Родился
17
(
29
) января
1892
года в
Павлограде
, в семье поручика (в дальнейшем — полковника
жандармерии
)
Герасима Львовича Терентьева
и дочери отставного ротмистра Елизаветы (Елисаветы) Михайловны фон Дерфельден. Имел брата и двух сестёр: Владимира (родился 17/29 мая 1894), Ольгу (родилась 28 апреля /11 мая 1897) и Татьяну (родилась 18 /31 мая 1900)
.
В 1916 году женился на родной сестре
Михаила Карповича
Наталье и переехал жить в
Тифлис
, в дом её отца, Михаила Викентьевича Карповича. 11 октября 1916 года у супругов родилась дочь Татьяна
.
В 1922 году безуспешно пытался эмигрировать для воссоединения со своей семьёй. Отправился в
Константинополь (Стамбул)
, но к моменту его приезда визы во
Францию
, где обосновались Терентьевы, выдавать перестали, и ему пришлось вернуться обратно
.
В 1928 году гастролировал с Театром Дома печати в Москве в
Театре Мейерхольда
. Гастроли прошли успешно.
А. Луначарский
предложил перевести театр в Москву, однако ни помещения, ни денег Терентьев не получил, труппа распалась. Терентьев уехал на Украину, ставил в
Одессе
«Чудака»
Афиногенова
, «
Ревизора
» в
Харькове
. Работал в
Днепропетровске
в Русской драме, создал Украинский молодёжный театр.
Арестован в 1931 году в Днепропетровске. По статье 58 осуждён на 5 лет. Отбывал срок на
Беломорканале
, освобождён досрочно в 1934 году. Приехал в Москву. Пробовал, но не смог устроиться на работу в театр. Начал снимать фильм «Восстание камней» о событиях гражданской войны в
Керчи
, работа не была завершена. Терентьева пригласили с агитбригадой по вольному найму на
канал Москва-Волга
. На строительство канала приезжал
М. Горький
, агитбригаду Терентьева фотографировал
А. Родченко
.
28 мая 1937 года Терентьев был арестован повторно в Дмитрове. Расстрелян 17 июня в
Бутырской тюрьме
. Родственникам в 1959 году была выдана фальшивая справка о его смерти в 1941 году от «упадка сердечной деятельности»
[
источник не указан 67 дней
]
.
Немецкий славист
Вольфганг Ка́зак
традиционно пытался идентифицировать Терентьева как «младшего брата» русского футуризма, и устанавливал (как если бы русский футуризм был чем-то прозрачно-ясным) понятные для себя векторы «влияния», — что методологически спорно, так как Терентьев и «41°» с первых шагов с футуризмом категорически размежевались
[
источник не указан 4612 дней
]
(можно говорить лишь о «взаимовлияниях» в среде русского авангарда):
«Терентьев как русский футурист находился под влиянием
А. Кручёных
,
В. Маяковского
и
С. Третьякова
. Его малочисленные публикации обнаруживают тот же самый подход протеста, возвращения к первоначальному значению слова и попытку при помощи отстраняющего способа набора обратить внимание на слово и смысл в новом контексте. К его технике принадлежит, между прочим, приверженность к общеизвестным пословицам, которыми он пользуется как языковым и смысловым материалом»
.
Библиография
— Тифлис, 1919 — 16 c.
Херувимы свистят. Тифлис, 1919
17 ерундовых орудий. Тифлис, 1919
Факт. Тифлис, 1919
Рекорд нежности: Житие Ильи Зданевича. Тифлис, 1919
Трактат о сплошном неприличии. Тифлис, 1920
Джон Рид: Пьеса в четырёх действиях. М.; Л., 1927
Собрание сочинений / Составление, подг. текста, биограф. справка, вступит.ст. и комментарии
М.Марцадури
и
Т.Никольской
. Bologna: S.Francesco,
1988
. — 552 с («Eurasiatica: Quaderni del Dipartamento di Studi Eurasiatici Universita degli Studi di Venezia. 7»)
Un record de tendresse (Рекорд нежности). Paris, 1990
Мои похороны: Стихи. Письма. Следственные показания. Документы / Под ред.
. М.:
Гилея
,
1993
.
Следственное дело Игоря Терентьева / Публ. С. В. Кудрявцева, вступ. ст. и примеч. Н. А. Богомолова и С. В. Кудрявцева // Минувшее: Исторический альманах. 18. М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1995
Мои похороны: Стихи. Киев: Журавль, 1995 (тираж 50 нумерованных экз.)
Вот трагедия Јордано Бруно: в наборе и в авторской рукописи — письме
Илье Зданевичу
/ Общ. ред., публ. и комм.
; разработка плана содержания и графич. оформл.
В.Кричевского
. М.:
Гилея
; А и Б, Типолигон,
2000
. — [16 с.] — [298 нумер.экз.] [
Факсимиле
]. —
Два типографических шедевра. Факсимильное издание. Статьи. Комментарии / Сост. и научн. ред. А. А. Россомахин. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. — 112 с. : ил. + 16 с. + 32 с. [2 факсимильных издания 1919/1920 гг.]. — (AVANT-GARDE; вып. 5).
ISBN 978-5-94380-172-3
= Lexikon der russischen Literatur ab 1917 /
В. Казак
; [пер. с нем.]. —
М.
: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. —
5000 экз.
—
ISBN 5-8334-0019-8
.
. — С. 421.
Литература
Терентьева Т.
Мой отец Игорь Терентьев // Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре. — Bern: Peter Lang, 1991.
Терентьева Т.
И. Долгая, быстрая жизнь. —
М.
: Фолиум, 2007.
Следственное дело Игоря Терентьева (1931) / Публикация С. В. Кудрявцева; вступительная статья и примечания Н. А. Богомолова и С. В. Кудрявцева // Минувшее: Исторический альманах. —
М.
;
СПб.
: Atheneum; Феникс, 1995.
Терентьевский сборник / Под ред.
С. Кудрявцева
. Вып. 1, 2. —
М.
:
Гилея
, 1996, 1998.
Никольская Т.
Игорь Терентьев // Забытый авангард. [Книга 1.] — Wien, [1989]. — С. 95—96.