The Far Eastern Quarterly. — Association for Asian Studies, 1952. — Vol. 11, no. 3 . — P. 355—361 .
  • Pilgrim R. B. (англ.) // History of Religions. — University of Chicago Press , 1972. — Vol. 12, no. 2 . — P. 136—148 .
Источник —

Same as Дзэами Мотокиё